Государственный бюджет: структура и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:05, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально - экономического строя, государственного устройства.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Государственный бюджет как экономическая категория. . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Роль и структура государственного бюджета в распределении дохода. . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат — копия.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

-расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

-средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

-расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

      Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят  на:

-Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

-Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

-Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

      С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

 

 

 

 

Заключение

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

    С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

      Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Борисоф Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: Юрайт – Издат, 2005 г.

2.Под ред. Заслуженных деятелей науки РФ, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой «Экономическая теория (политэкономия)»– М.: изд-во Российская экономическая академия, 2000г.

3.Л.А. Дробозина «Общая теория финансов»– М.: «Высшая школа», 2000г.

4.Под ред. проф. Л. А. Дробозиной «Финансы. Денежное обращение. Кредит» - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997г.

5.Е.Б. Коровкина «О доходах и расходах Федерального бюджета», журнал «Финансы» № 8 2004 год.(с.27-29)

6.Носова С.С. «Экономическая теория» - М.: Гуманит. Изд. Центр ЛАДОС, 2003г.

 


Информация о работе Государственный бюджет: структура и роль в экономике