Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:14, курсовая работа
Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание, понятие и виды бюджетного дефицита;
2. выявить основные источники финансирования бюджетного дефицита;
3. описать процесс развития дефицита бюджета в России;
4. обозначить основные проблемы дефицита государственного бюджета.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..16
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...16
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...18
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..24
Поправки снижают и предельный
уровень госдолга к 1 января 2012г.
Потолок внутреннего госдолга
снижен с 4,73 до 4,55 трлн руб., внешнего
- с 43,8 до 40,8 млрд долл.
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики
Российской Федерации
на 2012-2014 гг.
В
планируемом периоде
определять формы и масштабы государственных заимствований.
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики
В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-
2014 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики,
постепенного
снижения инфляции, умеренного роста
цен на нефть и относительной стабильности
курса рубля (Таблица 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014гг.
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 |
ВВП (млрд. руб.) | 57 532,0 | 63 436,0 | 70 409,0 |
Цена на нефть (долл.) | 93,0 | 95,0 | 97,0 |
Инфляция (%) | 6,0 | 5,5 | 5,0 |
Курс руб./долл. США | 27,9 | 27,9 | 28,0 |
Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета
в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по
которым
составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица
2).
Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
в
2012-2014 гг., млрд. руб.
показатель | 2012 | 2013 | 2014 |
Дефицит федерального бюджета | 1 570,5 | 1 744,3 | 1 648,4 |
Государственные заимствования, в том числе: | 1 592,3 | 1 601,7 | 1 626,1 |
привлечение | 2 181,7 | 2 284,0 | 2 474,1 |
погашение | -589,4 | -682,3 | -848,0 |
Использование Резервного фонда | -164,0 | -51,4 | 0,0 |
Приватизация | 276,1 | 309,4 | 300,0 |
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга
По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг –36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. (График 2).
График 2. Динамика объема государственного долга Российской Федерации
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014г.г.
Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Ускорение роста цен закладывает риски для исполнения федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: инфляция будет способствовать замедлению роста экономики, снижению доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении, считает замглавы Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.
Прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах.
Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы.
Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, инфляция закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Вместе с тем, Росстат уже дважды этим летом зафиксировал дефляцию в 0,1% на фоне удешевления плодоовощной продукции; с начала года к 15 августа инфляция набрала 4,9%. Официальный прогноз по росту потребительских цен по итогам 2011 года пока остается на уровне 6,5-7,5%, и как ранее сообщал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, пока темпы инфляции позволяют говорить о том, что она приближается к нижней границе годового прогноза.
Так же основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетный дефицит - это хорошо или плохо? Однозначный ответ дать нельзя. Хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.
Природа
и последствия бюджетного дефицита полностью
зависят от действий правительства. Если
финансовые средства, составляющие превышение
расходов над доходами, направляются на
развитие экономики, используются для
развития приоритетных отраслей, т. е.
используются эффективно, то в будущем
рост производства и прибыли в них с лихвой
возместят произведенные затраты и общество
в целом от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой
программы экономического развития, а
превышение расходов над доходами допускает
с целью латания «финансовых дыр», субсидирования
нерентабельного производства, то бюджетный
дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных
моментов в развитии экономики. В этом
суть бюджетного дефицита.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сорокина Т.В./Государственный бюджет: Учеб. Пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина./БГЭУ, 2005, 384 с.
2. Фролова Т.А./Финансы и кредит: конспект лекций/ Фролова Т.А./ Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007 , 261 с.
3. http://www.1prime.ru/news
4.
http://www.1minifin.ru/public_
5.
http://www.interfax.ru/
6.http://www.rg.ru/2011/