Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение целей и инструментов денежно-кредитной политики в РФ.


Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и цели денежно – кредитной политики;
- обобщить методы и инструменты денежно – кредитной политики;
- проанализировать состояние денежного рынка и инфляционных процессов в РФ в условиях мирового финансового кризиса;
- дать оценку основным антикризисным мероприятиям в области денежно - кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Денежно-кредитная политика: понятие, типы, цели.
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели.
1.2 Центральный банк-орган денежно-кредитного регулирования.
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики.
Особенности развития денежно-кредитной системы России.
2.1 Денежно-кредитная система как документ
2.2 Особенности денежной системы России
2.3 Особенности кредитной системы России
2.4 Особенности денежно-кредитной политики России в кризисный и посткризисный период.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности кредитной системы России

 

В России, как и в  большинстве других стран мира, действует  двухуровневая кредитная система: Центральный банк - банковские институты  и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и прочее. Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк), другие создавались практически «с нуля». 

В России уже сложилась  кредитная система, отличная от двух мировых моделей: американской и  немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели). 

В целом российские кредитные организации повторяют путь, по которому развивалась кредитная система в Западной Европе и других регионах мира с конца 40-х - начала 50-х гг.: финансовый капитал России уже сращивается с промышленным и торговым (например в форме финансово-промышленных групп), усиливается концентрация банков, их объединения в различных формах, возникают первые интернациональные союзы, консорциумы для осуществления отдельных проектов и программ.

 

Следует отметить, что  банковская система России слабо  выполняет свою вторую главную функцию - кредитование. В результате из-за дороговизны кредитования половина российских промышленных предприятий не прибегает к кредитам банков.

 

К середине 1998 г. заметно  выросли капиталы банков, создана  серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты. Однако, августовский кризис 1998 г. нанес разрушительный удар прежде всего по кредитной системе России. За август-декабрь 1998 года капиталы банковской системы сократились на 30%.

 

 

Обострению кризиса  способствовали также отток вкладов населения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению кредитной активности. В результате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличивают капиталы и расширяют клиентуру.

 

В сложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуризации банковской системы. В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагается принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агенства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

 

По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 (70 %) являются финансово стабильными и они  способны работать без государственной  поддержки; 441 банк, или 30%, отнесены к  «проблемным»: у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не могут самостоятельно выйти из кризиса; 149 банков из числа «проблемных» имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 «проблемным» банкам, в число которых входят 18 крупных, оказывается государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка РФ). Потребность средств на рекапитализацию банков оценивается Банком России в 75 млрд. руб.

 

Главными в процессе финансового оздоровления «проблемных» банков призваны быть меры по реорганизации, а не проведению процессов банкротства. Мировой опыт показывает, что убытки от банкротства в 8-10 раз больше, чем при реорганизации. 

Важным вопросом является структура банковской системы. Целесообразно  иметь полный «ассортимент» банков, таких как банк развития, экспортно - импортный, сельскохозяйственный, ипотечный, кредитной кооперации. Банк России активизирует и поддержку региональной сети банков как важного условия развития производительных сил регионов.

 

 

 

 

2.4 Особенности денежно-кредитной политики России в кризисный и посткризисный период.

 

Значительное влияние  на денежно-кредитную политику России оказал кризис 2008 2009 гг. В отличие от кризиса 1998 г. он стал следствием в первую очередь действия внешних факторов, которое, тем не менее, было усугублено недостатками отечественной финансовой системы (относительно низкой капитализацией банковского сектора, высокой зависимостью национальных финансовых рынков от средств нерезидентов и т.п.).

 

Реакция денежно-кредитной  политики России на мировой экономический и финансовый кризис 2007–2009 гг. определялась тем, что он распространялся на экономику страны несколькими волнами: первой волной стали потрясения на мировых финансовых рынках летом–осенью 2007 г., второй – резкий рост цен на энергоносители и продовольственные товары осенью 2007 – зимой 2008 г., и, наконец, острая фаза кризиса наступила осенью 2008 г.

 

При этом заметим, что вплоть до начала 2009 г. денежно - кредитная политика России продолжала основываться на достаточно жестком регулировании валютного курса, хотя с ноября 2008 г. Центральный банк уже стал существенно изменять целевые значения курса рубля к бивалютной корзине.

 

Таким образом, во время  острой фазы кризиса (сентябрь 2008 г. – январь 2009 г.) денежно-кредитная политика России фактически столкнулась с двойственностью целей: поддержания валютного курса и обеспечения финансовой стабильности, которые вошли в явное противоречие. Дело в том, что регулирование валютного курса на этом этапе требовало значительных интервенций для стабилизации его динамики, а также поддержания на высоком уровне ставок процента, следствием которых было ужесточение денежно кредитной политики. Параллельно проводившаяся поддержка банковской системы мерами как денежно-кредитной, так и бюджетно-налоговой политики, позволила удержать ее на плаву, но общий эффект от двойственной направленности денежно-кредитной политики был отрицательным, что выразилось в значительном сокращении денежной массы во втором полугодии 2008 г.

 

Заметим, что в условиях свободного трансграничного движения капитала подобная двойственность денежно-кредитной политики порождала порочный круг: помощь, которую получали коммерческие банки, в значительной степени направлялась в зарубежные активы, что создавало дополнительное давление на валютный курс и вынуждало Центральный банк увеличивать масштабы валютных интервенций.

 

В то же время сдерживание  резкого обесценения валютного курса было необходимо в первую очередь для поддержания стабильности финансовой системы. Как известно, к началу мирового экономического и финансового кризиса банками и нефинансовыми предприятиями в России был накоплен значительный внешний долг, составлявший на 1 января 2008 г. 417,2 млрд долл., или около 32% ВВП. Кроме того, существенная часть выданных кредитов была номинирована в иностранной валюте, что увеличивало риск неплатежей по ним в случае резкого падения валютного курса рубля.

 

Частично решить указанный круг проблем можно было за счет введения валютных ограничений на отток капитала. В поддержку этой меры выступал ряд исследователей, однако Правительство и Центральный банк не пошли на ужесточение режима валютного регулирования.

 

Среди положительных моментов антикризисной денежнокредитной политики отметим достаточно быстрый запуск новых инструментов обеспечения банковской системы ликвидностью и активизацию уже действовавших. Основным инструментом предоставления ликвидности банковской системе выступали операции прямого репо. Пик их использования пришелся на сентябрь 2008 г. – февраль 2009 г. В этот период в среднем за месяц посредством данных операций предоставлялась ликвидность на сумму около 4,8 трлн руб.

 

С начала 2009 г. Центральный  банк повысил степень прозрачности проводимой им политики по регулированию валютного курса, объявив границы «широкого» и «узкого» коридоров его колебания. При этом границы «узкого» коридора были плавающими, в зависимости от осуществлявшихся Центральным банком интервенций, что сделало новый режим более гибким. Более того, границы «узкого» коридора постепенно расширялись: если на начало 2009 г. интервал коридора составлял 2 руб., то на конец июля 2012 г. – 7 руб.

 

Вместе с тем до апреля 2010 г. в отдельные месяцы еще наблюдались значительные интервенции Центрального банка на валютном рынке, главным образом связанные с приобретением иностранной валюты. Однако с мая 2010 г. ежемесячные интервенции в долларах США (на чистой основе) составляли не более 5 млрд долл. Тем не менее, говорить об уходе Центрального банка с валютного рынка пока явно преждевременно. Результатом снижения вмешательства Центрального банка в динамику валютного курса на первом этапе стало его достаточно существенное укрепление, не подкрепленное фундаментальными факторами, связанными с развитием национальной экономики. В дальнейшем произошло увеличение волатильности валютного курса. Так, за 2010–2011 гг. реальный курс рубля к доллару США вырос на 19,4%, а к евро – на 20,2%. При этом под влиянием потрясений на мировых финансовых рынках происходило резкое обесценение рубля по отношению к бивалютной корзине в августесентябре 2011 г. и мае–июне 2012 г. (рис. 4).

 

Рис. 4. Курс рубля к бивалютной корзине в 2009–2012 гг.

 

В посткризисный период продолжились изменения в инструментарии денежно-кредитной политики. Банк России постепенно отказывался от чрезвычайных мер по предоставлению ликвидности банковской системе. Так, на протяжении 2010 г. постепенно сворачивались операции по выдаче кредитов без обеспечения (они перестали выдаваться с 1 января 2011 г.).

 

Переход к более гибкому  регулированию валютного курса  был призван в том числе  способствовать усилению воздействия  на экономику мерами процентной политики. В связи с этим, ориентируясь на опыт развитых стран и ряда стран с формирующимися рынками, ЦБР продолжил развитие операций на открытом рынке. Учитывая ограниченный объем государственных ценных бумаг, выпускаемых Правительством, он стал расширять предложение собственных ценных бумаг, начав в ноябре 2010 г. эмиссию трехмесячных облигаций Банка России (ОБР).

 

Процентная политика Центрального банка до февраля 2011 г. была направлена на смягчение условий в денежно-кредитной сфере, в том числе на активизацию кредитной активности (снижение ставки рефинансирования с 13% в апреле 2009 г. до 7,75% в июне 2010 г.). В результате с середины 2010 г. темпы роста кредитов в банковской системе вышли в положительную область.

Между тем во второй половине 2010 г. вновь сложилась ситуация, аналогичная  имевшей место в конце 2007 г., когда рост цен на продовольствие и энергоносители на мировом рынке вызвал ускорение инфляции в национальных экономиках, в том числе в экономике России. Однако на этот раз резких изменений в денежно-кредитной политике не последовало. В феврале 2011 г. ЦБР повысил минимальные резервные требования и на 0,25 процентныхпункта увеличил ставку рефинансирования.

 

В общей сложности  за февраль–май 2011 г. ставка рефинансирования была поднята на 0,5 процентных пункта, а минимальные резервные требования – на 1,5–3 процентных пункта (в зависимости от типа обязательств). Следует отметить, что Центральный банк ввел повышенные резервные требования по обязательствам перед нерезидентами (он уже использовал подобный инструмент в 2007–2008 гг. для сдерживания резкого роста внешней задолженности банковского сектора).

 

Рис. 5. Объем операций прямого репо в 2008–2012 гг. (млн руб.)

 

Инструменты предоставления ликвидности банковской системе  вновь были активно задействованы  ЦБР во второй половине 2011 г. и в  середине 2012 г. в связи с потрясениями на мировых финансовых рынках. Основным инструментом выступали операции прямого репо, объемы которых в эти периоды превысили показатели острой фазы кризиса 2008–2009 гг. (рис. 5).

 

Таким образом, Центральный  банк продемонстрировал готовность оперативно вмешаться при изменении внешней конъюнктуры, однако в этом случае его интервенции на валютном рынке были существенно меньше, и он позволил курсу рубля обесцениться относительно бивалютной корзины.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель, поставленная при написании работы, достигнута. Тема раскрыта. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране. 

Все инструменты денежно-кредитной  политики разобраны. Анализ денежно- кредитной политики показывает, что Центральным звеном денежной политики государства является центральный банк (ФРС - в США, ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. 

Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков. 

Для того, чтобы создать  все необходимые условия для  обеспечения полной конвертируемости рубля должны быть предприняты шаги Правительством Российской Федерации  и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности. 

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты