Государственный бюджет: структура и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:05, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально - экономического строя, государственного устройства.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Государственный бюджет как экономическая категория. . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Роль и структура государственного бюджета в распределении дохода. . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат — копия.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

     Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом - распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

Бюджет воздействует ни экономику  через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как  инструмента влияния на экономику  в целом.

     Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе - основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете».

Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет»  сводится к его трактованию в следующих составляющих:

-как относительно самостоятельная экономическая категория;

-как централизованный фонд денежных средств государства;

-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

-как основной финансовый план государства;

-как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

 

2. Роль и структура государственного бюджета в распределении дохода

 

      В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

     В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Значительная часть национального  дохода поступает в бюджет путем прямого распределения налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.

      Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

      Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.

Такое перераспределение  в значительной степени вызвано  различным уровнем технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.

    Пропорции национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах общественного развития.

    Так, на первых этапах строительства социалистического государства распределение национального дохода было подчинено максимальному сосредоточению фонда накопления в руках государства для обеспечения развития тяжелой промышленности и укрепления обороны страны. Накануне периода индустриализации через государственный бюджет перераспределялась примерно одна четвертая часть национального дохода. В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, и в послевоенный период доля национального дохода, перераспределяемого через бюджет составляла более 60% его величины, причем происходило его интенсивное перераспределение между подразделениями общественного производства, между отраслями производства (главным образом между промышленностью и сельским хозяйством), колхозным и государственным секторами экономики.

При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного  производства и распределении национального  дохода. Основные направления этих преобразований сосредоточение главных  ресурсов государственного бюджета  на приоритетных отраслях экономики, определение  наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых  темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.

      На основании этого возможно более обоснованное решение вопросов рационального распределения и перераспределения национального дохода и формирования бюджета.

Изучая первую фазу этого  воспроизводства (производство личностного  элемента производства) эта фаза включает бюджетные расходы на здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку, профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой квалификации и мастерства работников, необходимо отметить, что эта фаза воспроизводства  рабочей силы органически связана  с расходной частью бюджета. Сюда же относятся так называемые трансфертные платежи (такие виды платежей, которые  затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет), это платежи из бюджета  в виде пенсий, пособий, стипендий  и т.д.

Вторая фаза воспроизводства  личностного элемента производства (распределение работников по отраслям производства и сферам деятельности), в значительной степени связана  с расходной частью бюджетных  средств. Речь идет о содержании за счет бюджетных средств бирж труда  и центров занятости, содержание временно не работающих лиц, находящихся  в статусе безработных, о расходах по трудоустройству незанятой рабочей  силы и т.д.

Третья фаза (фаза потребления (использования) рабочей силы) непосредственно  связана с фазой производства общественного производства.

Здесь происходит процесс  создания материальных благ, совокупного  общественного продукта и национального  дохода с одной стороны, и процесс  потребления рабочей силы с другой. Таким образом, фаза использования  рабочей силы непосредственно связана  с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального производства стоимости прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта (подоходных налогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и т.д.

       Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

      Главным элементом государственных доходов являются налоги. Налоги   представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

     Основными функциями налогообложения являются фискальная и регулирующая. Фискальная функция налогообложения обеспечивает сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условия для функционирования государства. Регулирующая функция налогообложения нацелена на достижение общего рыночного равновесия, коррекцию направлений и темпов экономического роста, а также на создание социального равновесия через перераспределение доходов.

-таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

-государственная пошлина

Из неналоговых же доходов  основными являются следующие виды:

-доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

-доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-доходы от реализации государственных запасов;

-доходы от продажи земли и нематериальных активов;

-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

-административные платежи и сборы;

-штрафные санкции, возмещение ущерба;

-доходы от внешнеэкономической деятельности

В ряду неналоговых доходов  бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных  средств в различных сегментах финансового рынка:

-средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-средства, получаемые от передачи имущества, находящегося государственной или муниципальной собственности, под залог или в доверительное управление;

-средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд;

-плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другими бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству, субъектам или муниципальным образованиям;

-часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей.

    В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.

     Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной передачи средств.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов  бюджетов выделяют собственные и  регулирующие доходы бюджетов. Собственные  доходы бюджетов - виды доходов, закреплённые законодательством государства на постоянной основе. К ним относятся:

-налоговые доходы, закреплённые законодательством за соответствующими бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;

-неналоговые фонды.

      К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты государства или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года).

       Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся  на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения  инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

Информация о работе Государственный бюджет: структура и роль в экономике