Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности денежной системы россии.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

 

·                                                   осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и  государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация  исполнения и исполнение бюджетов;

 

·                                                   осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка  России (Международные резервы Российской Федерации по годам);

 

·                                                   принимает решение о государственной  регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

 

·                                                   осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций и банковских групп;

 

·                                                   регистрирует эмиссию ценных бумаг  кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

 

·                                                   осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России;

 

·                                                   организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

 

·                                                   определяет порядок осуществления  расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также  с юридическими и физическими  лицами;

 

·                                                   устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по отношению  к рублю;

 

·                                                   принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление  платёжного баланса Российской Федерации;

 

·                                                   устанавливает порядок и условия  осуществления валютными биржами  деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже  иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже  иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию  проведения операций по покупке и  продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня  вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений  в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

 

·                                                   проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

 

·                                                   осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих  в системе обязательного страхования  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

 

·                                                 осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится  целый ряд институтов с различной  структурой и разным отношением к  собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди  коммерческих банков различаются два  типа - универсальные и специализированные банки.

 

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, не только мобилизуют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют достаточно эффективные  стимулы к накоплению средств. Стимулы  к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков [30].

 

Основными функциями коммерческих банков являются:

 

·                                                      привлечение временно свободных  денежных средств;

 

·                                                      предоставление ссуд;

 

·                                                      осуществление денежных расчетов н  платежей в хозяйстве;

 

·                                                      выпуск кредитных средств обращения;

 

·                                                      консультирование и предоставление экономической и финансовой информации.

3.2 Прогноз развития денежной  системы России

Российская экономика  и ее финансовая составляющая - небольшие  по размерам, открытые, разбалансированные системы, не прошедшие и середину пути в рыночной трансформации, занимающие нишу в 1–2% в мировом хозяйственном  и финансовом обороте. Как следствие, российская финансовая система объективно является преимущественно «пассивным» объектом, отражающим с кратным усилением воздействие внешних глобальных факторов, формирующих мировую экономическую и финансовую динамику.

 

Задача денежно-кредитной  политики - повысить финансовую глубину  российской экономики, существенно  снизить разбалансированность финансовой системы, сделать ее более оцененной  в глобальных финансах с тем, чтобы  лучше противостоять негативным экстерналиям, демонстрировать большую  устойчивость в волнах мировой финансовой динамики, постепенно увеличивая свое влияние в глобальных финансах [26].

 

По сценарию макроэкономического  развития, в  2010 и 2011 годах темпы  роста мировой экономики возрастут, однако по итогам периода 2009-2011 годов  они окажутся ниже, чем в 2006-2008 годах. Снижение инфляции в группе стран - ведущих поставщиков товаров  в Россию в 2010 и 2011 годах, по прогнозам, продолжится.

 

Наилучшей ситуацией для  России были бы рост нормы накопления, снижение позитивного сальдо торгового  баланса за счет увеличения импорта  технологий и оборудования, ослабление повышательного давления на рубль, отказ  от политики вывода «избыточной ликвидности» в международные резервы, переход  от механизма рублевой эмиссии против валютных поступлений к смешанному механизму эмиссии, во многом основанному  на рефинансировании коммерческих банков под кредиты реальному сектору.

 

Задачи денежно-кредитной  политики нельзя решить за счет одного критерия («таргетирование валютного  курса», «таргетирование инфляции»  и т.п.), как это свойственно  российской практике 1990-х - 2000-х гг.

 

Указанные задачи решаются только на основе одновременного таргетирования:

 

- денежной массы (рост  монетизации);

 

- инфляции (при условии  активного противодействия государства  немонетарной инфляции);

 

- процента (снижение процента  и доходности финансовых активов);

 

- широкого коридора, в  котором осуществляет действительные  колебания валютный курс, при  сохранении либерального режима  счета капиталов (вместо до- и  посткризисной политики закрепленного  курса, прерываемого рыночными  шоками и девальвациями) [14].

 

На снижение процента могло  быть направлено введение низкопроцентных  кредитно-депозитных схем (по ипотеке, по образовательным кредитам, по кредитам коммерческих банков приоритетным отраслям экономики, проектам и предприятиям) и др. (вместо политики субсидирования процента, которая поддерживает его  высокий уровень в экономике). Пример — «дешевая ипотека» с целевым  рефинансированием со стороны центрального банка под низкий (до 6–7%) процент, с административными ограничениями  процентной маржи по ипотечным кредитам, выдаваемым банками домашним хозяйствам. Другой пример — аналогичная программа  по формированию системы микрофинансирования  в РФ под низкий процент; системы  аграрного кредита, ориентированного на становление крупных фермерских хозяйств [20].

 

Одной из важнейших проблем  называется низкая монетизация и  недостаточная финансовая глубина  экономики. В этой связи доклад предлагает выработать осторожную денежную политику, направленную на сбалансированный рост монетизации, с тем, чтобы к 2012 году показатель денежная масса/ВВП достиг 60–65% ВВП, к 2015 г. — 70-80% (в 2007 г. Россия —  около 40%, средний уровень развитых стран — 80-120%, Китай — более 160% в 2008 г.).

 

Как следствие, должно произойти  увеличение насыщенности кредитами  до 60–70% (кредиты экономике и населению/ВВП), среднего уровня капитализации рынка  акций к ВВП — до 80–85%.

 

В области валютной политики необходимо отказаться от режима эмиссии  рублей Центральным банком только против валютных поступлений (по сути — режима «Валютного совета» (Currency Board)), поэтапно воссоздать эмиссионный механизм рефинансирования Банком России коммерческих банков под  увеличение их кредитов в меру роста  заемных потребностей реальной экономики (в соответствии с общепринятой мировой  практикой).

 

Выведение «избыточной» ликвидности  из страны осуществлялось в 2004 — первом полугодии 2008 гг. в качестве антиинфляционной меры и под лозунгом отсутствия инвестиционных проектов внутри страны. Выведенные средства превращались в эксцессивные валютные резервы (3-е  место в мире в 2007–2008 гг.), вкладываемые в валюту и государственные  долги США и других развитых стран. Это стало одной из причин зависимости  финансовой системы от инвестиций нерезидентов, высокой цены денег. Вместо выведенной ликвидности входили внешние  долги банков и корпораций и «горячие деньги», покрывающие дефицит инвестиций в экономике.

 

В качестве альтернативы названы  отказ от политики вывода «избыточной» ликвидности в качестве антиинфляционной меры и направление части ресурсов бюджета (профицит, кассовые остатки средств) и внебюджетных резервных фондов для поддержки внутреннего денежного спроса, на инвестиции внутри страны, прежде всего в долгосрочные долговые инструменты публичного финансового рынка.

 

Наряду с этим, необходимо и проведение оптимизации валютных резервов (относительное сокращение их объема за счет прекращения политики вывода «избыточной ликвидности», отказ  от автоматического накопления валютных резервов на основе механизма эмиссии  рублей исключительно против поступления  валюты, страновая и инструментальная диверсификация вложений) [26].

 

 

 

 

Заключение

 

Итак,  подведем итоги, проделанной  мной курсовой работы. Мной были рассмотрены  теоретические основы денежной системы, выявлены особенности денежной системы  Российской Федерации.

 

Деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное  движение в сфере обращения, и  это движение связанное, прежде всего  с исполнением функций средства и платежа, называется денежным обращением. А денежная система - это форма  организации денежного обращения  в стране, сложившаяся исторически  и закрепленная национальным законодательством.

 

Денежная система, это  один из наиболее важных разделов экономической  науки. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной  причиной  резких колебаний уровня производства, занятости и цен  в экономике, исказить распределение  ресурсов.

 

Денежная система России функционирует в соответствии с  Федеральным законом о Центральном  Банке РФ (банке России) от 12 апреля 1995г., определившим правовые её основы. Официальной денежной единицей в  нашей стране (валютой) является рубль.

 

Правительство РФ совместно  с Центральным банком РФ разрабатывает  основные направления экономической  политики, в том числе денежной и кредитной. Денежно-кредитное регулирование  экономики Центральным банком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов (изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке).

 

Центральный банк России проводит денежно-кредитную политику, исходя из необходимости создания благоприятных  условий для долгосрочного экономического развития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валюты являются основой для принятия эффективных  решений в области осуществления  сбережений, инвестиций и потребительских  расходов – базовых для устойчивого  экономического роста. Поэтому главной  целью государственной денежно-кредитной  политики, проводимой Банком России совместно  с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.

 

По прогнозам,  Российская Федерация, как одна из важнейших  сырьевых экономик в международном  разделении труда, станет крупнейшим получателем  иностранных инвестиций. В первую очередь — спекулятивных портфельных (долговых, в акции, потоков «горячих денег»). Во вторую очередь — инвестиций прямых, прежде всего в сырьевые отрасли и, отчасти, в сегменты реальной экономики, производящие товары для  массового потребления. Как и  раньше, преобладающая часть портфелей  инвесторов, вложенных в российские финансовые активы, будет носить спекулятивный  характер (это хорошо показывает практика 2009–2010 гг.).

 

Отсюда следует вывод, что в перспективе до 2015 года, несмотря на поставленные государством цели модернизации и развития на основе инноваций, внешняя среда — в  ее технической и технологической  составляющей — не создаст вызовов, которые бы ломали сырьевую модель российской экономики.

 

Для улучшение прогнозируемых показателей на 10–20%. По мнению авторов, мы мог ли бы основываться на активной посткризисной финансовой стратегии, которая подразумевает, однако, проведение довольно сложных и тонких преобразований.

 

 

 

 

Библиографический список:

 

 

1.    

Базылев Н.И. Экономическая  теория. / Н.И.Базылев, А.В.Бондарь, С.П. Гурко  и др.; - Мн.: БГДУ, 2002. -368 с.

Информация о работе Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях