Государственное управление в сфере экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:10, реферат

Краткое описание

В деятельности органов исполнительной власти в России после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйственной сфере занимали и занимают ведущее место. Положительным итогом напряженных практических действий органов исполнительной власти стало создание негосударственного сектора экономики, проведение широкомасштабной приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.

Содержание

Введение
Понятие государственного и частного секторов
Основные черты экономики в переходный период
Управление промышленным комплексом
Управление транспортным комплексом
Управление агропромышленным комплексом
Опыт зарубежных стран
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

гос.упр.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Российское  агентство по системам управления (РАСУ), согласно Положению о нем, утвержденному  постановлением Правительства от 23 декабря 1999 г., является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере радиоэлектроники и систем управления, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию специальных систем управления и радиоэлектронных комплексов, систем противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, систем и средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы и т.д.

Агентство обеспечивает реалиазцию государственной политики в области радиоэлектронной промышленности.

Министерство  топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом страны, атакже координацию  деятельности предприятии к организаций  электроэнергетики, нефтедобываюшей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности и других организаций топ-ливно-энергетического комплекса по вопросам, отнесенным к его ведению.

Среди важнейших  задач Министерства — обеспечение  потребностей народного хозяйства и населения страны в различных видах топлива.

Минтопэнерго  призвано активно проводить государственную  энергетическую политику. На него возлагается  дальнейшая реализация структурной  перестройки, развитие конкурентной среды, изменение отношений собственности, выполнение программы демонополизации в отрасли. Но наряду с этой работой Министерство нe должно ослаблять государственный контроль за рациональным использованием нефти, газа, угля. Оно обязано заниматься регулированием развитии и использования сырьевой базы.

Топливо и энергетика играют немаловажную роль в установлении добрососедских отношений со странами СНГ, налаживании делового сотрудничества с ними. проведения производственной кооперации в отраслях ТЭК. На специалистов Минтопэнерго возлагается обязанность подготовки материалов для Президента и Правительства, необходимых для переговоров и заключения международных договоров.

В системе государственного управления промышленностью существует Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) — федеральный орган исполнительной власти, на который возложены государственное регулирование в сфере обеспечения промышленной безопасности, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции. Свои функции и полномочия он осуществляет непосредственно и через образуемые им региональные органы (управления округов и инспекции).

Министерство  Российской Федерации по атомной  энергии (Минатом

России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области создания и ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов и атомной энергетики, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) выполняет следующие функции: государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий; лицензирование деятельности в области использования атомной энергии; надзор за соблюдением законодательства с целью обеспечения безопасности. Госатомнадзор имеет свои территориальные органы (управления округов и инспекции).

 

Управление транспортным комплексом

 

Транспортный  комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный, речной, морской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенностями, оказывающими большое влияние на организацию управления.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. "и" ст. 71) находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние и др.

Далее, в сфере  транспортного комплекса действуют специализированные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, другие органы.

Управление  транспортом осуществляется в разных организационно-правовых формах.

Положение о  Министерстве транспорта РФ утверждено Правительством РФ в апреле 1997 г.

Обратим внимание на ряд существенных моментов.

Во-первых, Министерство транспорта РФ (Минтранс России) - федеральный  орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление транспортным комплексом. Причем в его ведении находится непосредственное управление морским, речным и автомобильным транспортом.

Во-вторых, транспортный комплекс - зарегистрированные на территории РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме системы МПС) транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений.

В-третьих, Минтранс России: формирует и реализует  государственную транспортную политику в подведомственных отраслях транспорта; осуществляет государственное управление, регулирование и контроль в пределах своей компетенции; руководит деятельнвавтыо своих территориальных органов и подчиненных предприятий; контролирует условия и эффективность использования лицензий на перевозочную деятельность в транспортном комплексе; осуществляет контроль в отношении морского судоходства и государственный надзор за соблюдением законодательства о торговом мореплавании; организует регистрацию морских и речных судов; контролирует эксплуатацию внутренних водных путей; выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическим лицам и отдельным предпринимателям, приостанавливает или аннулирует их, участвует в приватизации средств морского и речного транспорта, координирует взаимодействие, видов транспорта в транспортных узлах, утверждает устав Российского морского регистра судоходства.

Свою компетенцию  Минтранс России осуществляет во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами.

В состав Минтранса  России входят отраслевые департаменты, Российская транспортная инспекция (с  отделами и филиалами в субъектах Федерации).

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России преобразованы  Правительством РФ в бассейновые  управления водных путей и судоходства, которые производят эксплуатацию и  развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, осуществляют регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности.

Пассажирский  городской и междугородный автомобильный  транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находится  в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

К числу нормативных правовых актов, регулирующих вопросы статуса и системы управления железнодорожным транспортом, относится Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. В этом Законе железнодорожный транспорт характеризуется как основа транспортной системы РФ, разновидность транспорта общего пользования.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-технический комплекс, обеспечивающий во внутреннем и международном  железнодорожных сообщениях потребности  населения в перевозках и производства в транспортных услугах, жизнедеятельность всех сфер экономики. Управление в области железнодорожного транспорта осуществляет Министерство путей сообщения РФ (МПС России).

МПС осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

В систему МПС  России входят: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (унитарное предприятие, имеющее полную самостоятельность).

МПС России устанавливает  границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов  РФ закрывает железнодорожные линии; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта (кроме железных дорог); вносит в Правительство РФ предложения по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог.

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых  грузов. Оно также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

Функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных  войск.

Управление  в области связи и нформатизации  осуществляет Министер-ство Российской Федерации по связи и информатизации. Положение о Министерстве РФ по связи  и информатизации (Минсвязи России) утверждено постановлением Правительства  Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 265.

Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области связи (электрической  и почтовой) и информатизации, а  также координацию в этой сфере  деятельности иных федеральных органов исполнительной власти.

Минсвязи осуществляет руководство службой государственного надзора за деятельностью в области  связи и информатизации, а также  управление находящимися в его ведении  государственными и иными предприятиями и учреждениями.

В компетенцию  Минсвязи в соответствии с возложенными на него задачами входят следующие  функции. Оно:

  • осуществляет регулирование в установленной сфере деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в услугах электросвязи, информатизации и почтовой связи;
  • разрабатывает и проводит научно-техническую политику в области развития федеральной связи и информатизации с учетом обеспечения устойчивости и информационной безопасности;
  • организует разработку и реализацию концепций, основных направлений и схем развития сетей электросвязи, почтовой связи и систем информатизации на основе разрабатываемых прогнозов развития средств и услуг связи и средств информатизации;
  • разрабатывает в установленном порядке федеральные и отраслевые программы развития связи и информатизации в Российской Федерации;
  • разрабатывает проекты федеральных законов и иных нормативных актов РФ, относящихся к сфере ведения Министерства;
  • организует работы по созданию и развитию национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • осуществляет с участием Министерства промышленности, науки и технологий РФ координацию и организацию работ по внедрению новейших технологий, созданию интерактивных систем и информационного обслуживания, оказанию новых услуг в области связи и информатизации и т.д.

 

Управление  агропромышленным комплексом

 

Агропромышленный  комплекс как отрасль экономики  включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.

Знания и  сведения о системе управления в  рассматриваемой сфере можно  получить путем ознакомления и изучения нового Земельного кодекса РФ и анализа  статуса Министерства сельского  хозяйства РФ (Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия от 30 мая 1997 г.).

В укрупненном, институциональном плане основные функции этого Министерства состоят  в проведении государственной политики и осуществлении управления в  агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную. комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны, а также в координации деятельности в названных сферах других органов власти.

Информация о работе Государственное управление в сфере экономики