Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 23:17, курсовая работа
Очень часто дефицит бюджета приводит к образованию государственного долга. Ведь бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение налоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.
В 1999 году предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счёт доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.
1. Бюджетный дефицит и появление государственного долга. 3-4
2. Что такое государственный долг?
2.1. Государственный долг: содержание и основные формы 4-9
2.2. Обслуживание государственного долга 9-10
2.3. Государственные гарантии – составная часть государственного долга.10-12
3.Особенности государственного долга России.
3.1. Управление государственным долгом России. 12-15
3.2. Формирование внешнего долга. 15-16
3.3. Внешний долг РФ за 2003 год. 16-18
3.4. Внутренний долг РФ. 18-19
4. Последствия государственного долга.
4.1. Тяжесть бремени государственного долга. 19-20
4.2. Роль государственного долга в рыночной экономике 20-21
5. Заключение 22
Литература 23
Нужно подумать
о необходимости скорейшей
3. Особенности государственного долга России.
3.1. Управление государственным долгом России.
Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Цель управления
заключается в нахождении
В основу управления гос. долгом положены следующие принципы:
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.
Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных бумаг. Это регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В её рамках объектами регулирования являются:
Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:
·рефинансирования – погашения части гос. долга за счёт вновь привлечённых средств
·конверсии – изменения доходности займа;
·консолидации – превращение части имеющейся части задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего это связано с желание государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
·новации – соглашения между государством – заёмщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
·унификации – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
·отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
·дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга.
Государственный долг может быть в форме:
1)кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ как заёмщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2)гос. займов, осуществлённым путём выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3)договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
4)договоров о предоставлении РФ гос. гарантий.;
5)соглашений и договоров, в том числе международных, заключённых от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Современный внешний долг складывается из 3 составляющих:
1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на 4 группы.
Первую группу составляет задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида входит в компетенцию Парижского клуба – особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран, являющихся наиболее крупными международными кредиторами.
Вторую группу составляют кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляет Лондонский клуб, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов.
К третьей группе относятся кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.
В четвёртую группу входят кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития)
2.Долги перед
некоторыми странами
3.Валютный долг
российским предприятиям и
Важным фактором, влияющим на внешнюю долговую политику России, является её членство в Парижском и Лондонском клубах кредиторов. С одной стороны, оно накладывает на нашу страну определённые ограничения, такие, как признание долга бывшего СССР и отказ от части своих долговых активов за поставки вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах даёт России дополнительные возможности по реструктуризации своих внешних долгов. В руках членов Парижского клуба кредиторов находится около 27% величины совокупных обязательств РФ. Возможность реструктуризации долга ему весьма маловероятна. Это связано прежде всего с улучшением экономической ситуации в стране и некоторым ростом её кредитного рынка. В подобных условиях члены Парижского клуба не видят необходимости в списании части причитающихся к уплате сумм.
Отношения с Лондонским клубом кредиторов был центральным моментом в политике управления государственным долгом России в 2000г., когда достигли договорённости о списании 36,5% основной суммы долга, оценивающейся в 22,2 млрд. дол, и 33%, накопленных по процентам (6,8 млрд.дол.)
3.2.Формирование внешнего долга.
Таблица 2
Внешний долг России.
Годы |
Внешний долг (+ долг СССР) |
Отношение задолженности к экспорту, % |
Отношение задолженности к ВВП, % |
Коэффициент фактического обслуживания долга (1) |
1994 |
119,9 (+108,6) |
176,6 |
43,0 |
7 |
1995 |
120,4 (+103,0) |
148,3 |
33,7 |
9 |
1996 |
125,0 (+100,8) |
141,1 |
28,9 |
8 |
1997 |
123,5 (+91,4) |
139,9 |
29,2 |
8 |
1998 |
156,6 (+102,7) |
211,9 |
120,5 |
13 |
1999 |
158,4 (+103,5) |
212,0 |
95,8 |
13 |
2000 |
143,9 (+73,1) |
148,2 |
62,3 |
10 |
2001 |
148,3 (+60,7) |
152,0 |
55,1 |
15 |
2002 |
140,0 |
140,7 |
45,3 |
15 |
2003 |
135,0 |
134,3 |
40,5 |
20 |
2004 |
130,0 |
127,8 |
34,1 |
16 |
____________________________
(1) – процентное отношение суммы обслуживания задолженности к стоимости экспорта.
Российский долг, образовавшийся вследствие значительных объёмов дефицита федерального бюджета в 1992-1998гг. составил на 1 января 2001г. 50 млрд. дол.. При этом обязательства по внешним облигационным займам достигают 36,9 млрд. дол. В целом расширился арсенал инструментов управления внешним долгом; при этом продолжается процесс закрепления их использования в нормативных актах. Совершенствование долговых инструментов будет способствовать повышению эффективности управления внешним долгом. Из внешних источников в 2000г. было привлечено 617,6 млрд. руб. В 2000г. погашение внешнего долга составило 658,3 млрд. руб. Из них погашение основной суммы долга по целевым и финансовым кредитам международных финансовых организаций – 90,4 млрд. руб. В 2001г. наблюдается профицит бюджета. При этом источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили 232 млрд. руб. Нефинансовые кредиты от правительств иностранных государств в 2001г. были получены на сумму 3,2 млрд. руб., от международных финансовых организаций – 8,3 млрд. Внешние заимствования в форме финансовых кредитов составили 7,5 млрд. руб. Остатки средств федерального бюджета на счетах в иностранной валюте возросли на 33,1 млрд. руб.
3.3.Внешний долг РФ за 2003 год.
Объём внешнего долга РФ в долларовом измерении увеличился на 28,9 млрд. дол. (с 153,2 до 182,1 млрд дол.). За счёт операций всех секторов экономики, включаемых в платёжный баланс (новое привлечение, погашение и прощение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по невыплаченным процентам), его величина приросла на 20,9 млрд дол., в результате прочих изменений( в основном курсовой переоценки) – на 8 млрд долларов.
По состоянию на 1 января 2004 года сложилась следующая долговая структура: 54% (99,2 млрд дол.) приходилось на обязательства органов государственного управления, 4% (7,8 млрд дол.) – на органы денежно-кредитного регулирования, 14% (24,8 млрд дол.) – задолженность банковского сектора, 28% (50,3 млрд дол.) – на нефинансовые предприятия.
Во внешних обязательствах орга