Государственный долг: структура и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

В экономической литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны.

Содержание

Введение
1.Государственный долг: содержание и основные формы
1.1.Сущность и понятие
1.2.Структура государственного долга
2.История государственного долга Российской Федерации
3.Управление государственным долгом, современные задачи
3.1.Управдение государственным долгом
3.2.Принципы управления государственным долгом
3.3.Основные задачи по управлению государственным долгом
3.4.Проблемы и экономические последствия
4.Современная ситуация Российской Федерации на рынке государственного долга
4.1.Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
4.2.Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

  

6

В результате государственные  долги растут в разных странах  различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем  в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.                

   Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

 

1.2.Структура государственного  долга

 

   Существует  несколько классификаций государственного  долга в зависимости от

признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть,

выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

  Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает

задолженность не только Правительства РФ, но и органов  управления республиками, входящими  в состав Российской Федерации, местных  органов власти. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

   Различают  внутренний и внешний государственный долг. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

 Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Основной долг – это  номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Согласно существующим уровням государственной власти различают

 

7

государственный долг Российской Федерации и долг субъектов РФ. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют  муниципальный долг.[4]

  В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

- кредитные  соглашения и договоры, заключенные  от имени Российской Федерации,  как заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;

- государственные  займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и  соглашения о получении Российской  Федерацией бюджетных ссуд и  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

- договоры о  предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

- соглашения  и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

   Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты Центрального банка. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно.

   Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

 Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

 

 

 

 

8

Глава 2. История государственного долга Российской Федерации

 

   Кредитная история  России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6% займы 1917-18гг.  Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

   На протяжении  всего XIX и в начале XX века расходы  государства превышали его доходы. Во второй половине XIX  века  правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

   Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный.  Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 миллиардов золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые  в то время на рынке, разделялись  на 3 категории:

- краткосрочные

- долгосрочные

- бессрочные

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом  и  колебался  от  3 месяцев до 1 года. Купюры  выпуска не должны были превышать 500 рублей. Право  эмиссии  по  краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств  в  каждый  момент  не  превысит 50 миллионов  рублей.  В 1905 году  права министра были расширены до 200 миллионов  рублей  с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

   Основу государственного  долга составляли долгосрочные  и бессрочные займы. Долгосрочные  займы могли заключаться на  достаточно длительные сроки  — от 

 

9

пятидесяти до восьмидесяти  лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент  -  для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

   Также существовало  формальное определение внутренних  и внешних займов. Первые ориентировались  на иностранного покупателя и  обращение за границей.

Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление  не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних - для иностранцев не существовало.

   В 1906 году  в Основном законе имелась статья 114, которая гласила: “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское правительство  в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию  надежного заемщика, который действует  на рынке аккуратно, не злоупотребляя  своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не  всегда с целью реализация какого-либо конкретного  проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить  долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались  просто бумажками.

   Теперь подойдём  к более не далёким годам.  Так в 1991 году после распада  СССР сначала предполагалось, что  каждое из государств будет  нести свою долю ответственности  по внешнему долгу (союзный  долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.

Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать  свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что  Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть

Обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии

 

10

МВФ в Мадриде стороны  нашли компромисс, договорившись, что  должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами. Сделка с клубом вышла на финишную прямую.

   Согласно введенному  в 1994г. порядку формирования  российского государственного бюджета  все платежи в нем по внешнему  долгу учитываются теперь в  рублевом эквиваленте. Это ограничивает  возможности России увеличивать  долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому вопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Ежегодно правительством подготавливается программа государственных внешних заимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает 100 млн. долл.

Информация о работе Государственный долг: структура и управление