Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:35, курсовая работа
Курсовая содержит все периоды развития денежной системы от реформы Елены Глинской до современной денежной системы РФ
1) Реформа 1993 года.
Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля — 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом, реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате, многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены. Но отсутствие при реформе деноминации указывает на превалирование других причин денежного реформирования. Во-первых, не удавалось контролировать денежную эмиссию рубля как единой валюты на территории СНГ при наличии в каждой из стран своих печатных станков по выпуску денег, что сводило на нет все усилия России по обузданию инфляции. Во-вторых, многие бывшие союзные республики приступили к выпуску своих национальных валют, который угрожал российской денежной единице тем, что старая рублевая денежная масса могла оказаться вся в Российской Федерации. Таким образом, её основной замысел состоял в том, чтобы на основе обмена старых купюр на новые прекратить поток не обеспеченных товарами денег из стран ближнего зарубежья.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда» — фраза, которую произнёс Виктор Черномырдин, премьер-министр Российской Федерации 6 августа 1993 г. на пресс-конференции, рассказывая, как готовилась денежная реформа 1993 года.
2) Реформа 1998 года
Замедление спада в экономике в 1996—1997 гг. вызвало принятие правительством России и Центральным банком РФ решения о деноминации рубля и переходе к новому масштабу цен. Старые деньги обменивались на новые в соотношение 1000:1.
Денежная реформа не предполагала ни конфискации в каком бы то ни было виде, ни ограничений, ни собственно обмена наличных «старых» денег, которые по-прежнему выполняли свою функцию и участвовали в обороте. С первого января 1998 года введены в обращение банкноты образца 1997 года достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 рублей и металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5 рублей. Банкноты образца 1993 и 1995 годов (включая их модификации 1994 года) и монеты СССР и России 1961-1996 года оставались в обращении в течение всего 1998 года и принимались во всех организациях, предприятиях торговли, сфере обслуживания, коммерческих банках в качестве нормального платежного средства из расчета одной тысячной их нарицательной стоимости. В ходе реформы нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменялись в масштабе 1000:1 (одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на «старой» купюре, одной копейкой - монета в десять рублей). К окончанию процесса деноминации было изъято более шести миллиардов банкнот (в четыре раза меньше, чем в 1993 году). После 31 декабря 1998 года хождение «старых» денег прекратилось, оставшиеся бумажные и даже металлические деньги можно было обменять до конца 2002 года.
Однако в середине августа 1998 г. финансовая ситуация в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов, падения курсов ценных бумаг на фондовой бирже и зашедшей в тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации рубля. Государство оказалось перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли 16 млрд долларов, т.е. почти сравнялись с золотовалютными резервами Банка России. Платежи по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд рублей в месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчислялись в размере 12—13 млрд. рублей.
Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.
Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля над ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции. На современном этапе острейшей проблемой является устойчивость денежной системы России. Необходимость стабилизации рубля приобретает еще большее значение, в силу того, что эта задача на протяжении последних лет ставилась неоднократно, но решить ее пока не удалось.
Введение
в обращение Банком России купюры
достоинством в 5000 рублей и вывод
из обращения банкнот номиналом
5, 10 рублей и монет номиналом 1 и 5
копеек – служат еще одним доказательством
возможной реформации существующей
денежной системы.
Глава 3. Современная денежная система России
3.1. Денежная единица России
Денежная
система - это организация денежного обращения
в стране, закрепленная национальным законодательством.
Она включает в себя следующие элементы:
1) название денежной единицы;
2)виды
денежных знаков, порядок их выпуска и
характер обеспечения;
3) регулирование денежного обращения;
4) организация
наличного и безналичного
5) курс
национальной валюты, порядок ее
обмена на иностранную валюту.
Денежная единица – это установленный законом денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие, пропорциональные части. Наименование денежной единицы обычно складывается исторически, хотя в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
В связи с тем, что в настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения, основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. Банкноты и монеты обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Казначейские
билеты – бумажные деньги, выпускаемые
непосредственно государством – Министерством
финансов или специальным государственным
финансовым органом – для покрытия бюджетного
дефицита. В отличие от банковских билетов
казначейские билеты никогда не обеспечивались
драгоценными металлами и не подлежали
размену на золото или серебро. После отмены
золотого стандарта разница между казначейскими
и банковскими билетами практически стерлась.
Эмиссионная система – законодательно
установленный порядок выпуска и обращения
неразменных на золото кредитных и бумажных
денежных знаков. За Центральным банком
Российской Федерации закреплено исключительное
право осуществлять эмиссию наличных
денег, организацию их обращения и изъятия
из обращения на территории Российской
Федерации. Закон разделил полномочия
Правительства РФ и ЦБ в области изготовления
денежных знаков.
Денежное
регулирование представляет собой
комплекс мер государственного воздействия
по достижению соответствия количества
денег объективным потребностям экономического
развития.
Для упорядочивания
денежного обращения
1) ставки учетного процента (дисконтную политику);
2) нормы
обязательных резервов
3) операции на открытом рынке;
4) регламентацию
экономических нормативов для кредитных
учреждений и др.
3.2. Денежное обращение в России
В Федеральном
законе «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» установлены
правовые основы функционирования денежной
системы РФ, задачи, функции и полномочия
Банка России в организации денежного
обращения.
Денежное обращение – это движение денег
во внутреннем экономическом обороте
страны, в системе внешнеэкономических
связей, в наличной и безналичной форме
обслуживающее реализацию товаров и услуг,
а также нетоварные платежи в хозяйстве.
Сменяя форму стоимости (товар на деньги,
деньги на товар), деньги находятся в постоянном
движении между тремя субъектами: физическими
лицами, хозяйствующими субъектами и органами
государственной власти.
Денежное обращение соединяет в себе как
основные сущностные характеристики денег,
так и механизмы, способы использования
денег для содействия экономическому
и социальному развитию страны.
Роль
денежного обращения, его правильная
организация проявляются в
1) отлаженность хозяйственного оборота
и платежно-расчетной системы;
2) способность обеспечивать сбалансированность
спроса и предложения на товарном рынке,
не допускать дефицита товаров;
3) характер
и степень влияния денежной массы на рост
цен и инфляцию;
4) хронический недостаток денежных средств
у субъектов рынка для своевременной выплаты
заработной платы и финансирования оборотных
средств.
Центральный банк РФ осуществляет межбанковские
расчеты через свои учреждения. В его систему
входит центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры и пр. В настоящее
время в России функционируют 1333 расчетных
кассовых центра и других учреждений,
осуществляющих расчетное обслуживание
2208 кредитных организаций, 6045 филиалов
этих организаций, а также счетов бюджетов
всех уровней и государственных внебюджетных
фондов, органов федерального казначейства
и других юридических лиц в случаях, предусмотренных
законодательством.
Кассовое
обслуживание – одна из важнейших
функций банков. Банк является начальным
и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих
товарообмен. Наличные деньги попадают
в сферу обращения из банка в форме выплаты
заработной платы или других расчетов
наличными и возвращаются в банк в виде
выручки. Сфера денежного обращения подлежит
регулированию и жесткой регламентации
со стороны государства, основные аспекты
которых закреплены законодательно («Порядок
ведения кассовых операций»). Согласно
этому Порядку банковская система является
не только организатором налично-денежного
обращения, но и контролером данного процесса.
Зачисление денежной выручки на счета
в банке и выдача наличных средств на различные
цели определяются как кассовые операции,
которые по балансовому результату и по
назначению делятся на приходные и расходные.
Каждому предприятию определяется предельная
величина наличных средств в кассе – лимит
остатка кассы и норма расходования наличных
денег из выручки. Эти кассовые нормативы
позволяют рационально организовать денежное
обращение, исключить встречные перевозки
денег и обеспечить своевременные расчеты
наличными. Одновременно с нормативами
банк утверждает порядок и срок сдачи
выручки в банк данного предприятия.
Из процесса денежного обращения возможно
вычленение понятия денежного оборота.
Денежный оборот есть проявление сущности
денег в их движении. Денежный оборот охватывает
процессы распределения и обмена. На его
объем оказывают влияние стадии производства
и потребления. Длительный производственный
процесс, требующий повышенного объема
производственных запасов, увеличивает
денежный оборот, связанный с их приобретением.
Основным
принципом организации
Наличные
деньги используются: для кругооборота
товаров и услуг; для расчетов
по выплате заработной платы и
приравненных к ней платежей; для
оплаты ценных бумаг и выплат дохода
по ним; для платежей населения за коммунальные
услуги и т.д.
Налично-денежный оборот включает движение
всей налично-денежной массы за определенный
период времени между юридическими лицами,
физическими лицами и государственными
органами. В настоящее время порядок осуществления
налично-денежного оборота на территории
РФ регламентируется Положением «О правилах
организации наличного денежного обращения
на территории Российской Федерации»,
утвержденным Банком России 5 января 1998
г.
Для осуществления эмиссионно-кассового
регулирования, кассового обслуживания
кредитных организаций, а также предприятий
и организаций в главных территориальных
управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых
центрах имеются оборотные кассы по приему
и выдаче наличных денег и резервные фонды
денежных билетов и монет.
Резервные
фонды денежных билетов и монет
– это запасы не выпущенных в
обращение денежных билетов и
монет в хранилищах Центрального
банка. Эти фонды создаются по
распоряжению Центрального банка, который
устанавливает их величину исходя из
размера оборотной кассы, объема
налично-денежного оборота, условий
хранения и т.д.
В коммерческих банках создание таких
фондов не предусмотрено, так как у них
имеются операционные кассы. С 1 июня 1997
г. коммерческим банкам установлен лимит
минимально допустимого остатка наличных
денег в операционной кассе на конец дня
для обеспечения своевременной выдачи
денег со счетов юридических лиц независимо
от их организационно-правовой формы,
а также со счетов по вкладам граждан.
Безналичный оборот — движение стоимости
без участия наличных денег: перечисление
денежных средств по счетам кредитных
учреждении, зачет взаимных требовании.
В Российской Федерации форма безналичных
расчетов определяется правилами Банка
России, действующими в соответствии с
законодательством. Определено, что расчеты
предприятий всех форм собственности
по своим обязательствам с другими предприятиями,
а также между юридическими лицами и физическими
за товарно-материальные ценности производятся,
как правило, в безналичном порядке через
учреждения банка.