Дефицит бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание, понятие и виды бюджетного дефицита;
2. выявить основные источники финансирования бюджетного дефицита;
3. описать процесс развития дефицита бюджета в России;
4. обозначить основные проблемы дефицита государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..16
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...16
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...18
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

дефицит бюджета.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)
 

             Заметим, что  большинство   из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, даже  в  перспективе  не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная  величина, характеризующая общий размер  превышения  расходов   над доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в  качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и  будут  ли оно  вообще  направлено  в сферу материального производства,  не  представляет возможным. Как правило, они,  в первую  очередь,  обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.

             Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие   бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей   перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь  место (без  соответствующей  корректировки  доходов),  придется  признать и  последствия  вызванного ими  бюджетного  дефицита—     наращивание  государственного  долга и инфляция.

              Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над доходами  допускается с целью финансирования  текущих затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный дефицит неизбежно приведет  к росту отрицательных тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов. 

1.2. Виды бюджетного  дефицита 

        В  мировой практике различают  следующие виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

     Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

     Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

     Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

     Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

     Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).
 
 
 
 
 
 
 

2.   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И  СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 

     Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

     Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный  долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

     Внутренний  долг - долг государства населению  страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.

     Внешний долг - задолженность государства  гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

     Это связано с так называемым «эффектом  вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

     Однако  надо отметить, что «эффект вытеснения»  становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРОГРАММА МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ  В РФ 

3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицит 

     Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет  направлена на

обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на

благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание  высокого уровня кредитных рейтингов  страны. Характерная особенность представленного законопроекта - изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов.

     Проект  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 5,3 % ВВП в 2010 году до 2,9 % ВВП в 2013году.

        Основными источниками финансирования  дефицита федерального бюджета  являются выпуск государственных  ценных бумаг для размещения  на внутреннем рынке и средства  от приватизации. В 2011 году также  предусматривается использовать  все средства Резервного фонда. При этом  около трети вновь привлекаемых средств предусматривается направить на погашение имеющейся задолженности.

       Государственный долг Российской  Федерации по состоянию на 1 января 2014 года увеличится по сравнению  с началом 2010 года в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП. Доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79 %.

     Дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 869 млрд 283,3 млн рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1 трлн 4,9 млрд рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 478,453 млрд рублей (0,7% ВВП).

       Доходы бюджета в 2012 году ожидаются  на уровне 11 трлн 789,066 млрд рублей, в 2013 году - 12 трлн 714,998 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 101,080 млрд рублей. Расходы в 2012 году могут составить 12 трлн 658,349 млрд рублей, в 2013 году - 13 трлн 719,940 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 579,533 млрд рублей.

       Характеристики бюджета на 2012 год  определены исходя из прогноза  ВВП в размере 58 трлн 683 млрд  рублей, инфляции не выше 6% (декабрь к декабрю), на 2013 год - из ВВП в размере 64 трлн 803 млрд рублей и инфляции не выше 5,5%, на 2014 году - из ВВП на уровне 72 трлн 493 млрд рублей и инфляции не выше 5,0%.

       Государственный внутренний долг  на 1 января 2013 года запланирован  в размере 6 трлн 280,8 млрд рублей, внешний - $48,4 млрд, или 34,6 млрд евро (порядка 13% ВВП), на 1 января 2014 года - 7 трлн 823,2 млрд рублей и $59,4 млрд, или 42,4 млрд евро соответственно (порядка 14% ВВП), на 1 января 2015 года - 9 трлн 168,6 млрд рублей и $69 млрд, или 49,3 млрд евро соответственно (порядка 15,5% ВВП).

     В. Путин отметил, что федеральный бюджет в 2011 году будет бездефицитным, однако добавил, что нулевой дефицит бюджета достигается благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. "Мы с вами прекрасно понимаем, что бездефицитный бюджет этого года в значительной степени достигается благодаря благоприятной для нас внешней экономической конъюнктуре", - сказал он.

       Глава правительства при этом  подчеркнул, что в мировой экономике  очень много "факторов неизвестности и непрозрачности, которые от нас не зависят".

     Премьер-министр  добавил, что для сокращения дефицита бюджета, во-первых, нужно обеспечить качественный рост экономики, изменить ее структуру, снизить зависимость  от сырьевой конъюнктуры.

       Ненефтегазовые доходы бюджета в ближайшие годы должны увеличиться и в абсолютных, и в относительных цифрах, подчеркнул В. Путин. Их доля в общем объеме доходов должна вырасти с 53% в 2012 году до 57% в 2014 году. В этом году доля ненефтегазовых доходов ожидается на уровне 51%.

         Президент России Дмитрий Медведев подписал сегодня закон, вносящий поправки в федеральный бюджет на текущий год. Новая версия, помимо прочего, предусматривает исполнение бюджета "в ноль" вместо изначально заложенного дефицита в 719 млрд руб., или 1,3% ВВП. Ранее поправки были одобрены Госдумой и Советом Федерации.

       Согласно новой редакции закона, расходная и доходная части  федерального бюджета запланированы  на уровне 11,12 трлн руб. каждая. Ожидается, что нефтегазовые доходы  в 2011г. составят 5,48 трлн руб., что на 4,8% больше, чем в предыдущей редакции закона. Ненефтегазовые доходы составят 5,64 трлн. руб., что на 11,2% больше суммы, прогнозируемой ранее.

       При этом ненефтегазовый дефицит  составит 10,3% к ВВП, что ниже  уровня, предусмотренного последней редакцией закона.

Информация о работе Дефицит бюджета: причины и последствия