Денежно-кредитная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:33, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является характеристика современного состояния денежно-кредитной системы РФ. Для раскрытия этой темы необходимо решить следующие задачи:
- разобрать, что представляет собой денежно-кредитная система;
- рассмотреть современную денежно-кредитную систему;
- охарактеризовать роль Центрального банка, коммерческих банков, а так же специализированных кредитно-финансовых учреждений
- проанализировать современную денежно-кредитную систему РФ
- рассмотреть возможные пути развития денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение
1. Современная денежно-кредитная система
1.1 Структура современной кредитно-денежной системы
1.2 Понятие и структура кредитной системы
1.3 Роль Центрального Банка в экономике
1.4 Коммерческие банки
2. Анализ современной денежно-кредитной системы РФ
2.1 Функционирование денежной системы РФ
2.2 Основные направления денежно-кредитной политики
на 2005-2007 гг.
2.3 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2008-2010 гг.
2.4 Эффективность кредитно-денежной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно-кредитная система России.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Банком России несколько  раз принимались решения о  повышении процентных ставок по депозитным операциям. В результате ставки по депозитным операциям на стандартных условиях «том-некст» и «до востребования» были увеличены с 0,5 до 2,0% годовых, «1 неделя»- с 1 до 2,5% годовых. За январь–сентябрь текущего года средневзвешенная доходность депозитных операций составила 4,1% по сравнению с 2,9% за соответствующий период 2005 года, облигаций Банка России - 4,9 и 4,3% соответственно. Рост ставок по операциям Банка России отразился на увеличении объемов абсорбируемой ликвидности. Кроме того, с 1 октября 2006 года было принято решение о повышении норматива обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте с 2 до 3,5%, что наряду с другими мерами способствовало ограничению прироста денежного предложения и снижению темпов инфляции.

Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты, объем которых за 2006 год достиг 7,5 трлн. рублей. В 2006 году была продолжена работа по расширению перечня ценных бумаг. По состоянию на начало октября 2006 года в структуре портфеля ценных бумаг 89,2% составляли облигации федерального займа, остальная часть разделилась между облигациями Банка России, облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями кредитных организаций, облигациями прочих юридических лиц и ипотечными ценными бумагами.

В 2006 г. в России продолжался экономический рост. ВВП увеличился на 6,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 10,0%. Увеличился объем инвестиций в основной капитал на 13,5%.

Снижению инфляции способствовало то, что «немонетарные» факторы вели себя спокойно. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2006 г. повышены на 17,9% (в 2005 г. – на 32,7%). Цены на мясо и птицу повысились только на 5,9% (в предыдущем году– на 18,6%). Цены на сахар под влиянием мировых цен подскочили на 14,9% (в 2005 г. они снизились на 0,1%).

С целью снижения инфляции в 2006 г. правительство пошло  на укрепление рубля относительно иностранных  валют. С декабря 2005 г. по декабрь 2006 г. номинальный эффективный курс рубля повысился на 2,2%. Реальный эффективный курс рубля повысился на 7,4%, что ниже значения, предусмотренного «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год» (9%).Благодаря этому инфляция снизилась с 10,9% в 2005 г. до 9,0% в 2006 году. [14, С. 3]

В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год» предполагалось снизить инфляцию до 6,5–8%. Указанной цели по общему уровню инфляции соответствует уровень базовой инфляции 5,5–7%. Инфляция за первые три месяца текущего года составила 3,4% (за первые три месяца 2006 г. – 5%). За последние 12 месяцев – с марта 2006 г. по март2007 г. – она составила 7,4%.

Реальный эффективный  курс рубля за три месяца 2007 г. повысился  на 2,6% (за соответствующий период прошлого года – на 6,2%).

Ожидаемые снижение инфляции, рост экономики, повышение склонности населения к сбережению при сохранении процесса дедолларизации обусловили оценку прироста спроса на деньги по агрегату М2 в 2007 году в интервале 19–29%.[14, С. 4]

В январе-мае 2007 года темпы прироста денежного агрегата М2 в годовом выражении увеличивались и на начало июня 2007 года составили 60% (на начало июня 2006 года - 42.8%). [15, С. 17]

Основным источником роста  денежной массы в январе–мае 2007 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования. Темп их прироста на 1.06.2007 по отношению к соответствующей дате 2006 года составил 55,4%. Другим источником опережающего роста денежной массы в 2007 году был прирост требований банковского сектора к нефинансовым организациям и населению, который на 1.06.2007 составил 49,4% в годовом выражении (на 1.06.2006 – 45,6%).

Продолжилась тенденция  к снижению спроса экономических  агентов на иностранную валюту. За январь–апрель объем продаж населению  наличной иностранной валюты через обменные пункты сократился до 0,04 млрд долларов США по сравнению с 3,3 млрд долларов США за 2006 года. Объем наличной иностранной валюты вне банков сократился за I квартал 2007 года на 1,6 млрд долларов США.

Сохранялось влияние роста кредитов реальному сектору экономики на динамику денежной массы. Наибольшими темпами увеличивались объемы кредитов физическим лицам – 73,1% по состоянию на 1.05.2007.

При сохранении складывающихся в январе-мае 2007 года экономических  тенденций, годовой прирост денежной массы и денежной базы может оказаться выше, чем было предусмотрено в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год». Усилившаяся в 2007 году тенденция замедления скорости обращения денег даёт основание повысить оценку годового прироста денежного агрегата М2 до 37-39%. В связи с этим оценка величины денежной базы в денежной программе увеличена до 4087 млрд рублей. [16, С. 11]

В 2007 г. произошло изменение  схемы размещения ОБР. Банк России начал  выпускать краткосрочные облигации со сроком погашения до 7 месяцев и шестимесячным опционом «пут». Первый выпуск краткосрочных ОБР объемом 250 млрд рублей состоялся 15 марта. Для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов Банк России ежедневно предоставлял банкам внутридневные кредиты, объем которых за январь-май 2007 г. составил 4,4 трлн рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 10%. В целом у кредитных организаций в январе-мае 2007 года не возникало значительной потребности в получении ликвидности от Банка России. [17, С. 43]

 

2.3 Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики  на 2008-2010 гг.

 

В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6–7%, в 2009 году - до 5,5–6,5%, в 2010 году - до 5–6%. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24–30% за год. Цены на газ предполагается повысить в 2008 году на 25%, 2009 – на 27,7%; на электроэнергию возрастут в 2008 – на 14%, в 2009 – на 15%, в 2010 – на 18%, на коммунальные услуги тарифы увеличатся в 2008 на 20%, в 2009 на 23%, в 2010 на 24%.[18, С. 68]

Денежная программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития РФ на 2008-2010 гг. Темп прироста денежной базы в 2008 г. может составить 18–24%, в 2009 г. - 15–20%, в 2010 г. - 12–17%. Основным источником роста денежной базы будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, то с 2009 года ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования.

По первому варианту денежной программы прирост ЧМР в 2008 году может сократиться до 37,9 млрд долларов США. Увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд рублей, поэтому  снижение объема ЧВА составит около 233 млрд рублей. При прогнозируемом замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема ЧВА. Потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд рублей в 2009 г. до 991 млрд рублей в 2010 г.

В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост  ЧМР в 2008 г. может составить 1,3 трлн рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА  на 421 млрд рублен. Общее снижение чистого кредита может составить 370 млрд рублей. В 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд рублей соответственно) будет недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения. Поэтому прогнозируется увеличение ЧВА на 239 и 640 млрд рублей соответственно.

По третьему варианту денежной программы прогнозируемый прирост  ЧМР в 2008 году(1,8 трлн рублей) и в 2009 году будет превышать прирост  денежной базы. Необходимое снижение ЧВА может составить в 2008 г. 866 млрд рублей, в 2009 г. 295 млрд рублей. Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем ЧВА на 365 млрд рублей.

Параметры денежной программы  не являются жестко заданными. Они могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией.

В 2008 году Банк России продолжит  работу по совершенствованию системы  инструментов денежно-кредитной политики. Приоритет будет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. Банком России будет использоваться абсорбирование свободной банковской ликвидности, в первую очередь депозитные операции; рыночные инструменты (аукционы по продаже ОБР и депозитные аукционы).

Обязательные резервные  требования будут использоваться в  качестве прямого инструмента регулирования  ликвидности. В целях повышения  эффективности операций рефинансирования (кредитования) кредитных организаций  Банк России в 2008 г. продолжит работу по созданию единого механизма рефинансирования. Основной задачей Банка России является создание системы, которая предоставит финансово кредитной организации возможность получать внутридневные кредиты и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения. В 2008 году будет продолжена работа по включению в Ломбардный список Банка России ценных бумаг, отвечающих требованиям Банка России. [ 19, C. 418]   

 

 

2.4 Эффективность  кредитно-денежной политики

Большинство экономистов  рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

Кредитно-денежная политика может быстро меняться: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.

2. Изоляция от политического  давления.

По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем другие виды политик, и представляется более приемлемой в политическом отношении.

3. Монетаризм.

Хотя большинство экономистов  считают кредитно-денежную политику действенным инструментом стабилизации, но монетаристы полагают, что изменение  денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности.

Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в  реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

Минусы кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а на инвестиции крута; кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут  стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается расширением чистого экспорта, которое, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны. Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.[20, С. 55]

 

 

 

 

 

Заключение

Под денежно-кредитной  политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путём воздействия на уровень и на динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Общее состояние экономики  в большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы и центральный  банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится  с помощью присущих ему инструментов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства. К этим инструментам относятся: политика обязательных резервов (проведение межбанковских расчетов), рефинансирование коммерческих банков (выдача кредитов коммерческим банкам), операции на открытом рынке (купля-продажа государственных бумаг).

Преимущества  кредитно-денежной политики состоят  в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы могут не использоваться банками для расширения предложения денег; изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег. Денежно-кредитная политика должна проводиться вместе с бюджетной и фискальной политикой.

Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, системы инструментов и их оперативного использования. Приоритет будет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке. За последние годы прослеживается тенденция к приросту денежного агрегата М2. За последний квартал 2007 года становится заметным значительное повышение инфляции. В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2008 год и на период до 2010 года Правительство РФ и Банк России определили задачу к дальнейшему снижению инфляции (к 2010 году снизить до 5-6%) и увеличению денежного агрегата М2 на 24-30% за год. Основным источником роста денежной базы в 2008-2009 годах будет увеличение чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Информация о работе Денежно-кредитная система России