Денежный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 328.69 Кб (Скачать файл)

Этим указом предусмотрен рост валового внутреннего продукта на уровне 111–113 % при увеличении объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на 10–12 % и на 10–11 % соответственно. Для обеспечения таких высоких темпов роста на 9–11 % должна возрасти производительность труда, что потребует дальнейшей модернизации действующих и создание новых производств. В связи с этим в 2010 году планируется направить инвестиций в основной капитал на 23–25 % больше, чем в 2009. При этом на 8–10 % необходимо снизить энергоемкость ВВП и достичь рентабельности в промышленности на уровне 10 %.

Для снижения отрицательного сальдо до 4600 – 4700 млн. долларов США  в 2010 году предусмотрен опережающий  рост экспорта товаров и услуг (127–128 %) над их импортом (120–121 %). В результате объем внешней торговли товарами и услугами по сравнению с 2009 годом увеличится на 24 – 25 %.

В 2010 году на 13–14 % вырастут платные услуги населению, на 14–15 % – производство потребительских товаров, а также розничный товарооборот и реальные денежные доходы населения. Численность занятых в экономике составит 4740 тыс. человек

В целях выполнения жилищной программы в 2010 году за счет всех источников финансирования предусматривается  ввести в эксплуатацию 6,96 млн. кв. метров жилья [7].

В последние годы в Республике Беларусь вопрос о необходимости поддержания финансовой стабильности в экономике неоднократно поднимался в научной литературе.

В настоящее время Национальный банк и Правительство Республики Беларусь обеспечивают монетарную стабильность в экономике, включая ценовую стабильность. Так, в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь Правительство обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. В статье 25 Банковского кодекса Республики Беларусь определено, что к основным целям деятельности Национального банка относятся защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранной валюте. Таким образом, Национальный банк разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики.

В отношении правового  регламентирования вопросов, связанных  с обеспечением финансовой стабильности, сложилась следующая ситуация. В законе Республики Беларусь «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» установлено, что к основным задачам внутренней политики республики относится помимо прочего «проведение единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, способствующей финансовой стабильности национальной экономики».

Таким образом, данная цель относится к компетенции Правительства  и отчасти – Национального  банка. Вместе с тем термин «финансовая  стабильность» не используется в  Банковском кодексе Республики Беларусь, а его содержание не конкретизируется в законодательстве. К основным целям  деятельности Национального банка Банковский кодекс относит такие составляющие политики по поддержанию финансовой стабильности, как укрепление банковской системы и обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

На практике Правительство  и Национальный банк Республики Беларусь последовательно проводят политику по повышению устойчивости финансовой системы.

В рамках подготовки ежегодной  публикации «Финансовая стабильность в Республике Беларусь», которая  с 2008 года размещается на официальном  сайте Национального банка в  сети Интернет, наряду с анализом устойчивости банковского сектора проводится работа по оценке финансовой стабильности других сегментов финансового сектора.

Также по рекомендации Международного валютного фонда в августе 2009 года был заключен Меморандум о взаимопонимании  между Национальным банком, Министерством  финансов, Министерством экономики  и Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц Республики Беларусь в сфере обеспечения финансовой стабильности. Согласно указанному Меморандуму в сферу ответственности Национального банка по обеспечению финансовой стабильности входит:

- обеспечение в ходе  разработки и реализации единой  денежно-кредитной политики условий  для поддержания внутренней и  внешней устойчивости национальной  денежной единицы;

- регулирование и надзор  за деятельностью банков и  внебанковских кредитно-финансовых учреждений;

- регулирование и надзор  за платежной системой.

Вместе с тем данный Меморандум не является нормативным  правовым актом и его положения  не имеют законодательной силы. При  этом в законодательных актах  не детализируются цели, функции, задачи и действия по обеспечению конкретных органов государственного управления по обеспечению финансовой стабильности, а также вопросы взаимодействия между этими органами управления в части обеспечения финансовой стабильности.

Таким образом, учитывая существующие пробелы в законодательстве, регламентирующем вопросы финансовой стабильности, и  их актуальность в условиях глобального  финансово-экономического кризиса, представляется желательным провести в Республике Беларусь дискуссию по вопросу о  расширении и уточнении целей  и задач Национального банка  в данной сфере.

В частности, учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным в рамках совершенствования Банковского  кодекса Республики Беларусь уточнить основные цели деятельности Национального  банка, определив их как обеспечение  монетарной стабильности (защиту и  устойчивость белорусского рубля) и содействие обеспечению финансовой стабильности в экономике. При этом представляется возможным конкретизировать наполнение второй цели, представив ее следующим образом: «содействует сохранению финансовой стабильности, в том числе посредством:

- развития и укрепления  банковской системы Республики  Беларусь;

-обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования  платежной системы;

- мониторинга финансовой  стабильности в Республике Беларусь  и анализа факторов, оказывающих  влияние на состояние финансовой  стабильности в Республике Беларусь.

Уточнение законодательной  базы по вопросам финансовой стабильности позволило бы на качественно более  высоком уровне решать задачи по обеспечению  стабильности финансовой системы республики [8,с.9-10].

Проблемы и  пути развития денежного рынка Республики Беларусь

Белорусская экономика сегодня  находится на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний  день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень  инфляции по-прежнему очень высок. Одной  из главных макроэкономических проблем  является неофициальная долларизация белорусской экономики. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных стран. Доля наличных сбережений в твёрдой валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо противоположное утверждение: долларизованные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный банк, который не способен стабилизировать работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная банковская система создаёт целый ряд проблем, включая «валютное несоответствие», т.е. низкий уровень резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной валюте) и пр.

Долларизация и инфляция в Беларуси тесно взаимосвязаны. Растущая долларизация автоматически ведёт к инфляции, поскольку спрос на дополнительное «финансовое богатство», измеряемое в долларах, ведёт к девальвации по причине недостаточного предложения иностранной валюты. Девальвация вызывает рост цен на импортируемую продукцию, снижает реальный располагаемый доход и создаёт предпосылки для повышения номинальной заработной платы, что необходимо для компенсации потерь реального дохода. На определённом этапе девальвация автоматически ведёт к росту номинальной заработной платы, поскольку в противном случае реальный доход сократится до недопустимо низкого уровня. Таким образом, девальвация и номинальный рост заработной платы стимулируют друг друга и приводят в действие инфляционную спираль «девальвация – зарплата – цены». Как показывает опыт, в долларизованных экономиках цены и заработная плата индексируются в иностранной валюте. Как только страна вступает в эту стадию, любая девальвация немедленно приводит к росту внутренних цен. Но не только растущая долларизация ведёт к инфляции. Даже при постоянном уровне долларизации любое увеличение предложения денег и расширения объёма кредитования, равно как и создание «финансового богатства» в национальной валюте, будут конвертированы в доллары. Если же предложение иностранной валюты постоянно (например, ввиду недостаточного роста экспорта), то девальвация неизбежна. В такой ситуации пространство для действий центрального банка по увеличению предложения денег без инфляционного риска очень ограничено.

Если же центральный банк не увеличивает предложение денег  и кредита в национальной валюте, чтобы справиться с постоянным ростом издержек, вызванным девальвацией и  ростом номинальной заработной платы, то неизбежно возникает острый кризис ликвидности. Заработная плата, налоги, пенсии и произведенная предприятиями  продукция не могут быть оплачены в полном объёме в денежной форме. Тем самым стимулируется бартер. Ведь в экономике не хватает ликвидности, а центральный банк, опасаясь инфляции, не предоставляет необходимое для  нормального функционирования денежной экономики количество денег. Этот сценарий точно отражает сложившуюся сегодня в Беларуси ситуацию, где наблюдается высокая инфляция, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций. Национальный банк Беларуси стоит перед дилеммой: любое увеличение предложения денег ведёт к росту темпов инфляции, а любое его снижение – к кризису ликвидности. Оба явления ведут к сбою механизма функционирования рыночной экономики.

Какие же меры экономической  политики могут привести к макроэкономической стабилизации Беларуси?

Для обеспечения устойчивого  роста экономики необходимо дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы  институтов, необходимых для мобилизации  финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности  и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения  новых технологий:

  • активизация рынка корпоративных бумаг;
  • расширение спектра инструментов фондового рынка;
  • совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
  • развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);
  • активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
  • формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Деньги составляют неотъемлемый элемент нашего бытия и являются одним из наиболее значительных компонентов  экономической жизни общества. Деньги - это особый товар, играющий роль всеобщего  эквивалента (абсолютно ликвидный  товар), на который меняются все остальные  товары. Деньги являются продуктом  соглашения людей.

На основании изучения литературных источников в процессе выполнения данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Денежный рынок – система  экономических отношений между  продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос на них и их предложение. По сути, денежный рынок не отличается от любого другого. Если рынки в целом используются для формирования цен на товары, то денежные рынки формируют «цены на деньги». Цена денег — это процентная ставка, уплачиваемая за получение заемных средств или получаемая за предоставление займа.

Информация о работе Денежный рынок