Государственный долг Республики Беларусь и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Цель работы:: раскрыть сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи:
1.1 Экономическая сущность государственного долга
1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия
2. Государственный долг в Республике Беларусь и динамика его роста
2.1 Государственный долг в Республике Беларусь
2.2 Анализ динамики внутреннего и внешнего в Республике Беларусь долга за первый квартал 2013
2.3 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС.ДОЛГ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

• кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»);

• кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т. п.);

• объем продаж государственных долговых обязательств, распространяемых среди юридических лиц;

• облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;

• казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.);

• просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;

• вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Следует отметить: государственный долг из-за плохого обслуживания может постоянно увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства.

Российские авторы научных трудов XVIII-XIX веков в области финансового права, исследуя в своих работах эволюцию отношений по поводу государственного долга, сформулировали некоторые общие правовые принципы государственного внутреннего долга, назвав среди них такие как возвратность, добровольность срочность и возмездность.

Принцип возвратности государственного долга означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат долга может осуществляться двумя способами:

1) вся сумма долга возвращается  по истечении срока разовым  платежом;

2) возврат денежных средств производится  частями, если это допускается договором государственного займа.

Принцип возвратности государственного долга был сформулирован в результате эволюции такого признака государственного долга, как невозможность отказа государства от исполнения принятых на себя обязательств, и наполнения его современным содержанием.

Добровольность отношений из государственного долга выражается в следующем:

1) в форме государственного долга, который существует исключительно  в виде соответствующих договоров  и соглашений, заключаемых на  основе взаимосогласованной воли сторон;

2) в невозможности изменения  условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том  числе сроков выплаты и размера  процентных платежей, срока обращения.

Принцип добровольности сформулирован отчасти с учетом такого признака государственного долга, как особый субъект на стороне должника - государство.

Задачи государства, его права по отношению к гражданину и ответственность перед гражданином явились предметом многочисленных научно-правовых исследований. Кульминацией таких исследований и их логическим выводом явился тезис о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" [6, с. 165].

Особая социальная роль государства, невозможность принуждения со стороны государства личности к действиям, влекущим ущемление его прав, в конечном итоге, сформулировали принцип добровольности государственного долга. Соблюдение принципа добровольности свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов и, таким образом, непринуждение к вступлению в правоотношения является обязательным условием функционирования государственного внутреннего долга.

Гарантией добровольности заемных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом.

Привлечение государством временно свободных денежных средств на условиях возмездности выражается не только в получении кредитором прямой выгоды в виде доходности государственных ценных бумаг, но и в предоставлении участникам фондового рынка дополнительной выгоды в виде льготного налогообложения доходов и операций по государственным ценным бумагам.

Принцип срочности означает привлечение заемных денежных средств на определенное время, по истечении которого сумма долга должна быть возвращена. Срок по договору государственного займа может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором.

Принцип срочности отчасти эволюционировал из такого признака государственного долга, как невозможность отказа государства от исполнения принятых на себя обязательств. Раз обязательство должно быть исполнено, значит, эта обязанность должна быть обусловлена некими временными рамками. Срок играет в этой ситуации двоякую регулирующую роль. С одной стороны, поскольку государство с неизбежностью должно выполнить принятые на себя обязательства, то получатель денежных средств и финансовый рынок всегда готов принять и переварить полученные от государства деньги. С другой стороны, государство, будучи осведомленным о сроке исполнения своего обязательства, заранее планирует необходимые суммы в бюджете очередного финансового года.

 Внешним государственным долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Основными причинами появления внешнего долга являются:

1) прямое  заимствование средств  у иностранных государств, частных  компаний;

2) продажа государственных ценных  бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам.

В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Для экономического анализа  оценивают относительную величину внешнего долга.

По оценкам Всемирного банка и МБРР к числу государств, считающихся несущими тяжелое бремя внешних долгов, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни в среднем в течение трех лет. Этими показателями являются:

1) Отношение общей суммы внешнего  долга к валовому внутреннему  продукту, если оно превышает 50%.

2) Отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если оно превышает 27, 5%.

3) Отношение годовых платежей  по погашению и обслуживанию  внешнего долга к экспорту  товаров и услуг, если оно превышает 30%.

Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика таких показателей, как отношение  ВВП к численности населения страны и отношение и долга к численности населения.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге происходит утечка денег и капитала за рубеж, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые невыгодны для страны-заемщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Последствия наращивания государственного долга могут обнаружиться в разных формах [6, c. 333].

1. Прежде всего, обратим внимание на то, что государственный долг — это стремление страны жить за счет будущих поколений. Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.

2. Задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире).

3. В среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно четко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.

4. Обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.

5. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т. п.) может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

1) Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

2) Текущий государственный долг составляют расходы по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг можно также классифицировать как по типу кредиторов (долг международным организациям, банкам, органам управления других государств, зарубежным компаниям, физическим лицам и т.д.), так и по типу долгового обязательства (облигации, векселя, ссуды и др.).

Таким образом, к основным функциям государственного долга относятся фискальная и стабилизирующая. Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг – это долг правительства перед физически-ми и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Правовыми принципами государственного внутреннего долга являются возвратность, добровольность, срочность и возмездность. Внешним государственным долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Основными причинами появления внешнего долга являются прямое  заимствование средств у иностранных государств, частных компаний и продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего.

 

 

2 Государственный долг в Республике Беларусь и динамика его роста

 

2.1 Государственный долг  в Республике Беларусь

 

Государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь  на определенный период времени.

Государственный долг Республики Беларусь имеет следующие формы долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

- государственные гарантии, гарантии  правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

- соглашения и договоры, заключенные  от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет.

Порядок образования, обслуживания и управления внутренним государственным долгом Республики Беларусь до 1 января 2009г. регулировался  Законом  Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. № 2328-XII « О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также Законом от 24 сентября 1996 г. № 615-XIII « О внесении изменений в закон Республики Беларусь « О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»».

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

В соответствии с Бюджетным кодексом, под внутренним  государственным  долгом понимается выраженная в форме  государственных долговых  обязательств задолженность Кабинета Министров  Республики  Беларусь  перед  юридическими  и  физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями по  внутреннему  государственному  долгу  Республики Беларусь   являются   имущество   и  другие  активы,  находящиеся  в республиканской собственности [1].

До 2008 г. основными документами, регулирующими сферу внешней задолженности, являлись Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. №170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №252 «об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)». В связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь названные документы были признаны утратившими законодательную силу с января 2009г.

Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и его регулирование