Государственный долг Республики Беларусь и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Цель работы:: раскрыть сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи:
1.1 Экономическая сущность государственного долга
1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия
2. Государственный долг в Республике Беларусь и динамика его роста
2.1 Государственный долг в Республике Беларусь
2.2 Анализ динамики внутреннего и внешнего в Республике Беларусь долга за первый квартал 2013
2.3 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ГОС.ДОЛГ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса внешний государственный долг Беларуси – это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов отвечает за возврат таких займов [1].

Кроме того, существует долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков) и долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом.

Таким образом, совокупный внешний долг включает в себя государственный внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования.

Министерство финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние займы банков - Национальный банк.

Одной из важнейших составляющей валового внешнего долга является  внешний государственный долг.

В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:

- кредиты и займы государства или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;

- рыночные ценные бумаги, выпущенные  государством или его уполномоченными  органами на международных рынках  капитала;

- гарантии и иные косвенные  обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

1) покрытия дефицита республиканского бюджета;

2) пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

3) реализации инвестиционных проектов  и государственных программ в  соответствии с приоритетными  направлениями развития экономики  республики;

4) решения острых социальных  и экологических проблем, ликвидации  последствий стихийных бедствий;

5) импорта сырья, энергоресурсов  и других необходимых продуктов  и товаров в случае критического  положения в обеспечении ими  республики;

поддержки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

 

 

 

2.1 Анализ динамики внутреннего и внешнего в Республике Беларусь долга за первый квартал 2013

 

Государственный долг Республики Беларусь на 1 апреля 2013 года составил 131,7 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 3,0 трлн. рублей, или на 2,3%.

Увеличение государственного долга в 2013 году в большей степени обусловлено ростом внешнего государственного долга.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 26,3 трлн. рублей, увеличившись с начала 2013 года на 0,5 трлн. рублей.

Увеличение внутреннего государственного долга в 2013 году обусловлено размещением валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц и ростом официального курса доллара США по отношению к белорусскому рублю.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 12,2 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 149,9 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц).

 

В 2013 году привлечено 569,2 млн. долларов США (в т.ч. четвертый транш кредита АКФ ЕврАзЭС в размере 440 млн. долларов США, 72,2 млн. долларов США по кредитам банков КНР и 40,7 млн. долларов США по кредиту Правительства Российской Федерации на цели строительства АЭС) и осуществлено плановое погашение внешнего государственного долга на сумму 330,0 млн. долларов США (в т.ч. выполнение обязательств перед МВФ по кредиту «стэнд-бай» – 265,6 млн. долларов США).

 

 Рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для нашей страны, как страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.

Таким образом, Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь. Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти. За последние три года наблюдается явный рост внутреннего долга, причем темп роста данного долга также увеличивается, что влечет за собой негативные последствия, такие как сокращение основного капитала, сокращение частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов и др.

 

 

2.3 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь

 

 

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга. В основу управления государственным долгом положены определенные принципы и направления. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления: рефинансирования, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секьюризация долга, отсрочка погашения займа, новация и унификация.

 Современные условия развития  экономики Республики Беларусь  требуют разработки эффективной системы управления государственным долгом, которая бы учитывала не только положительный мировой опыт и инновации в этой области, но и особенности развития национальной экономики. Основными составляющими данной системы должны стать: разработка стратегии управления государственным долгом, оптимизация государственных заимствований, расширение использования рыночных инструментов внешнего финансирования – долговых ценных бумаг, совершенствование структуры платежного баланса по текущим операциям, проведение более жесткой бюджетной политики и другие меры.

 

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет по Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.

В управлении государственным долгом применяется следующие методы:

- рефинансирования;

- новации;

- унификация;

- конверсии;

- консолидации;

- отсрочка погашения займа;

- аннулирования государственного  долга.

В Республике Беларусь могут также использоваться различные меры и механизмы, позволяющие повысить эффективность управления государственным долгом. К ним можно отнести:

1) разработку стратегии управления государственным долгом. Она должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижении затрат по его обслуживанию.

2) оптимизацию государственных  заимствований. Данный подход предполагает:

3) обмен внешнего долга на  инвестиции.

4) формирование специальных стабилизационных  фондов Их задача – ответственное  и упорядоченное погашение государственного  долга. Управление фондами может  осуществляться самостоятельной  структурой, независимой от Министерства финансов и центрального банка.

5) расширение использования рыночных  инструментов внешнего финансирования  – долговых ценных бумаг, широко  используемых в мировой практике. Их преимущество – принципиально  иные объемы (от 100 млн. USD) и гибкое  управление долгом (возможности дополнительных эмиссий и выкупа), более широкая база инвесторов (не только банки, но и инвестиционных фонды, крупные частные инвесторы), а главное, несколько меньшая стоимость привлечения.

6) проведение более жесткой бюджетной политики:  сокращение кредитования госпрограмм, использование гибкого обменного курса белорусского рубля, продолжение структурных реформ, придерживание сдержанной политики в отношении заработной платы

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь  на определенный период времени. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Операции по  обслуживанию  внутреннего  государственного  долга осуществляются  Министерством   финансов   Республики   Беларусь   и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах. На 1.04.2013 01 г. в сравнении с 01.01.2013 г. госдолг увеличился на 2,3%. до уровня 131,7 трлн. белорусских рублей. Значительные темпы роста государственного внешнего долга за последние несколько лет привели к тому, что с учетом выпущенных евробондов, внешний государственный долг на 01.04.2013 г. составил 12,2 млрд. долларов США.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 1янв. 2009 г. / Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

2 В долгах как в шелках [Электронный ресурс] / Все о финансах Беларуси. : http://infobank.by/2238/Default.aspx .

3 Внешний и внутренний государственный долг [Электронный ресурс] / Сводная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org .

4 Государственный долг Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов. http://www.minfin.gov.by/

5 Заяц Н.Е. Теория финансов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351с.

6 Лемешевский, И. М. Экономическая теория: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов: В 3 ч. / И. М. Лемешевский. – Мн.: ФУ Аинформ, 2004. -            Ч. 3. – 572, [1] с.

7 Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / http://www.belstat.by/

8 Официальная статистика о валовом внешнем долге [Электронный ресурс]  / Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by/

 


 



Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь и его регулирование