Государственный бюджет, государственный долг и управление им в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
Государственный бюджет…………………………………... 4
Бюджетная система России………………………………... 6
Бюджетная сбалансированность (бюджетный федерализм)…………………………………………………. 9
1.3 Государственный долг…………………………………….... 12
1.4 Внешний долг РФ…………………………………………... 13
1.5 Внутренний долг РФ……………………………………….. 15
2. Динамика бюджетных параметров………………………… 16
3. Динамика внутреннего и внешнего долга………………….
4. Заключение……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Российская Международная Академия Туризма.docx

— 568.22 Кб (Скачать файл)

 Составленный  и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в  Государственную Думу. Вместе с ним  направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления  бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы  и т. п. Одновременно в Государственную  Думу вносятся проекты федеральных  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов.

 Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных  органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов  Федерации и местных самоуправлениях. Проект Федерального бюджета и сопутствующие  документы направляются в Комитет  по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению Государственной  Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам  Думы и в Счетную палату.

 Получив заключения от комитетов, Государственная  Дума начинает рассмотрение бюджета  в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г. принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции  в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием  бюджет передается в Госдуму для  повторного голосования и считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции  РФ).

 Принятый  Федеральный закон о бюджете  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После  этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом  министров РФ по согласованию  с  нижестоящими исполнительными органами.

 Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других платежей и доходов  в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в пределах утвержденных по бюджету  сумм и в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет. Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении правительства

 Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения  детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым  использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.2

 Заключительным  этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета  и утверждение его в законодательных  органах власти. Вся работа по составлению  отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный  таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим  органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете  РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для  осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета существует Счетная  палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным  законом.

1.2 Бюджетная сбалансированность (Бюджетный  федерализм)

 Важной  проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр  сложившихся отношений между  бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой  бюджетной системой, для России чрезвычайно  актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах  бюджетного федерализма, под которым  понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:

 1.Самостоятельность  бюджетов разных уровней (закрепление  за каждым уровнем власти и  управления собственных источников  доходов, право самостоятельно  определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных  доходов и неиспользованных или  дополнительно полученных средств  в вышестоящие бюджеты, право  на компенсацию расходов, возникающих  в результате решений, принятых  вышестоящими органами власти  и управления, право предоставления  налоговых и иных льгот только  за счет собственных доходов  и т. д.);

 2.Законодательное  разграничение бюджетной ответственности  и расходных полномочий между  федеральными, региональными и местными  органами власти и управления;

 3.Соответствие  финансовых ресурсов органов  власти и управления выполняемым  ими функциям (обеспечение вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов нижестоящих бюджетов);

 4.Нормативно-расчетные  (формализованные) методы регулирования  межбюджетных отношений и предоставления  финансовой помощи;.

 С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная  модель бюджетного федерализма, так  как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной  системы, как разграниченность и  самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной  модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые  полномочия Федерации и ее субъектов.

 Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма  существуют. Тем не менее реальная его сущность значительно сложнее  и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов  властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы  налогов, платежей, сборов и системы  бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения  внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах  бюджетных денежных ресурсов между  их источниками (юридическими и физическими  лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов..

 Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции  централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя “обслуживание” государством общества. При этом чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.

 Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является  бюджетное  выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти  понятия пришли к нам из зарубежной практики).

 К расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы (см. Рисунок 1): 

Рисунок 1.Направленность расходов федерального бюджета.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Если  говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и  субъектами федерации, которое позволяет  любому гражданину, проживающему в  России, получать определенный уровень  государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

 В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку  решение задачи обеспечения каждому  гарантированных государством услуг  связано с большими различиями в  экономическом положении тех  или иных регионов, с различным  уровнем затрат и большой дифференциацией  бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому  социальных стандартов, гарантированных  государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический  кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать  численность работников, которые  обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными  географическими должны непременно учитываться при организации  горизонтального выравнивания бюджетной  обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно  усложняет и без того непростую  задачу бюджетного выравнивания.

 Решение проблем бюджетного федерализма  в конечном итоге позволит стабилизировать  российскую государственность, повысить управляемость и объективность  нашей рыночной экономической системы.

1.3 Государственный долг.

 

 Современная фискальная политика признает использование  бюджетных дефицитов для целей  стабилизации экономики. А это может  привести к образованию и росту  государственного долга.

 Причинами возникоовения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть  ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных  расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и  дефицитное финасирование. Рост налогообложения  приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая  часть военных расходов финансируется  за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюждетным дефицитам.

 Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящиие к увеличению правительственных  расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

 В определении  размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно  утверждать, что богатая нация  имеет большую возможность выдерживать  государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

 Национальный, или государственный, долг - это общая  накопленная сумма всех положительных  сальдо бюджетов федерального правительстваза  вычетом всех дефицитов, которые  имели место в стране. Различают  внешний и внутренний государственный  долг.

 Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению.

 Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации  и опасность переложения долгового  бремени на будущие поколения. В  настоящее время государственный  долг занимает особое место среди  болевых проблем современной  бюджетной политики России.

 Существенной  проблемой для бюджетной системы  становится также практически неуправляемый  и неконтролируемый рост объемов  облигационных займов субъектов  Федерации. Последствия этого могут  превзойти аналогичные тенденции  роста ГКО, поскольку территориальные  займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.

1.4 Внешний долг Российской Федерации
 

 Проблема  внешней задолженности требует  постоянного контроля, поскольку  может оказывать очень серьезное  негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Нельзя забывать, что глубокий более чем  десятилетний кризис в Латинской  Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно  высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.

  Внешний долг России

 Источник:          «www.protown.ru» 

Информация о работе Государственный бюджет, государственный долг и управление им в России