Государственный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является: ознакомиться с особенностями трансформации отношений собственности в России в ходе экономических реформ.
В соответствии с целью выделим следующие задачи: рассмотреть отношения собственности как объект государственного регулирования; изучить особенности перехода от государственной собственности к частному сектору в смешанной экономике; ознакомиться с промежуточными формами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ 4
1.2.МИРОВОЙ ОПЫТ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И ЧАСТНЫМ СЕКТОРОМ 8
1.3.МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 10
2.ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ К ЧАСТНОМУ СЕКТОРУ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
2.1.ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ 15
2.2.ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АВТОНОМИИ КАК ОСОБОЕ СРЕДСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 17
3.ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ФОРМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
3.1.АРЕНДА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 20
3.2.ЛИЗИНГ 22
3.3.ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

11142007 экономическая теория.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Иначе говоря, управление государственной собственностью ставит также цель воздействия с помощью государственной собственности на другие, негосударственные формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем - преодоления кризисных явлений в экономике, обеспечения устойчивых предпосылок роста производства.

Согласно Конституции государственная  власть в Российской Федерации организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (есть еще президентская, которая отчасти выступает как законодательная,  отчасти как верховная исполнительная, но и ее функции остаются в рамках приведенного деления властей).

Применительно к управлению государственной  собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета. При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти - отправление правосудия.

Важнейшая роль в управлении государственной  собственностью принадлежит системе  федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти; государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные комитеты РФ и федеральные комиссии России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения.

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которому Конституция РФ предоставила право управления федеральной собственностью.

Правительство обеспечивает координацию  деятельности федеральных органов  исполнительной власти в сфере экономики по следующим основным направлениям:

• обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической  деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

•прогнозирует социально-экономическое  развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

•вырабатывает государственную, структурную  и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

•  осуществляет управление федеральной  собственностью;

• разрабатывает и реализует  государственную политику в сфере  международного,  экономического,   финансового;   инвестиционного  сотрудничества;

•  осуществляет общее руководство таможенным делом;

•  принимает меры по защите интересов  отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства страны.

В сфере управления государственной собственностью правительству принадлежит огромный участок работы, учитывая необходимость стабилизации и подъема производства на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, проводимую конверсию, осуществление разгосударствления и приватизации, антимонопольные меры и т.д.

В целях обеспечения эффективности  управления госсобственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевая роль в процессе управления госсобственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущества России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Правительством РФ на Минимущества России возложены следующие основные задачи:

•проведение единой государственной  политики в области имущественных и земельных отношений;

• приватизация,   управление   и   распоряжение   государственным  имуществом и земельными ресурсами  в пределах своей компетенции;

•регулирование деятельности на рынке  недвижимости и при осуществлении  оценочной деятельности;

•  координация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений  иных федеральных органов  исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выполняя перечисленные задачи Минимущества в установленном законодательством РФ порядке осуществляет множество конкретных работ (разовых или повторяющихся время от времени) и выполняет ряд функций, т.е. тоже работ и пакетов работ, которые, во-первых, выполняются на постоянной основе, а во-вторых, содержание, состав и последовательность которых заранее могут быть предусмотрены, т.е. спланированы, лишь частично.

 

2.От государственной  собственности к частному сектору  в смешанной экономике

2.1.Особенности российской модели приватизации

 

Приватизация государственного имущества  – это есть отчуждение имущества  предприятий и организаций, находящихся  в общегосударственной и коммуникационной собственности, в пользу граждан  и юридических лиц, которые заключаются  в передаче гражданам и юридическим лицам государственного имущества в частную, коллективную или смешанную форму собственности.

Приватизация осуществляется на основе следующих принципов[4, с.191]:

- предоставление льгот на приобретение  государственного имущества трудовым коллективам приватизируемого предприятия;

- принцип законности;

- обеспечение социальной  защищённости и равенства граждан  в процессе приватизации;

- приоритетное предоставление  прав собственности гражданам  РФ;

- безвозмездная передача  части государственного имущества каждому гражданину РФ;

- принцип приватизации  государственного имущества по  его реальной стоимости на  платной основе за личные средства  граждан и их хозяйственных  объединений, кредитные ресурсы  и приватизированные ценные бумаги;

- принцип свободного выбора способа и объектов современного и достоверного информирования общественности о всех действиях, о приватизации и контроль за её осуществлением.

Объекты приватизации:

- предприятия, цехи, производства, участки и другие подразделения, которые могут быть выделены в самостоятельные предприятия или структурные единицы объединений;

- оборудования, дома, сооружения, материальные  запасы, лицензии, патенты, финансовые  и другие нематериальные  и  материальные активы;

- незавершённое строительство.

Приватизации не подлежат: имущество  органов государственной власти и управления, вооружённых сил, национальной гвардии, пограничных войск, правоохранительных и таможенных органов;  золотой  и валютный фонды и запасы, государственные  материальные резервы, эмиссионная и резервная системы; предприятия по изготовлению ценных бумажных и денежных знаков; средства правительственной связи; объекты государственной метрологической службы; объекты культуры, искусства, архитектуры, мемориальные комплексы национального значения; предприятия по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ.

Проведение приватизационных мероприятий  в России сталкивается с целым  рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим  инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного  процесса в России соответствует  балансу интересов различных  групп и слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

2.2.Территориально-производственные автономии как особое средство трансформации отношений  собственности в промышленности

 

Особенностью трансформации собственности  в России в современных условиях является то, что одновременно в  условиях краткосрочного периода осуществляются все процессы, характеризующие трансформацию собственности в широком смысле[6, с.213].

В первую очередь, это - системная трансформация  по направлению от командной системы, основанной на монополии государственной  собственности к рыночной, базирующейся на полиморфизме собственности при основополагающей роли частной собственности.

Во-вторых, это процессы, отражающие общемировую тенденцию трансформации  отношений собственности, а также  историческую и социально-экономическую  специфику России: расщепление прав собственности и передача частичных правомочий другим лицам; демократизация отношений собственности; тенденция к симбиозу отношений и форм собственности на различных уровнях национальной экономики.

В-третьих, это — изменения отношений  собственности, связанные с бурным процессом реструктуризации экономических организаций, вызванным как системными реформами, так и дальнейшей адаптацией к меняющейся рыночной конъюнктуре.

Все эти процессы развертываются при  недостаточной спецификации прав собственности  или даже полном ее отсутствии. Данная ситуация не способствует формированию устойчивой экономической среды, максимально увеличивая фактор неопределенности. Размывание прав собственности происходит   вследствие   того,   что   они   недостаточно   точно установлены, плохо защищены, а также подпадают под различного рода ограничения (главным образом - со стороны государства).

Одним из средств трансформации  отношений собственности, например, в промышленности является территориально-производственные автономии.

Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Основы правового положения автономии обычно определяются конституциями, более детально оно регулируется специальными законами, определяющими статус автономных регионов или объем прав, предоставляемых в рамках национально-культурной автономии.

Автономия может быть территориальной, национально-территориальной и национально-культурной. Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, Конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Однако чаще автономные образования создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером такой национально-территориальной автономии является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.). Такая форма, как национально-культурная автономия, означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 г. Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает автономия (см. Субъект федерации, Федеративное устройство). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурных автономий Федеральный закон РФ “О национально-культурной Автономии” от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание (поддержка со стороны органов государства, необходимая для сохранения национальной самобытности, языка, культуры, сохранения исторического и культурного наследия, создания образовательных и научных учреждений), организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Информация о работе Государственный сектор экономики