Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:14, курсовая работа
Данная работа написана на тему «Монетарная или кредитно-денежная политика государства». На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Главные составляющие кредитно-денежной политики (деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
Введение
Глава 1. Основные теоретические концепции денежно-кредитной политики
o 1.1 Кейнсианская теория денег
o 1.2 Монетаристский подход
o 1.3 Монетаристский курс российских реформ
Глава 2. Основные цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики
o 2.1 Цели денежно-кредитной политики
o 2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
2.2.1 Политика обязательных резервов
2.2.2 Рефинансирование коммерческих банков
2.2.3 Операции на открытом рынке
2.2.4 Административные методы регулирования денежно-кредитной сферы
o 2.3 Политика дешевых и дорогих денег
Глава 3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
o 3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2005-2006 гг.
o 3.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2007 г.
o 3.3 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики на 2008-2010 гг.
Глава 4. Эффективность и актуальность денежно-кредитной политики
o 4.1 Эффективность денежно-кредитной политики
o 4.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
AM = AP + AY
где AM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; AY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; АР - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. В случае увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании с конца 70-х годов.
Современные модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход.
1.3 Монетаристский курс российских реформ
Российские реформы проводятся под эгидой МВФ (в котором главную роль играют США, контролируя около 20% голосов в совете директоров этой организации).
Монетаристы выступают за решение всех экономических проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента. Из всех течений, служащих идейным источникам экономической политики, Россия избрала монетаризм. Тем самым российская реформа отбросила все прочие методы регулирования. Справедливо ли это? Вероятно, нет.
Во-первых, следует отдавать себе отчёт в том, что монетаризм приводит к трансформациям менее развитых периферийных экономик, вынуждая их специализироваться на простейших видах производства. Ещё ни одна страна, следующая курсом монетаристских реформ, не сумела добиться впечатляющих народнохозяйственных достижений.
Во-вторых, следует исходить из факта, что относительно небогатые страны начали реформирование своих экономик, переходя к монетаризму постепенно. Страны, которые изначально проповедуют монетаризм, так и не сумели добиться лидирующих позиций.
В-третьих, России как стране индустриально развитой, есть что терять. И мы наблюдаем в течение последних лет как Россия стремительно деиндустриализируется.
Монетаризм в условиях
периферийной экономики не способен
обеспечить её динамичное развитие. Напротив,
он способствует воспроизводству
Монетарная политика ? денежно-кредитное регулирование, предполагает создание условий, при которых экономический субъект сам принимает решения, отвечающие интересам государства.
В самом общем виде эта политика прошла следующие этапы.
На первом этапе (1992г.) правительство объявило о начале “шоковой терапии”, осуществив либерализацию цен и увеличив денежную эмиссию почти в 20 раз. Началось постепенное сокращение национального производства и падение курса рубля.
Эмиссия наличных денег возросла с 1,5 трлн. руб. в 1992г. до 10,1 трлн. руб. в 1993г., а их доля в совокупной денежной массе выросла с 24 до 37%.
Среднемесячный рост цен составил в 1993г. 20-25%, или около 1000% в годовом исчислении. Реальный объём денежной массы в течение 1992г. увеличился до 60%.
В1993г. Россия вошла с курсом рубля более 400 руб. за доллар, и он продолжал падать, перевалив отметку в 1500 руб. за доллар в январе 1994г.
На втором этапе (1993-октябрь
1994г.) правительство начало реализовывать
концепцию энергичного
С октября 1994г. по август 1998г. проходил третий этап. Правительство вместо того, чтобы скорректировать экономическую политику продолжает осуществлять монетарную политику, направленную на дальнейшее сворачивание предложения денег. Ставка делается на отказ от свободного плавания курса рубля, что полностью добивает национальную промышленность, которая теряет последние позиции рентоспособности. Что касается дальнейшего развития отечественной экономики, то пока рано делать какие-либо выводы.
Глава 2. Основные цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики
2.1 Цели денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика
представляет собой часть, один из элементов
общей экономической политики государства
(наряду с промышленной, структурной,
внешнеторговой, фискальной и другими
видами политики) и прямо определяется
приоритетами и целями правительства.
Основополагающей целью денежно-кредитной
политики является регулирование экономической
ситуации путём воздействия на состояние
кредита и денежного обращения.
Денежно-кредитная политика заключается
в обеспечении устойчивого
Осуществляя денежно-кредитную
политику, центральный банк, воздействуя
на кредитную деятельность коммерческих
банков и направляя регулирование
на расширение или сокращение кредитования
экономики, достигает стабильного
развития внутренней экономики, укрепления
денежного обращения, сбалансированности
внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит
позволяет достичь более
С помощью денежно-кредитного
регулирования государство
2.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.
М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.
M1 - количество любых денежных знаков на руках у населения и средства в кассах предприятий, учреждений, организаций.
М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.
М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.
М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.
Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.
Данные денежные агрегаты
отличаются разной степенью ликвидности,
т.е. легкостью их превращения в
наличные деньги. Соответственно когда
говорят о потребности в
Однако государственное
регулирование денежно-
- проведение операций
на открытом рынке ценных
- изменение нормы минимального
резервного покрытия: чем норма
выше, тем меньше кредитов могут
предоставлять коммерческие
- изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;
а также некоторые методы,
носящие жесткий
2.2.1 Политика обязательных резервов
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. [6, с. 354]
В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
В настоящее время большую роль играют минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции:
1. Они служат обеспечением
обязательств коммерческих
2. Минимальные резервы
являются инструментом, используемым
центральным банком для
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Впервые данный метод применили
в США в 1933 г. В последние полтора-два
десятилетия произошло
2.2.2 Рефинансирование коммерческих банков
Другим инструментом кредитно-денежного
регулировании является изменение
учетной ставки (ставки рефинансирования),
по которой Центральный Банк выдает
кредиты коммерческим банкам, и переучитывает
ценные бумаги, находящиеся в их
портфелях (векселя). Переучет векселей
долгое время был одним из основных
методов денежно-кредитной
В случае повышения центральным
банком ставки рефинансирования, коммерческие
банки будут стремиться компенсировать
потери, вызванные ее ростом (удорожанием
кредита) путем повышения ставок
по кредитам, предоставляемым заемщикам.
Т.е. изменение учетной ставки прямо
влияет на изменение ставок по кредитам
коммерческих банков. Последнее является
главной целью данного метода
денежно-кредитной политики. Повышение
учетной ставки в период усиления
инфляции вызывает рост процентной ставки
по кредитным операциям
Информация о работе Денежно-кредитная система и монетарная политика государства