- сокращение налогов в целях
стимулирования экономики;
- усиление влияния политического
бизнес-цикла в последние годы,
связанное с проведением "популярной"
макроэкономической политики увеличения
государственных расходов и снижения
налогов перед очередными выборами;
- повышение долгосрочной напряженности
в бюджетно-налоговой сфере в результате:
- увеличения государственных расходов
на социальное обеспечение и
здравоохранение (преимущественно
в тех странах, где возрастает
доля пожилого населения)
- увеличения государственных расходов
на образование и создание новых
рабочих мест (преимущественно в тех странах,
где возрастает доля молодого населения)
Отсюда
ясно, что в условиях динамично развивающейся
экономики с устойчивыми, а главное –
эффективными международными связями
бюджетный дефицит (конечно, в разумных
пределах) не страшен. Поскольку в долг
жили и продолжают жить многие экономически
развитые государства. Правда, при этом
количество не должно переходить в отрицательное
качество, т.е. сумма полученных государством
в долг финансовых ресурсов не должна
ложиться тяжким грузом на экономику страны,
на плечи налогоплательщиков, сопровождаться
сокращением социальных программ.
Показатели
и проблемы количественной оценки.
Количественная
оценка бюджетного дефицита объективно
усложняется следующими факторами:
1.
Обычно при оценке величины
государственных расходов не
учитывается амортизация в государственном
секторе экономики, что приводит к объективному
завышению размеров бюджетного дефицита
и государственного долга.
2.
Важная статья государственных
расходов – обслуживание задолженности,
т.е. выплата процентов по ней
и постепенное погашение основной
суммы долга (амортизация долга).
Государственные
расходы должны включать только реальный
процент по государственному долгу,
равный RrD, а не номинальный процент,
равный RnD, где D – величина государственного
долга, Rr – реальная ставка процента.
Объявленный в отчетах официальный
бюджетный дефицит часто завышается на
величину pD, т.к., по уравнению Фишера, p=Rn-Rr. При высоких темпах инфляции
эта погрешность может быть значительной,
т.к. в периоды роста инфляции
Завышение бюджетного дефицита связано
с завышением величины государственных
расходов за счет инфляционных процентных
выплат по долгу. Возможны ситуации, когда
номинальный (официальный) дефицит
государственного бюджета и номинальный
долг растут, а реальный дефицит и долг
снижаются, что затрудняет оценку эффективности
бюджетно-направленной политики правительства.
Поэтому при изменении бюджетного дефицита
необходима поправка на инфляцию Реальный
дефицит госбюджета = Номинальный дефицит
госбюджета – Величина государственного
долга на начало года * Темп инфляции
3. При оценках дефицита государственного
бюджета на макроуровне, как
правило, не учитывается состояние
местных бюджетов, которые могут
иметь излишки.
Нередко местные органы власти целенаправленно
искажают статистическую информацию о
состоянии местных бюджетов, чтобы
снизить налоговые отчисления в
Федеральный бюджет. Эта закономерность
характерна практически для всех
переходных экономик, в которых наметилась
тенденция к фискальной децентрализации.
В итоге, при оценке дефицита Федерального
бюджета происходит завышение.
4. Наряду с измеряемым (официальным)
дефицитом государственного бюджета
как в индустриальных так и
в переходных экономиках, в т.ч.
и в России, существует его скрытый дефицит
обусловленный квазифискальной (квазибюджетной)
деятельностью ЦБ, а также государственных
предприятий и коммерческих банков.
Скрытый дефицит бюджета занижает
величину фактического бюджетного дефицита
и государственного долга, что нередко
делается целенаправленно (например, перед
выборами), а также в рамках "жесткого"
курса правительства на ежегодно сбалансированный
бюджет.
Таким образом, абсолютные размеры
бюджетного дефицита и государственного
долга не могут служить надежными
макроэкономическими показателями, тем
более, что задолженность обычно увеличивается
по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно
использовать относительные показатели
задолженности.
Расчет бюджетного дефицита
Первичный дефицит государственного
бюджета представляет собой разность
между величиной общего дефицита и суммой
процентных выплат по долгу. При долговом
финансировании первичного дефицита увеличивается
и основная сумма долга и коэффициент
его обслуживания, т.е. возрастает "бремя
долга" в экономике. Увеличение первичного
излишка позволяет избежать самовоспроизводства
долга.
BDобщий=(G+N+F)-T; BDпервичный=(G+F)-T;
где G – государственные закупки
N – выплаты
по обслуживанию долга
F – трансферты
T
– налоговые поступления в бюджет
N=D*Rr;
где N – выплаты по обслуживанию долга
D – величина
долга
Rr – реальная
ставка процента
Долговое финансирование дефицита
государственного бюджета увеличивает
ставки процента и, следовательно, сокращает
инвестиционные расходы.
Существует три подхода к
регулированию Федерального бюджета:
1 – ежегодное балансирование
бюджета,
2 – циклическое балансирование
бюджета,
3 – отказ от балансирования
бюджета, но стабилизация экономики.
Для
балансирования бюджета правительство
должно:
или
1 – увеличить ставки налога,
или
2 – сократить государственные
расходы,
или
3 – использовать сочетание этих
двух мер.
Для
ликвидации грядущих бюджетных излишков
правительство должно:
или
1) снизить ставки налога
или
2) увеличить правительственные расходы
или
3) использовать сочетание этих двух
мер
Но
эти меры увеличивают совокупность
спроса и поднимают цены.
График
циклически балансируемого бюджета
показывает, что во время спада
экономики правительство осуществляет
антициклическую политику, снижает
налоги и увеличивает расходы, сознательно
вызывая дефицит бюджета.
В
ходе последующего инфляционного подъема
оно повышает налоги и урезает
правительственные расходы. Федеральный
долг, образовавшийся в период спада,
покрывается положительным сальдо бюджета,
возникшим в период подъема. Однако, подъемы
и спады в экономическом цикле могут быть
неодинаковы по глубине и длительности.
Длительный и глубокий циклический спад,
за которым последует короткий и незначительный
период процветания, приведет к появлению
циклического дефицита федерального бюджета,
вызванного спадом деловой активности
и обусловленным им сокращением налоговых
поступлений.
Теория
функционального финансирования рассматривает
проблему государственных дефицитов и
излишков как малозначительную по сравнению
со спадами экономики и инфляцией.
Функциональное
финансирование – использование
фискальной политики для обеспечения
производства неинфляционного ЧНП
в условиях полной занятости независимо
от воздействия этой политики на государственный
долг. Причем по мере ускорения роста экономики
налоговые поступления автоматически
возрастают и при данных правительственных
расходах дефицит отчасти самоликвидируется.
Возможные
последствия крупных дефицитов.
Для
финансирования своих расходов правительство
выходит на денежный рынок и вступает
в конкуренцию с частным сектором
за получение средств. Это поднимает %
ставку при данном предложении денег.
Рост ставки процента имеет 2 последствия:
1.
он снижает частные внутренние
инвестиции, особенно в долгосрочном
плане. Государственные средства
используются, как правило, на
финансирование оборонных и потребительских
нужд.
2.
более высокий уровень процента
по правительственным и частным
бумагам делает финансовые инвестиции
в стране более привлекательными для иностранцев
Приток иностранных средств
представляет собой прирост внешнего
долга.
Приобретение высокодоходных ценных
бумаг данной страны иностранцами предполагает
первоначальное приобретение ими ее
национальной валюты. Это увеличивает
общемировой спрос на последнюю
и ее международную цену.
Рост международной ценности валюты
данной страны уменьшает ее экспорт
товара и увеличивает импорт.
Сокращение чистого экспорта товаров
оказывает сдерживающее воздействие
на экспортно- ориентированные отрасли
и отрасли, конкурирующие с импортом.
Вывод: стимулирующее воздействие
дефицита Федерального правительства
может быть сглажено эффектом вытеснения
и отрицательным эффектом чистого экспорта.
Крупные дефициты Федерального правительства
одной страны оказывают влияние
на экономику другой страны – экспортера
капитала.
Методы борьбы с крупными дефицитами
и ростом государственного долга.
1. Введение конституционной поправки,
законодательно устанавливающей
ежегодно сбалансированный бюджет.
2. Требование ежегодного сокращения
дефицитов до момента достижения сбалансированного
бюджета.
3. Предложение об установлении
новых федеральных налогов или
введение более высоких ставок
действующих налогов.
4. Усиление приватизации экономики
посредством продажи государственных
активов и программ в частный сектор.
5. Предоставление президенту права
вето по строкам и статьям
бюджетных расходов.
2.5. Мультипликатор сбалансированного
бюджета.
Многие экономисты
изучали вопрос, каков мог бы
быть результат объединения эффектов
увеличения налогов и увеличения государственных
расходов. Первый и, как кажется, наиболее
очевидный ответ состоит в том, что равный
по величине прирост и государственных
закупок и налогов не должен оказать какого-либо
влияния на уровень доходов. Однако этот
вывод является ошибочным. Почему?
Предположим, что
объем государственных закупок
увеличивается от нуля до 100 и
на такую же величину возрастают
налоги. Инвестиции равны 250, а
показатель MPC составляет 0,75. Прирост
правительственных расходов почти сразу
вызывает увеличение совокупного спроса
на 100 единиц. И одновременно прирост налогов
сокращает величину располагаемого дохода
на 100 единиц. Однако – и этот пункт является
здесь ключевым – сокращение располагаемого
дохода на 100 единиц уменьшает совокупный
спрос только на 75 (0,75∙ 100), т.е. на величину
равную произведению MRC и суммы сокращения
располагаемого дохода. Таким образом,
спрос на товары при первоначальном равновесном
уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за
увеличения государственных закупок)
и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения
налогов). Итак, при исходном уровне доходов
равном 1000, совокупный спрос показывает
чистый прирост в 25 единиц. Следовательно,
выпуск продукции увеличился. И этот прирост
равновесного выпуска продукции равен
величине мультипликатора 4, помноженной
на сумму прироста спроса при исходном
уровне выпуска продукции в 1000 единиц.
На рис.1 показано, как
влияние со стороны возросших
государственных расходов и сократившегося
уровня потребления, взятых вместе,
перемещает кривую АД вверх, в положение
АД1
Рис.1 Совместное влияние увеличения
государственных расходов и роста
налогов.
Государственные расходы
возрастают с нуля до 100, и одновременно
на 100 единиц увеличиваются налоги.
Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов.
Новая кривая совокупного спроса АД1
пересекает биссектрису системы координат
в точке Е1. Это означает, что равновесный
уровень доходов теперь выше, чем он мог
бы быть при полном отсутствии государственных
расходов и налогообложения. Новый равновесный
уровень доходов равен 1100(1000 +4∙25). Наши
рассуждения предполагают, что величина
прироста равновесного уровня доходов
может быть вычислима с помощью стандартной
формулы мультипликатора: мультипликатор
– прирост расходов при исходном, первоначальном
уровне доходов.
Данный пример является
хорошей иллюстрацией особого
варианта фискальной политики: фискального
расширения сбалансированного бюджета,
когда и налоги и правительственные
расходы увеличиваются на одинаковую
величину. В этом случае мы получаем знаменитый
эффект действия мультипликатора сбалансированного
бюджета.
Мультипликатор сбалансированного
бюджета устанавливает, что прирост
правительственных расходов, сопровождаемый
равными по величине приростом
налогов – имеет своим результатом увеличение
выпуска продукции.
Причина того, почему
объем выпуска продукции увеличивается
(вместо того, чтобы оставаться
неизменным), состоит в том, что
прирост государственных расходов
приводит к незамедлительному
увеличению совокупного спроса на величину
этого прироста, в то время как прирост
налогов, как только что могли видеть в
приведенном примере, сокращает уровень
потребительского спроса на гораздо меньшую
величину. Эти два эффекта взятые вместе,
действительно приводят к увеличению
совокупного спроса и, следовательно,
являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном
уровне инвестицией результат
действия мультипликатора сбалансированного
бюджета будет еще более специфичен.
Как и предполагалось в приведенном
выше примере, величина мультипликатора
сбалансированного бюджета в этом случае
будет в точности равна 1. А это означает,
что объем выпуска продукции будет увеличиваться
ровно на величину прироста правительственных
расходов.
Глава 3. Российский бюджет, проблема
сбалансированности.
3.1Структура гос.бюджета РФ.