Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики в РФ.


Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и цели денежно – кредитной политики;
- обобщить методы и инструменты денежно – кредитной политики;
- проанализировать состояние денежного рынка и инфляционных процессов в РФ в условиях мирового финансового кризиса;
- дать оценку основным антикризисным мероприятиям в области денежно - кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Денежно-кредитная политика: понятие, типы, цели.
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели.
1.2 Центральный банк-орган денежно-кредитного регулирования.
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики.
Особенности развития денежно-кредитной системы России.
2.1 Денежно-кредитная система как документ
2.2 Особенности денежной системы России
2.3 Особенности кредитной системы России
2.4 Особенности денежно-кредитной политики России в кризисный и посткризисный период.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

 

В России ставка по процентам Банка России достигала своего максимума (210%) в октябре 1993 г. Затем она постепенно снижалась. С конца января 2007 г. ставка рефинансирования находится на уровне 10%. В США в период снижения деловой активности в начале 2000-х годов учетная ставка ФРС была снижена до 1%. В условиях оживления деловой конъюнктуры к концу 2006 г. она была повышена до 5,25%.

 

 Данный метод имеет ряд недостатков. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то эффективность данного метода снижается. В периоды неблагоприятной конъюнктуры уменьшение учетной ставки создает лишь предпосылки для снижения банковского процента и вливания денег в экономику. Но Центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него кредиты и расширять кредитную деятельность. Кроме того, снижение учетной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

 

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками". 

Центральный банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса. 

Когда банк берет ссуду, он переводит ФРС выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении ссуды ФРС  взыскивает процентные платежи, размер которых определяется процентной ставкой. 

Давая ссуду, ФРС увеличивает  резервы коммерческого банка, причем для ее поддержания не нужны обязательные резервы, т.е. вся ссуда увеличивает  избыточные резервы банка, его способность к кредитованию. 

Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег. 

 

Политика обязательных резервов, по мнению многих специалистов, является наиболее действенным, но слишком жестким механизмом кредитно-денежного регулирования.

 

Проводя политику минимальных  резервов, Центральный банк оказывает влияние на размер денежной массы через действие банковского и денежного мультипликаторов.

 

Как было сказано ранее, обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные организации для обеспечения собственной ликвидности (т. е. способности выполнять обязательства перед клиентами), как правило, в виде депозитов в Центральном банке либо в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком.

 

 Норматив обязательных резервов представляет собой процентное отношение их суммы к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитование) операций. Нормативы могут быть установлены как ко всей сумме обязательств или ссуд, так и к определенной их части.

 

Политика обязательных минимальных резервов осуществляется по двум основным направлениям:

 

1. Периодически изменяя  норму обязательных резервов, Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации в стране.

 

2. Минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк воздействует на масштабы активных операций коммерческих банков и на возможность создания ими безналичных денежных средств (депозитную эмиссию). Когда масса денег в обороте превышает допустимый объем, Центральный банк осуществляет кредитную рестрикцию. Он увеличивает норму обязательных резервов, снижая тем самым возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и вынуждая их сократить объем активных операций. Снижение нормы обязательного резервирования увеличивает возможности банков по предоставлению кредитов, повышает банковский мультипликатор и увеличивает денежную массу.

 

Недостатком этого метода кредитно-денежного регулирования  является, как уже указывалось, его жесткость. Он способен затронуть основы всей банковской системы страны. В то же время, некоторые кредитные организации, к примеру, специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с крупными банками, имеющими значительные депозиты. Последние десятилетия многие развитые страны предпочитают более «тонкие» методы настройки экономики. Имеет место снижение нормы обязательных резервов и даже их отмена для некоторых видов депозитов. В России за годы рыночных реформ норма резервирования (по различным вкладам) менялась от 2% до 40%. Весной 2004 г. в период «банковского кризиса» она была снижена до 7% с целью стабилизации положения в банковской сфере. На октябрь 2006 г. норма резервирования составляла 3,5%. (см. cbr. ru)

 

 

Операции на открытом рынке в мировой практике в настоящее время выступают основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент монетарной политики является мягким, поскольку не связан с установлением каких-либо нормативов. Статья 39 Федерального закона № 86-ФЗ гласит «Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.» Его суть заключается в том, что Центральный банк проводит операции купли-продажи ценных бумаг на открытом финансовом рынке. Продажа ценных бумаг означает «связывание денег», применяется в целях их удорожания и уменьшения денежного предложения. Если же Центральный банк поставил своей задачей снижение процентной ставки, он начинает скупать ценные бумаги, в сферу обращения поступают денежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг увеличиваются ресурсы для кредитования, растут избыточные резервы, что повышает денежный мультипликатор и вызывает увеличение предложения денег и снижение ставки процента.

 

Операции на открытом рынке впервые стали активно  применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее  этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения операции Центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми и обратными (РЕПО).

 

• Прямая операция означает обычную покупку либо продажу ценной бумаги.

 

• Обратная операция заключается в купле или продаже ценной бумаги при условии обязательного совершения обратной сделки по заранее установленному курсу.

 

Гибкость обратных операций и более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

 

Таким образом, операции на открытом рынке – главным образом  отличаются гибкостью регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

Проведение валютных интервенций, т. е. операций по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке, также используется Центральным банком для регулирования денежного предложения. Статья 41 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег» Валютные операции Центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок. Так, продавая иностранную валюту, Центральный банк «связывает» денежные средства хозяйствующих агентов, снижает денежное предложение и укрепляет национальную валюту. Скупая валюту, Центральный банк вливает в экономику дополнительные денежные средства, увеличивает денежное предложение, а также способствует укреплению иностранной валюты и снижению курса собственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  развития денежно-кредитной системы  России

 

2.1 Денежно-кредитная  политика как документ

 

Статья 45 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» гласит: «Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. 

Предварительно проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год включают следующие положения: 
 
• концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; 
 
• краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; 
 
• прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; 
 
• количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; 
 
• сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; 
 
• прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; 
 
• целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; 

• варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; 
 
• план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы. 

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

 

2.2 Особенности денежной системы России

 

Денежная система - это  форма организации денежного  обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы:

 

• денежную единицу

• масштаб цен

• виды денег в стране и порядок их эмиссии

• порядок обращения денег и платежей

• государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

 

Денежное обращение - «кровеносная» система экономики. От его успешного функционирования зависит хозяйственная активность, 31 экономический рост, благополучие общества. В современных условиях в России обострилась проблема нехватки денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы и ВНП/ВВП. Данный показатель в экономической литературе называется коэффициентом монетизации.

 

Россия имеет один из самых низких в мире уровень  насыщенности хозяйственного оборота  деньгами, самый крупный дефицит денег в обращении. В среднем по странам «большой семерки» уровень монетизации экономики составляет 55-100% , по развивающимся странам 40-60%. В России в начале 90-х гг. уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г. - 24%, с началом проведения политики финансовой стабилизации - опустился к 1996 г. до 12-16% и остается примерно на этом же уровне в 1999 г. (16-17%, поданным Банка России).

 

Дефицит денежной массы  в обращении и устойчиво высокие  расходы государства приводят к  росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета. Все меньше становится финансирование оборотных средств реального сектора (через кредиты банков) и в еще меньшей мере - инвестиций. В последние годы более 50% денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот в России, было отвлечено на кредитование правительства (еще в 1995 г. при всей «нерыночности» форм финансирования правительства этот показатель составлял только 19%, остальная часть внутреннего кредита шла на обслуживание экономики). 

Нехватку рублей отчасти  заменили неплатежи, бартерные сделки, денежные суррогаты и иностранная  валюта. Так, процент бартерных операций в российской промышленности непомерно  высок - около 50%. На некоторых ведущих  предприятиях, производящих ликвидную продукцию (нефть, автомобили), доля бартера достигает 80-90%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты