Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:06, курсовая работа
Проведение денежно-кредитной политики занимает центральное место в спорах относительно экономической политики, а дальнейшее развитие монетарной теории изменило взгляды на роль денег в экономике.
Теория и практика денежно-кредитных и валютных отношений, банковского дела и финансовых рынков стала одной из наиболее важных и интересных частей экономической науки. Финансовые рынки изменяются быстро, а новые финансовые инструменты появляются практически ежедневно.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Инфляция: понятие, сущность, виды, причины и следствия……………..............................................................................................5
Глава 2. Денежно-кредитная политика: сущность, методы регулирования инфляции…………………………………………………………………………15
Глава 3. Проблемы борьбы с инфляцией и пути их решения…………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………...…........31
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют.
Рассмотрим причины инфляции:
1) диспропорциональность ‒ несбалансированность государственных расходов и доходов, то есть дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка» что приводит к увеличению денежной массы и как следствие ‒ инфляции.
2) инфляционно опасные инвестиции. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие ‒ увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3) отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Поскольку олигополист заинтересован в сокращении производства и предложения товаров создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар.
4) импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более выгодным, одновременно затрудняя экспорт.
5) инфляционные ожидания, то есть возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, и раскачивают тем самым маховик инфляции4.
Последствия инфляции многообразны, противоречивы и зависят от вида инфляционного процесса. Непредвиденная инфляция искажает планы субъектов экономики и приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными классами, группами общества; экономическими и социальными институтами.
Прогнозируемая инфляция снижает экономическое благосостояние населения. Ожидание высоких темпов роста цен приводит к повышению номинальной процентной ставки и, следовательно, альтернативных издержек держания денег. В результате падает спрос на деньги ‒ население сокращает свои средние кассовые остатки, чаще посещает банки и стремится быстрее потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в не обесцениваемые активы.
Национальная денежная единица теряет свою покупательную силу, сокращаются капитальные вложения, банки свертывают долгосрочные кредитные операции, ограничиваясь лишь краткосрочным кредитованием (например, кредитованием торговых фирм), причем ссудный процент устанавливается таким образом, чтобы он не только обеспечивал банку нормальную прибыль, но и компенсировал обесценение денег. Возросшая плата за кредит не позволяет предпринимателям обновлять производство, поскольку новое оборудование окупает себя лишь спустя определенное время.
Другой негативный результат обесценения денег - это антисоциальное перераспределение доходов. От инфляции менее всего страдают предприниматели сферы торговли, которые и при инфляции спроса, и при инфляции издержек всегда могут повысить продажные цены на свои товары. Хуже приходится наемным работникам: хотя заработную плату принято индексировать (повышать на примерно ту же долю, на которую выросли цены), на деле повышение зарплаты обычно отстает от роста цен, поэтому реальные доходы рабочих при инфляции обычно понижаются. Наибольший урон от инфляции терпят люди, получающие фиксированные доходы (пенсии или стипендии). Наконец, инфляция обесценивает сбережения, если их держат в денежной форме.
При затяжной инфляции денежная система деградирует, возрождаются примитивные формы товарообмена, когда фирмы меняют непосредственно товар на товар, а зарплату рабочим выдают «натурой». Происходит перелив капитала из производства в торговлю, где быстрее происходит оборот капитала и больше прибыль.
Инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Во времена высоких темпов роста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Подавленная инфляция приводит к возникновению гигантских очередей, спецраспределителей продукции, черного рынка и существованию двойных цен на одни и те же товары. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковом размере дохода. Это приводит к вредной социально-психологической атмосфере в обществе, формированию двойной морали и ухудшению здоровья населения. К аналогичным последствиям для лиц с фиксируемыми доходами приводит гиперинфляция. Население, особенно лица старшего возраста, испытывают сильные стрессы из-за медленной адаптации к быстро изменяющимся условиям5.
Рассмотрим в следующей главе, как государство регулирует инфляцию.
Глава 2. Денежно-кредитная политика: сущность, методы регулирования инфляции
Денежно-кредитная политика ‒ совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы6.
Основные цели денежно-кредитной политики:
‒ устойчивые темпы роста национального производства;
‒ стабильные цены;
‒ высокий уровень занятости населения;
‒ равновесие платежного баланса;
‒ приемлемый объём денежной массы и уровень процентных ставок.
Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.
Мероприятия Центрального банка по денежно-кредитному регулированию экономики призваны обеспечить ее стабилизацию при низком уровне инфляции и безработицы. Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование денежно-кредитной эмиссии, т.е. расширение совокупного объема денежной массы в обращении (кредитная экспансия), что дает эффект некоторого оживления конъюнктуры рынка в условиях спада производства – эффект денежного мультипликатора. Она может быть направлена и на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение объема денежной массы в обращении. Этот вариант денежно-кредитной политики обычно используется Центральным банком в периоды экономического бума и в случаях появления признаков «биржевой горячки».
Политика кредитной экспансии наоборот используется для «взбадривания» конъюнктуры рынка и применяется обычно в периоды кризисов и спада производства. Она часто сочетается с дефицитным финансированием экономики страны и приводит к обострению инфляционных процессов.
При осуществлении мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны неизбежно возникает объективное противоречие между задачей борьбы с инфляцией и проблемой стимулирования экономического роста. Поэтому денежно-кредитная политика Центрального банка должна быть самым тесным образом увязана с инвестиционно-финансовой политикой государства и дополнена гибкой системой налогового регулирования экономики.
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов). Эти же меры применяются государством для сжатия (расширения) денежной массы.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.
Таким образом, денежно-кредитная политика охватывает значительную часть экономических областей и оказывает на каждую из них большое влияние.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие инфляционных факторов.
Деньги являются важнейшим элементом рыночной системы хозяйства, а стабильность денежной системы государства ‒ непременным условием нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Значительное место в государственном регулировании денежного обращения принадлежит центральному банку (ЦБ) в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений7. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны:
1) косвенное воздействие на денежную базу через предоставление своих ресурсов. Центральные банки могут устанавливать различные резервные нормы в зависимости от срока деятельности банка, величины его активов, региона, где банк осуществляет основную массу своих операций и обладает развитой филиальной сетью. В некоторых странах для банков, нарушающих обязательные требования, устанавливаются повышенные штрафные резервные нормы. Резервированию подлежат различные компоненты денежной массы, что позволяет Центральному банку не только влиять на ее объем, но и определять ее структуру;
2) проведение операций на открытом рынке. Под такими операциями понимается покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигаций государственных займов) у финансовых посредников и населения;
3) рефинансирование. ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. Чем меньше процент по этим ссудам, тем больше денежная масса и наоборот;
4) изменение уровня банковской ликвидности, т.е. способности банка погасить в срок свои обязательства, определяемая отношением и структурой активов и пассивов банка.
Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.
Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.
В целом можно сказать, что влияние ЦБ значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны.
Одним из антиинфляционных методов является таргетирование8 ‒ установление ЦБ целевых ориентиров прироста денежной массы. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая «вилка» ‒ устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, ЦБ сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением. Нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать «неизбежного» темпа инфляции.
Значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные9. Чаще всего проявляется следующая закономерность: чем ситуация ближе к кризису, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую. К прямым методам относятся установление различных ограничений (лимитов), издание нормативно-законодательных актов, в том числе и законов о проведении денежных реформ.
Информация о работе Денежно-кредитные инструменты регулирования инфляции