Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 08:14, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является: ознакомиться с особенностями трансформации отношений собственности в России в ходе экономических реформ.
В соответствии с целью выделим следующие задачи: рассмотреть отношения собственности как объект государственного регулирования; изучить особенности перехода от государственной собственности к частному сектору в смешанной экономике; ознакомиться с промежуточными формами
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ 4
1.2.МИРОВОЙ ОПЫТ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И ЧАСТНЫМ СЕКТОРОМ 8
1.3.МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 10
2.ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ К ЧАСТНОМУ СЕКТОРУ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1.ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ 15
2.2.ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АВТОНОМИИ КАК ОСОБОЕ СРЕДСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 17
3.ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
3.1.АРЕНДА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
3.2.ЛИЗИНГ 22
3.3.ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Иначе говоря, управление государственной собственностью ставит также цель воздействия с помощью государственной собственности на другие, негосударственные формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем - преодоления кризисных явлений в экономике, обеспечения устойчивых предпосылок роста производства.
Согласно Конституции
Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета. При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти - отправление правосудия.
Важнейшая роль в управлении государственной
собственностью принадлежит системе
федеральных органов
Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственные комитеты РФ и федеральные комиссии России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения.
Систему федеральных органов
Правительство обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере экономики по следующим основным направлениям:
• обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
•прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
•вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
• осуществляет управление федеральной собственностью;
• разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, экономического, финансового; инвестиционного сотрудничества;
• осуществляет общее руководство таможенным делом;
• принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
• формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства страны.
В сфере управления государственной собственностью правительству принадлежит огромный участок работы, учитывая необходимость стабилизации и подъема производства на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, проводимую конверсию, осуществление разгосударствления и приватизации, антимонопольные меры и т.д.
В целях обеспечения
Правительством РФ на Минимущества России возложены следующие основные задачи:
•проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
• приватизация, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции;
•регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;
• координация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Выполняя перечисленные задачи Минимущества в установленном законодательством РФ порядке осуществляет множество конкретных работ (разовых или повторяющихся время от времени) и выполняет ряд функций, т.е. тоже работ и пакетов работ, которые, во-первых, выполняются на постоянной основе, а во-вторых, содержание, состав и последовательность которых заранее могут быть предусмотрены, т.е. спланированы, лишь частично.
Приватизация государственного имущества
– это есть отчуждение имущества
предприятий и организаций, находящихся
в общегосударственной и
Приватизация осуществляется на основе следующих принципов[4, с.191]:
- предоставление льгот на
- принцип законности;
- обеспечение социальной
защищённости и равенства
- приоритетное предоставление прав собственности гражданам РФ;
- безвозмездная передача части государственного имущества каждому гражданину РФ;
- принцип приватизации
государственного имущества по
его реальной стоимости на
платной основе за личные
- принцип свободного выбора способа и объектов современного и достоверного информирования общественности о всех действиях, о приватизации и контроль за её осуществлением.
Объекты приватизации:
- предприятия, цехи, производства,
участки и другие подразделения
- оборудования, дома, сооружения, материальные запасы, лицензии, патенты, финансовые и другие нематериальные и материальные активы;
- незавершённое строительство.
Приватизации не подлежат: имущество органов государственной власти и управления, вооружённых сил, национальной гвардии, пограничных войск, правоохранительных и таможенных органов; золотой и валютный фонды и запасы, государственные материальные резервы, эмиссионная и резервная системы; предприятия по изготовлению ценных бумажных и денежных знаков; средства правительственной связи; объекты государственной метрологической службы; объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы национального значения; предприятия по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ.
Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
В российской концепции приватизации
соединились два разнонаправлен
Особенностью трансформации
В первую очередь, это - системная трансформация по направлению от командной системы, основанной на монополии государственной собственности к рыночной, базирующейся на полиморфизме собственности при основополагающей роли частной собственности.
Во-вторых, это процессы, отражающие
общемировую тенденцию
В-третьих, это — изменения отношений собственности, связанные с бурным процессом реструктуризации экономических организаций, вызванным как системными реформами, так и дальнейшей адаптацией к меняющейся рыночной конъюнктуре.
Все эти процессы развертываются при недостаточной спецификации прав собственности или даже полном ее отсутствии. Данная ситуация не способствует формированию устойчивой экономической среды, максимально увеличивая фактор неопределенности. Размывание прав собственности происходит вследствие того, что они недостаточно точно установлены, плохо защищены, а также подпадают под различного рода ограничения (главным образом - со стороны государства).
Одним из средств трансформации
отношений собственности, например,
в промышленности является территориально-
Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Основы правового положения автономии обычно определяются конституциями, более детально оно регулируется специальными законами, определяющими статус автономных регионов или объем прав, предоставляемых в рамках национально-культурной автономии.
Автономия может быть территориальной,
национально-территориальной и