Общее понятие государственного бюджета
приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации. "Бюджет –
форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления".
Однако в Бюджетном кодексе дано слишком
общее понятие, характеризующее лишь одну
его сторону – как "Форму образования
и расходования денежных средств…"
В материальном понимании государственный
бюджет представляет собой централизованный
в масштабах государственного или
административно-территориального образования
денежный фонд, который находится
в распоряжении соответствующих
органов государственной власти
и местного самоуправления.
Рис. 1. Консолидированный бюджет Российской
Федерации.
Формирование и использование
государственного бюджета в Российской
Федерации имеет ряд отличительных черт.
Будучи финансовым планом, государственный
бюджет характеризуется следующими чертами:
1. Составление и использование
бюджета носит ярко выраженный
балансовый характер.
Балансовый метод разработки планов
является одним из важных методов установления
пропорций в народном хозяйстве. Балансовый
метод бюджета позволяет наметить необходимые
соотношения между объемом денежных доходов
и размером расходов. Анализ складывающегося
баланса бюджета (по доходам и расходам)
позволяет делать вывод о необходимости
изменения тех или иных пропорций в плане,
изыскания дополнительных ресурсов или
сокращения тех или иных расходов.
2. Формирование и использование
государственного бюджета базируется
на сочетании централизованных
начал с инициативой местных органов власти.
Развитие местного самоуправления – экономическая
основа реализации принципа развития
демократического общества.
3. С помощью государственного
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями
народного хозяйства, субъектами Российской
Федерации и иными сферами.
4. Отличительной чертой государственного
бюджета является его народно-хозяйственный
характер. Бюджет страны связан
со всеми отраслями народного
хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом
как по формированию бюджета доходами,
так и по линии финансирования их. Выполнение
этих функций бюджетом сочетается с его
активным воздействием на процесс производства,
роста накоплений.
Для составления отчетов об исполнении
бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации используется единая
бюджетная классификация РФ, утвержденная
Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ
"О бюджетной классификации РФ" с
изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.
Основные принципы бюджетной классификации
полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ
(гл. 4), согласно которому бюджетная классификация
включает:
1. классификацию доходов бюджетов
РФ;
2. функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ;
3. ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета;
4. экономическую классификацию
расходов бюджетов РФ;
5. классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов
РФ;
6. классификацию источников внешнего
финансирования дефицита федерального
бюджета;
7. классификацию видов государственных
внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований;
8. классификацию видов государственного
внешнего долга РФ и государственных
внешних активов РФ.
Особое внимание обращено на доходы
бюджетов разных уровней (рис.2).
Доходы бюджета – денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
в распоряжение органов государственной
власти соответствующего уровня.
Рис.2 Структура
доходов бюджета.
Согласно действующей бюджетной
классификации все доходы бюджетов
делятся на следующие виды [8, c. 99]:
1. Налоговые доходы, которые включают
в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход,
прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости
от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных
ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым
в соответствии со ст. 41 Бюджетного
кодекса относятся:
- доходы от использования имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате
применения мер гражданско-правовой,
административной, уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
- доходы в виде финансовой
помощи, полученной от бюджетов
других уровней бюджетной системы
РФ, за исключением бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль
Банка России, доходы от внешнеэкономической
деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст.
45 Бюджетного кодекса РФ) включают
следующие поступления:
- от нерезидентов;
- от других уровней власти (дотации,
субвенции, средства, перечисленные
по взаимным расчетам, трансферты, прочие
безвозмездные поступления);
- от государственных внебюджетных
фондов;
- от государственных предприятий
и учреждений;
- от наднациональных организаций.
Бюджетные расходы – это денежные
средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы
по следующим направлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов
РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых
исключительно из федерального бюджета
(рис. 3):
Рис. 3. Направленность расходов федерального
бюджета.
- обеспечение деятельности Президента
РФ, Федерального собрания РФ, Счетной
палаты РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ и т.д.;
- функционирование федеральной
судебной системы;
- осуществление международной
деятельности в общефедеральных
интересах;
- национальная оборона и обеспечение
безопасности государства, осуществление
конверсии оборонных отраслей
промышленности;
- фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому
прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного,
воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной
энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий
федерального масштаба;
- исследование и использование
космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся
в федеральной собственности или в ведении
органов государственной власти РФ;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного
долга РФ;
- компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных пенсий
и пособий, других социальных выплат;
- пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального
резерва;
- проведение референдумов и
выборов РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение реализации решений
федеральных органов государственной
власти;
- обеспечение осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых
на другие уровни власти;
- финансовая поддержка субъектов
РФ;
- федеральный статистический учет;
- прочие расходы.
3.2 Проблема сбалансированности
гос.бюджета РФ.
Сбалансированность бюджета достигается
разными методами; одни из них применяются
при формировании бюджета; другие
- при его исполнении.
В России в последние 15 лет происходят
значительные изменения в бюджетной
системе направленные, на совершенствование
бюджетного планирования в целях повышения
эффективности бюджетных расходов .
В наше время наибольшим приоритетом
при составлении бюджета РФ пользуются
агропромышленный, топливно-энергетический,
военно-промышленный комплекс и транспорт.
В расходах на национальную экономику
более 60% составляют дотации приоритетным
отраслям экономики.
Большое значение имеет социальная
направленность бюджетных расходов.
Приоритетом социальной политики РФ
является государственная поддержка
наименее защищенных слоев населения
(пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных
семей), а также стабилизация финансирования
учреждений здравоохранения, образования
и культуры.
После кризисного спада эпохи радикальных
экономических реформ и застоя 1996—1999
гг. в 2000—2006 гг. экономика России продемонстрировала
серьезную положительную динамику, при
которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный
рост ВВП составил около 7 %.
Однако, необходимо отметить, что экономический
рост, наблюдаемый в эти годы являлся
восстановительным, во многом вызван реформами
после смены общественного строя. Его
темпы постепенно начали спадать.
Рассмотрим итоги исполнения бюджетов
в 2006-2011х гг:
В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный,
это связано с впечатляющим непрерывным
экономическим ростом в 1999—2008
годах, с резким увеличением реальных
доходов населения и повышением качества
жизни.
В 2009 – 2010 гг. наблюдался дефицит бюджета.
В 2008 году произошел мировой экономический
кризис, который отразился и на российской
экономике. В 2009—2010 годах экономика
находилась в состоянии экономического
спада и стагнации.
Затем состояние экономики стабилизировалось,
в 2011 году российская экономика вошла
в фазу экономического роста и бюджет
России стал профицитным.
Экономика России в 2012 году характеризуется
следующими достижениями, которые
естественно оказывают влияние на бюджет:
1.Завершение вступления России
в ВТО
2. Невысокие темпы инфляции и
стабильный валютный курс
3. Относительно невысокий уровень безработицы
В то же время:
1.Произошло замедление роста
экономики практически до нуля
2.Отток капитала за рубеж
(более $70 млрд), который наблюдался
даже в условиях экономического
роста;
3. Сохранение доминирования государства
в экономике;
4.Сохранение зависимости от
нефтяных цен и отсутствие
сдвигов в этой сфере [14].
Однако уже в 2013 году экономический
рост в России начал замедляться. Причины
такой ситуации глава правительства Дмитрий
Медведев видит в снижении промышленного
производства, замедлении темпов роста
строительства, которое формирует крупнейшие
инвестиции в основной капитал, а также
торговли. Также на российской экономике
сказывается неблагоприятная конъюнктура
в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.
Можно сделать вывод, что оптимальным
состоянием государственного бюджета
России является сбалансированный
бюджет.
При профиците бюджета хоть и
появление дополнительных денежных
средств вызывает определенные проблемы
их рационального использования, но
эти средства можно направить
на различные благие цели, среди
которых:
развитие экономики
инновации
выплата государственных трансфертов
И таким образом достигать сбалансированности
экономики.
Но и в случае дефицита бюджета
существует необходимость и возможность
его покрытия и достижения сбалансированности.
Сбалансированность при дефиците достигается
следующими мерами:
государственные займы, осуществляемые
путем выпуска ценных бумаг от
имени Российской Федерации
бюджетные ссуды
и бюджетные кредиты, полученные
от бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ
поступления от продажи имущества,
находящегося в государственной собственности
кредиты правительств иностранных
государств, банков и фирм, международных
финансовых организаций, предоставленные
в иностранной валюте .
Государство всегда должно стремиться
к сбалансированности бюджета. Этот
принцип утвержден Бюджетным Кодексом
РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована
на поддержание финансовой стабильности,
реальности и выполнимости бюджета, утвержденного
на предстоящий год.
Таким образом, хотя достижение равенства
доходов и расходов бюджета является
довольно редким случаем в практике
составления бюджетов, но все же, его можно
достичь путем сдерживания роста государственных
расходов и установления в стране уровня
налогообложения, который в достаточной
мере покроет всех необходимые общественные
потребности. Основной целью цивилизованного
государства должно являться обеспечение
экономического роста и благосостояния
народа. А для России – достижение высоких
темпов экономического роста, являющееся
основой повышения уровня жизни населения.
Причем рост должен быть интенсивным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Бюджет занимает
очень важное место в финансовой
системе страны, а значит, имеет
основополагающее значение для
развития экономической и политической
ситуации в государстве. Средства
из бюджета используются на
финансирование затрат по осуществлению
функций государства.
В заключении необходимо
отметить, что бюджетная политика
как экономическая категория
– это часть экономических
отношений направленных на достижение
экономической эффективности, социальной
справедливости и политической стабильности.
В курсовой работе
была рассмотрена проблема Российского
бюджета. Только высокие темпы
реального экономического роста
при низкой инфляции позволят
не только достаточно быстро
расплатится с госдолгом (внешним
и внутренним), но и обеспечить низкую
ставку рефинансирования и рост курса
рубля. Несомненно, проблема российских
долгов вполне решаемая, и достаточно
быстро, но при условии – принимаемые
меры должны обеспечивать устойчивый
экономический рост.