Денежный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 328.69 Кб (Скачать файл)

• Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается.

• Принцип надзора и  контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

• Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки[4].

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система страны включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования-Национальный Банк Республики Беларусь, который обладает монопольным правом эмиссии банкнот на территории страны[5,с. 188].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление, функционирование и проблемы денежного рынка в Республике Беларусь

 

 

Самостоятельную денежно-кредитную  политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения  независимости. В 1992 г. были приняты  законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и  др., которые определили экономические  и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения  в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

В реализации денежно-кредитной  политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные  просчеты, которые объяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал  проводить жесткую денежно-кредитную  политику, направленную на ограничение  монетарных факторов инфляции путем  неуклонного сокращения темпов роста  денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались  предельные размеры кредитной эмиссии  Национального банка, осуществлялся  постепенный переход от централизованного  распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные  аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход  на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости  от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и  способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и  негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной  политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в  национальной валюте выросла почти  в 2 раза, а темп ее прироста практически  трехкратно превышал установленные  параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного  строительства и АПК, которая  в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального  банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких  условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности  его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые  Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии  превысил установленные параметры  в 2,5 раза), что привело к росту  цен. В 1997 г. индекс потребительских  цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а  в 1999 г. достиг 351,2 %.

Вместе с тем произошли  положительные сдвиги в структуре  денежной массы: увеличилась доля срочных  депозитов. В 1999 г. была ликвидирована  множественность валютных курсов. Кроме  того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются  положительные темпы роста реального  ВВП.

Начиная с 2000 г. и по настоящее  время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными  задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий  для эффективного, надежного и  безопасного функционирования платежной  системы страны.

Уже в 2000 г. были установлены  более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего  кредита Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике впервые  с 1996 г. установились положительные  процентные ставки, что позволило  белорусскому рублю выполнять функцию  средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало  национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей  денежно-кредитного регулирования, продолжал  последовательно снижать устанавливаемые  ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных  реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками  обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Другими  словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости  от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного  предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц  — 16 %, по привлеченным средствам в  иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.

Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал  и операции на открытом рынке, которые  осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как  прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.

Начиная с 2004 г. контрольным  показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.

Активная денежная масса  за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 %, рублевая денежная база — на 31 %. Основным фактором увеличения последней  стада покупка Национальным банком иностранной валюты, что привело  к росту международных резервных  активов (на 1 октября они составили 1189,2 млн дол. США). Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 12 % к октябрю), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Реальная процентная ставка при этом оставалась положительной.

Были снижены и нормативы  обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в  белорусских рублях и иностранной  валюте) с 10 до 9 %.

Перечисленные выше тенденции  положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.

Основные направления  денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет  содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей  посредством реализации монетарных целей и задач инструментами  денежно-кредитного и валютного  регулирования. Конечной целью денежно-кредитной  политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских  цен.

Основным промежуточным  целевым ориентиром остается официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его колебания не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США (к концу года его официальный обменный курс должен составить 2100—2200 р.). Наряду с данными Показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).

В целях достижения поставленных задач будет обеспечено поддержание  положительных в реальном выражении  процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов  и предоставления кредитов в белорусских  рублях. При этом ставка рефинансирования снизится до уровня 8—10 %. Предполагается усиление роли процентной ставки в  качестве инструмента денежно-кредитной  политики[6, с.150].

В 2007-2008 гг. сохранилась тенденция  к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет  способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %. Указанные  действия позволят в полном объеме решить задачи, стоящие перед денежно-кредитной  политикой.

Согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы, основными целями единой государственной денежно-кредитной  политики и деятельности Национального  банка, как и ранее, будут: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной  способности, и его курса по отношению  к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.

Важнейшие параметры  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь:

Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. №595 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год.

Информация о работе Денежный рынок