Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – на основании изучения законодательных и нормативных актов, научной и специальной литературы рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на конкретном предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть методологические основы управления дебиторской задолженности предприятия;
выявить экономическую сущность дебиторской задолженности;
исследовать политику управления дебиторской задолженности;

Содержание

Введение
Глава 1.Методологические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
1.3 Современная теория и практика эффективной организации управления дебиторской задолженности
Глава 2.Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ важнейших показателей, характеризующих динамику дебиторской задолженности и эффективность управления ею
2.3 Оценка и анализ прогрессивности и рациональности применяемых инструментов управления дебиторской задолженностью
Глава 3.Совершенствование управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия диплом с инета 1.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

Условно все предприятия-дебиторы можно разделить на шесть основных групп, в каждой из которых необходимо применять соответствующие методы с безусловным учетом специфики данной группы (рис.3).

Чем больше период задолженности, тем выше риск ее непогашения.

Значительный по времени  период погашения дебиторской задолженности  может быть оправдан, если были смягчены условия предоставления кредита, например, при выходе на рынок с новой продукцией или в конкурсной борьбе.

Увеличение остатка  дебиторской задолженности по сравнению  с предыдущим годом может означать трудности с реализацией продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. № 127 - ФЗ на стадиях финансового оздоровления и внешнего управления и конкурсного производства определяются меры к замораживанию требований кредиторов, а также действует особый порядок истребования и предъявления требований кредиторов. Согласно ст. 80 п.6 данного закона финансовое оздоровление может вводиться на срок не более чем на 2 года. Следует учитывать, что при развитии бизнеса может происходить процесс наращивания абсолютной величины дебиторской задолженности, т.е. рост ее балансовой стоимости, что, безусловно, таит в себе угрозу и рост ее невозврата в будущем.

 



 




 


 


 


 





 


 

Рис.3. Основные группы предприятий-дебиторов

 

1.2 Политика управления дебиторской задолженностью

 

Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании (фирме, организации) политики покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна предприятию, поэтому с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении.

Теоретически дебиторская  задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причинам конкуренции.

Антикризисное управление предприятием начинается с продуманного финансового анализа и, прежде всего, определения его платежеспособности. Если возникли проблемы, то необходимо поработать со своей дебиторской задолженностью. Это наиболее доступный и приносящий относительно быстрый результат способ пополнить свой счет денежными средствами. Однако это еще и сигнал к тому, что финансовый менеджер не справляется с выполнением одной из его функций – управлением дебиторской задолженностью. Остановимся на некоторых основных ее моментах.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя систему методов проведения расчётов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.

Финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, т. к. её чрезмерное увеличение приводит к падению платёжеспособности предприятия. Уровень дебиторской задолженности зависит, в основном, от условий расчётов с контрагентами предприятия.

В теории и на практике выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью в зависимости  от того, что является предметом  оценки. Им может быть:

1.Дополнительная прибыль  при изменении условий продаж  и расчётов.

В целом, при первом подходе изучаются выгода, затраты и потери из-за изменения политики реализации продукции. Его использование возможно при необходимости срочно сбыть продукцию, а также, если мощности предприятия недогружены, то либерализация расчётов целесообразна даже, если нет роста прибыли. При этом получаем социальный эффект в виде выплат заработной платы сотрудникам и дополнительной возможности погашения коммунальных услуг.

2.Сравнение и оптимизация  величины и сроков дебиторской  и кредиторской задолженности.

Суть этого подхода заключается в максимальном сокращении финансового цикла за счёт:

сокращения дебиторской  задолженности;

увеличения кредиторской задолженности.

Эффект достигается  за счёт ускорения оборачиваемости  дебиторской задолженности, которую  определяют основные факторы:

платежеспособность покупателя; оценка и классификации покупателей  в зависимости от вида продукции, объёма закупок;

определение вероятности  своевременной оплаты счетов, исходя из истории кредитных отношений  и предполагаемых условий оплаты;

решение о величине и продолжительности коммерческого кредита;

контроль расчётов с  дебиторами и оценка реального состояния  дебиторской задолженности;

политика сбора денег  по просроченным кредитам;

анализ и планирование денежных потоков;

анализ и контроль образовавшейся дебиторской задолженности.

При контроле осуществляется ранжирование дебиторской задолженности  по срокам её возникновения. Ее ранжирование может осуществляться по кварталам, но чаще всего используют группировку  по дням: 0-30 дней; 30-60 дней; 61-90 дней и 91-120 дней.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка наличия безнадёжных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным  капиталом. Эта оценка ведётся отдельно по группам дебиторской задолженности.

Ключевым моментом при управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объёмов продаж, это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведёт к увеличению издержек (за счёт платы за кредит).

С другой стороны, при  уменьшении сроков коммерческого кредита  снизится и дебиторская задолженность, но уменьшатся объёмы продаж и это  может привести к затратам по хранению готовой продукции, потере покупателей.

При необходимости пополнить  денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по срокам, когда при оплате в определённый срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объёмам: при приобретении указанного объёма покупатель получает товар по более низкой цене.

Принятию решения об изменении кредитной политики должна предшествовать её оценка с точки  зрения влияния на прибыль предприятия. Для этого необходимо разработать прогнозные оценки для каждой из предлагаемых политик, исходя из следующих переменных:

предполагаемый объём  реализации;

административные расходы, связанные с возвратом дебиторской  задолженности;

объём сомнительных и безнадёжных долгов;

сумма предоставленной скидки.

Низкая оборачиваемость  дебиторской задолженности говорит  о том, что предприятие излишне  “любит” своих потребителей, устанавливая большие продолжительности кредитов или не требуя от потребителей выполнения контрактных условий по погашению задолженности. Такой подход, естественно, привлекателен для потребителей продукции предприятия, что несомненно сказывается на поддержании на неизменном уровне или даже увеличении объемов реализации. В то же время, низкая оборачиваемость дебиторской задолженности “вымывает” наличные деньги на предприятии, заставляя финансового менеджера искать новые источники финансирования возрастающей дебиторской задолженности. Хорошо, если это может быть обеспечено за счет поставщиков предприятия, которые также кредитуют предприятие, как само предприятие кредитует своих потребителей. Но далеко не всегда кредиторы будут также “любить” предприятие, как оно “любит” своих клиентов. И потому придется прибегать к обычно дорогим банковским ссудам.

Задачи анализа состоят в выявлении размеров, оценке динамики неоправданной задолженности и причин ее возникновения или роста. Внешний анализ состояния расчетов с дебиторами базируется на данных формы №1 и №5 бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для внутреннего анализа привлекаются данные аналитического учета счетов, предназначенных для обоснования информации о расчетах с дебиторами.

Анализ состояния дебиторской  задолженности:

начинают с общей оценки динамики е объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей;

определяют долю дебиторской задолженности  в оборотных активах, анализируют  ее структуру;

определяют удельный вес дебиторской  задолженности, платежи по которой  ожидаются в течении года;

оценивают динамику этого  показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.

Следует отметить, что  ухудшение состояния расчетов с  покупателями и рост неоправданной  задолженности подтверждается удлинением среднего срока инкассирования дебиторской  задолженности.

Увеличение статей дебиторской  задолженности может быть обусловлено:

неосмотрительной кредитной политикой организации по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;

наступлением неплатежеспособности и даже банкротством некоторых потребителей;

слишком высокими темпами  наращивания объема продаж;

трудностями в реализации продукции.

Резкое сокращение дебиторской  задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами.

В зависимости от выводов, сделанных из анализа дебиторской  задолженности по срокам образования, необходимо проанализировать кредитную политику организации. Сумма задолженности, проходящая по счетам, имеет смысл лишь до тех пор, пока существует вероятность ее получения. От продолжительности погашения дебиторской задолженности зависит доля безнадежных долгов.

Для определения конкретных причин образования сомнительной дебиторской задолженности проводится внутренний анализ ее суммы по дебиторам и срокам возникновения на основании оперативных данных бухгалтерского учета.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью произведем расчет коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

КОАДЗ = ДЗв+ЧРСдз+РСД/ОА, (1)

 

где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность;

ДЗв – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСДЗ – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД – сумма резерва  сомнительных долгов;

ОА – общая сумма  оборотных активов.

 

Далее производят расчет коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:

 

КВИДЗ=ДЗв+ЧРСдз/ДЗв+ЧРСдз+РСД, (2)

 

где КВИДЗ – коэффициент инкассации текущей дебиторской задолженности.

 

Определим сумму эффекта, полученного от инвестирования средств  в дебиторскую задолженность. В  этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

 

ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ – ФПДЗ, (3)

 

где ЭДЗ – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность;

ПДЗ – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации за счет предоставления кредита;

ТЗДЗ – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата покупателями долга.

 

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе управления может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

КЭДЗ = Эдз/ДЗрп , (4)

 

где КЭДЗ - коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность;

ЭДЗ - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность;

ДЗРП – средний остаток текущей дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде.

Информация о работе Дебиторская задолженность