Дебиторская задолженность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – на основании изучения законодательных и нормативных актов, научной и специальной литературы рассмотреть организацию управления дебиторской задолженности на конкретном предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть методологические основы управления дебиторской задолженности предприятия;
выявить экономическую сущность дебиторской задолженности;
исследовать политику управления дебиторской задолженности;

Содержание

Введение
Глава 1.Методологические основы управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
1.2 Политика управления дебиторской задолженностью
1.3 Современная теория и практика эффективной организации управления дебиторской задолженности
Глава 2.Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ важнейших показателей, характеризующих динамику дебиторской задолженности и эффективность управления ею
2.3 Оценка и анализ прогрессивности и рациональности применяемых инструментов управления дебиторской задолженностью
Глава 3.Совершенствование управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью на предприятии
3.2 Оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Управление дебиторской задолженностью предприятия диплом с инета 1.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с  оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Эффективная система  установления взаимоотношений с  покупателями подразумевает:

качественный отбор  клиентов, которым можно предоставлять  кредит;

определение оптимальных  условий кредитования;

четкую процедуру предъявления претензий;

контроль за тем, как  клиенты исполняют условия договора.

Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются  возможные накладки, поэтому ПО «Надежда»  необходимо организовать некую систему контроля за исполнением платежной дисциплины. Эта система, называемая системой администрирования взаимоотношений с покупателями, подразумевает:

регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и  др.;

минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;

направление платежных  документов по надлежащим адресам;

аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условии оплаты;

четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

Это повысит эффективность  управления дебиторской задолженностью в ПО «Надежда».

 

 

3.3 Оценка экономической эффективности  предполагаемых мер

 

Первостепенное значение в достижении оптимальной величины средств в расчетах играет рациональная организация кредитования покупателей и инкассирования причитающихся предприятию сумм. Ее суть заключается в выборе наиболее прогрессивных форм безналичных расчетов, разработка оптимальной кредитной политики, быстрой реакции, выборе правильных управленческих действий, обеспечивающих нормальное состояние средств в расчетах.

Ключевым моментом при  управлении дебиторской задолженностью является понимание, что, с одной  стороны, увеличение дебиторской задолженности  приводит к увеличению объёмов продаж, это способствует отвлечению собственных средств, из-за чего может возникнуть необходимость привлечения кредита для авансирования оборотного капитала и это приведёт к увеличению издержек (за счёт платы за кредит). С другой стороны, при уменьшении сроков коммерческого кредита снизится и дебиторская задолженность, но уменьшатся объёмы продаж и это может привести к затратам по хранению готовой продукции, потере покупателей. При необходимости пополнить денежные средства целесообразнее прибегнуть к скидкам. Скидки различают по срокам, когда при оплате в определённый срок происходит уменьшение цены покупки на несколько процентов, а также по объёмам: при приобретении указанного объёма покупатель получает товар по более низкой цене.

Принятию решения об изменении кредитной политики должен предшествовать её анализ с точки зрения влияния на прибыль предприятия. Для этого необходимо разработать прогнозные оценки для каждой из предлагаемых политик, исходя из следующих переменных:

предполагаемый объём  реализации;

административные расходы, связанные с возвратом дебиторской задолженности;

объём сомнительных и  безнадёжных долгов;

сумма предоставленной  скидки.

Анализ дебиторской  задолженности и кредитной политики ПО «Надежда» позволяет дать общие  рекомендации по ее снижения и оптимизации кредитной политики:

1. Контроль состояния  расчетов с покупателями и  заказчиками. Своевременное выявление  просроченной (отсроченной) задолженности.

2. Выбор по возможности  большего числа покупателей и  заказчиков. Сокращение риска неуплаты  за продукцию, работы, услуги.

3. Контроль за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности.  Увеличение дебиторской задолженности  часто приводит к отсутствию  средств для оплаты задолженности  поставщикам и прочим кредиторам, а, следовательно, снижает финансовую  устойчивость предприятия.

По данным таблицы 18 можно  сделать вывод, что в ПО «Надежда»  кредиторская задолженность преобладает  над дебиторской. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия. Поэтому руководству предприятия следует уделять внимание данному факту.

4. Обоснование рационального  способа расчетов с покупателями.

 

Таблица 20.

Анализ соотношения  дебиторской и кредиторской задолженности ПО «Надежда» в 2005-2007г.г.

Показатель

Годы

Отклонение 2006г от 2005г

Отклонение 2007г от 2006г

2005

2006

2007

Абс. откл., +/-

Отн. при-рост, %

Абс. откл., +/-

Отн. при-рост, %

1.Дебиторская задолженность,  тыс. руб.

2003

1802

1751

-201

-10,0

-51

-2,8

2. Кредиторская задолженность,  тыс. руб.

7199

7789

10103

+590

+8,2

+2314

+29,7

3. Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженности,  коэф.

0,27

0,23

0,17

-0,04

-14,8

-0,06

-26,1


 

В процессе управления дебиторской  задолженностью финансовый менеджер ПО «Надежда» должен производить расчет и сопоставление различных видов кредитной политики по отношению к покупателям и заказчикам.

Приведем пример оценки различных видов кредитной политики предприятия. Для принятия решения  необходимо сопоставить предложенные виды политик (таблица 19).

 

   

Пути оптимизации кредитной  политики

   

 

     

Контроль состояния  и заказчиками расчетов с покупателями

 

Выбор по возможности  большего числа покупателей и  заказчиков

 

Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности

 

Обоснование рационального  способа расчетов с покупателями


Рис. 8. Пути оптимизации  кредитной политики

 

Таблица 21.

Оценка различных видов  кредитной политики ПО «Надежда»

Вид кредитной политики

Описание

А

скидку не предоставлять

Б

скидка 2% при оплате в  течение 10 дней, иначе - оплата в течение 30 дней

В

скидка 1% при оплате в течение 10 дней, в противном случае - срок оплаты 60 дней


Рассчитаем все составляющие изменения кредитной политики и  выберем наиболее приемлемую.

1.Оценим реализацию, т.  к. они являются основой всех  других прогнозных оценок. Финансовый менеджер оценивает продажи по предполагаемым политикам, исходя из планируемой реализации: прогнозная реализация – 185 000 тыс.руб. (таблица 20).

 

Таблица 22.

Оценка реализации при  различных видах кредитной политики ПО «Надежда»

Вид кредитной политики

Сумма реализации, тыс. руб.

А

145000

Б

210000

В

250000


 

Данные прогнозные оценки основаны на изучении поведения потребителей и конкурентного климата.

2.Определим себестоимость  проданных продукции и услуг.  Финансовый менеджер оценивает  себестоимость следующим образом (таблица 21).

 

Таблица 21.

Оценка себестоимости  проданных услуг при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»

Вид кредитной политики

Размер

Текущая политика

90% объёма реализации

А

90% объёма реализации

Б

80% объёма реализации

В

85% объёма реализации


 

Данные оценки определены из зависимости между объёмом  реализации и себестоимостью продукции. Так, при росте объёмов реализации себестоимость начинает уменьшаться, т. к. постоянные издержки распределяются на большее количество изделий. После прохождения определённого уровня себестоимость снова увеличивается, так как возникают дополнительные расходы по оплате труда, коммунальных услуг и др.

3.Оценим расходы на  инкассацию дебиторской задолженности  (таблица 22).

 

Таблица 23.

Оценка расходы на инкассацию дебиторской задолженности при различных видах кредитной политики ПО «Надежда»

Вид кредитной политики

Размер расходов, тыс. руб.

Текущая политика

130000

А

110000

Б

160000

В

190000


 

4.Определим безнадёжные  долги, которые оцениваются в  виде процентной доли, исходя из имеющегося опыта самого предприятия (таблица 23).

 

Таблица 24.

Оценка безнадёжных  долгов при различных видах кредитной  политики ПО «Надежда»

Вид кредитной политики

Размер долга, %

Обоснование

Размер долга, тыс. руб.

Текущая политика

-

-

 

А

-

-

 

Б

2% продаж

210000 х 0,02

4200

В

1% продаж

250 000 х 0,01

2500


 

5.Рассчитаем суммы  предоставленных скидок на основе  оценки доли реализации, прибыль  от которых превышает убытки  от предоставления дисконтной  скидки за оплату в течение  10 дней (таблица 24).

 

Таблица 25.

Оценка суммы предоставленных  скидок на основе оценки доли реализации при различных видах кредитной  политики ПО «Надежда»

Вид кредитной политики

Процентная доля, %

Размер убытка, тыс. руб.

Обоснование

Текущая политика

-

-

-

А

-

-

-

Б

60%

2520000

0,6 х 0,02 х 210000

В

40%

1000000

0,4 х 0,01 х 250000


 

Представим расчетные  данные в таблице 25.

 

Таблица 26.

Планирование кредитной  политики ПО «Надежда» по отношению к своим покупателям.

Показатель

Текущая реализация

Политика А

Политика Б

Политика В

1. Реализация продукции,  товаров, услуг, тыс. руб.

1850000

145000

210000

250000

2. Себестоимость продукции,  товаров, услуг, тыс. руб.

1665000

130500

168000

212500

3. Расходы на инкассацию  дебиторской задолженности, тыс.  руб.

1300

1100

1600

1900

4. Безнадежные долги,  тыс. руб.

-

-

4200

2500

5. Суммы предоставленных  скидок на основе оценки доли  реализации, прибыль от которых  превышает убытки от предоставления  дисконтной скидки за оплату  в течение 10 дней

-

-

2520

1000

Информация о работе Дебиторская задолженность