Денежные реформы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

В течение последних двухсот лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты, причем наибольшее сходство просматривается между денежной реформой 1839-1843 годов и реформами, проводившимися в Советской России в 20-х годах ХХ века. На подготовку и проведение денежных реформ в России влияла, прежде всего, специфика денежной и банковской систем страны, генезис которых был обусловлен особенностями развития ее экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ……………………………….6
Особенности денежной системы России……………………………....6
Методы стабилизации денежных систем……………………………..10
ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ…………………………...15
2.1 Сущность и виды денежных реформ………………………………….15
2.2 Этапы денежного реформирования в России………………………...16
2.3 Предпосылки успешного проведения денежных реформ в России ...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по истории экономики.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ  ЭНЕРГЕТИКИ – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

 

 

Социально-экономический факультет

Направление подготовки 080200.62 «Менеджмент»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «История экономики»

тема: «Денежные реформы в РФ»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

группы МЕН-Б11

 

____________

 

            Н.Г. Газарян

Руководитель проекта:

старший преподаватель

 

____________

 

Ю.А. Макарова


 

 

 

 

 

                                     Обнинск

                                          2012

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2

ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ……………………………….6

    1. Особенности денежной системы России……………………………....6
    2. Методы стабилизации денежных систем……………………………..10

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ…………………………...15

2.1 Сущность и виды денежных реформ………………………………….15

2.2 Этапы денежного реформирования в России………………………...16

     2.3 Предпосылки успешного проведения денежных реформ в России ...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

В течение последних двухсот  лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты, причем наибольшее сходство просматривается между денежной реформой 1839-1843 годов и реформами, проводившимися в Советской России в 20-х годах ХХ века.

На подготовку и проведение денежных реформ в России влияла, прежде всего, специфика денежной и банковской систем страны, генезис которых был обусловлен особенностями развития ее экономики.

Одной из определяющих особенностей экономического развития России было медленное внутреннее накопление капитала. Причина этого небольшой по сравнению с западноевропейскими странами объем совокупного прибавочного продукта, обусловленный низкой биопродуктивностью почв, суровым климатом и коротким вегетационным периодом.

Еще одной особенностью развития экономики России был так называемый континентальный характер торговли (в отличие от стран Западной Европы, где существовал крупномасштабный морской торговый оборот). Из-за ограниченности торговых отношений, слабого развития городов и, соответственно, низкого уровня отделения ремесла от земледелия процессы развития товарно-денежных отношений и накопления денежных капиталов в России шли очень медленно. Это обусловило ряд специфических черт в развитии ее денежной и банковской систем.

В России позднее, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, появились кредитные деньги (банкноты). Это было связано прежде всего с тем, что исторически банкноты восходили к частным переводным векселям, долговым распискам частных лиц, занимавшихся разными видами предпринимательской деятельности. В России все виды предпринимательства, в том числе торговля, развивались медленно, и экономические условия для массового обращения банковских кредитных билетов к моменту их введения еще не созрели.

Отсюда такая особенность денежной системы России, как государственный характер денег. В отличие от ведущих западноевропейских стран, где до 1820-х годов функционировало значительное количество частных эмиссионных банков, выпускавших свои банкноты, в России до начала 1840-х годов обращались государственные бумажные деньги (ассигнации). В ходе денежной реформы 1839-1843 годов они были заменены государственными кредитными билетами. Однако эмиссия любых видов бумажных денег в России всегда рассматривалась как дополнение к праву чеканки монеты (монетной регалии). Это имело решающее значение для регулирования денежного обращения, поскольку движение банкнот, прямо или косвенно отражающее объективные экономические процессы (торговые, производственные и др.), легче поддается банковскому регулированию, чем обращение государственных бумажных денег.

России был присущ не только государственный  характер денег. Вплоть до 1860 года преимущественно  государственной была и банковская система страны. Это было обусловлено  тем, что из-за незначительности свободных  денежных капиталов, отсутствия достаточно многочисленной социальной прослойки экономически свободных людей, рискованности торговых операций и слабой правовой обеспеченности кредита в стране долгое время не было экономических предпосылок для организации не только частных эмиссионных банков, но и вообще любых частных банкирских заведений. Поэтому заботу об организации и функционировании первых банков пришлось взять на себя государству.

Государственные деньги, система государственных  банков, небольшое количество частных коммерческих банков и отсутствие частных эмиссионных банков, а главное небольшой по сравнению с развитыми западными странами спрос на деньги (из-за длительного господства в России натурального хозяйства), с одной стороны, затрудняли регулирование денежного обращения, с другой упрощали проведение денежных реформ.

В ходе денежной реформы изымаются  из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или  ее золотое  содержание, осуществляется переход  от одной  денежной системы к другой. Денежные реформы проводятся и сегодня доказательство этого введение купюры в размере 5000 рублей. В этом выражена актуальность темы.

Цель данного исследования: изучить историю проведения денежных реформ в России, выявить  причины  и последствия их проведения.

        В соответствии  с указанной целью основными задачами исследования являются:

  1. Дать определение денежной системы.
  2. Раскрыть содержание денежных реформ проводимых в России.
  3. Выявить предпосылки необходимые для успешного проведения денежных реформ.

    Объектом данного исследования являются денежные реформы проводимые в России с XV века до наших дней.

   С учетом специфики данной  темы и круга затронутых вопросов  структура работы позволяет ответить  в первой части на теоретические вопросы денежной системы, во второй – этапы проведения денежных реформ в Росси и в третьей – предпосылки успешного проведения денежных реформ.

  

 

 

 

 

 

 ГЛАВА  1. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

    1. Особенности денежной системы в России1

       Денежная  система - денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

      Денежная  система2- 1) исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране; 2) денежные знаки страны, денежные единицы, правила эмиссии и формы обращения денег, денежные отношения, законодательно установленные в стране.

Денежная система Российской Федерации  после распада Советского Союза функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и  публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии  наличных денег, организации их обращения  и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах  Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее 1 и не более 5 лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют  наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств па счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

  1. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;
  3. определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  4. разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования  действительных золотых денег при  бумажно-кредитном обращении, когда  знаки стоимости потеряли связь  с металлической основой, Центральный  банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц па территории России создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного мига излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды банкнот и монет  создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. 

Наличные деньги выпускаются в  обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБ РФ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы,  т.е.   предельного  размера выпуска денег обращение, установленного правительством  РФ.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безличных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с  действующим  законодательством.   Он   определяет   правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов не более 2 операционных дней в пределах субъекта Федерации и не более 5 операционных дней в пределах России. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие платежные документы, утвержденные  Банком России.

В связи с тем, что российская денежная единица — рубль —  по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

В соответствии с принятой государственной  денежно-кредитной политикой Центральный  банк РФ (Банк России) в целях укрепления рубля регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки по кредитным операциям, стимулируя рост или сокращение кредитных  вложений.

Валютное   регулирование   связано   с   куплей-продажей   Банком России иностранной валюты. Эти операции Банка России на валютном рынке позволяют воздействовать на курс рубля в иностранной валюте и на величину денежной массы в обращении.

Банк  России в исключительных   случаях   может  применять  прямые   количественные ограничения   в   виде  установления   лимитов   на  рефинансирование банков,   на   проведение   банками   отдельных   банковских   операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой государственной  денежно-кредитной  политики  на  предстоящий  год  определяются   Банком   России. Проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики представляется президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации. Не позднее 1 декабря указанный   документ   должен   быть   представлен   в    Государственную Думу.   В   основных   направлениях   единой   государственной   денежно-кредитной  политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры  роста одного или  нескольких показателей денежной  массы.

Информация о работе Денежные реформы в РФ