Дефицит бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть содержание, понятие и виды бюджетного дефицита;
2. выявить основные источники финансирования бюджетного дефицита;
3. описать процесс развития дефицита бюджета в России;
4. обозначить основные проблемы дефицита государственного бюджета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..16
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...16
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...18
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

дефицит бюджета.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

       Поправки снижают и предельный  уровень госдолга к 1 января 2012г.  Потолок внутреннего госдолга  снижен с 4,73 до 4,55 трлн руб., внешнего - с 43,8 до 40,8 млрд долл. 

3.2. Основные факторы, определяющие характер и направления

     долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг. 

     В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут

определять  формы и масштабы государственных  заимствований.

Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики

     В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами

прогноза  социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-

2014 гг. реализация долговой политики  в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики,

постепенного  снижения инфляции, умеренного роста  цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (Таблица 1). 

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014гг.

     Показатель      2012      2013      2014
     ВВП (млрд. руб.)      57 532,0      63 436,0      70 409,0
     Цена на нефть (долл.)            93,0      95,0      97,0
     Инфляция (%)      6,0      5,5      5,0
     Курс руб./долл. США      27,9      27,9      28,0
 

     Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

     Основным  источником финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по

которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2). 

Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

     в 2012-2014 гг., млрд. руб. 

     показатель      2012      2013      2014
     Дефицит федерального бюджета      1 570,5      1 744,3      1 648,4
     Государственные заимствования, в том числе:      1 592,3      1 601,7      1 626,1
     привлечение      2 181,7      2 284,0      2 474,1
     погашение      -589,4      -682,3      -848,0
     Использование Резервного фонда      -164,0      -51,4      0,0
     Приватизация      276,1      309,4      300,0
 

Фактор 2. Низкий уровень  государственного долга

По состоянию  на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг –36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. (График 2).

График 2. Динамика объема государственного долга  Российской Федерации

       

3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014г.г.

    Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

     Ускорение роста цен закладывает риски  для исполнения федерального бюджета  на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: инфляция будет способствовать замедлению роста экономики, снижению доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении, считает замглавы Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.

     Прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах.

           Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы.

         Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, инфляция закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Вместе с тем, Росстат уже дважды этим летом зафиксировал дефляцию в 0,1% на фоне удешевления плодоовощной продукции; с начала года к 15 августа инфляция набрала 4,9%. Официальный прогноз по росту потребительских цен по итогам 2011 года пока остается на уровне 6,5-7,5%, и как ранее сообщал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, пока темпы инфляции позволяют говорить о том, что она приближается к нижней границе годового прогноза.

     Так же основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:

    • риски снижения мировых цен на нефть и другие товары традиционного российского экспорта ниже прогнозируемых параметров, а также риски укрепления курса рубля к доллару США и евро, что может повлечь снижение доходов федерального бюджета;
    • риски необеспечения поступлений средств от приватизации в запланированных объемах для финансирования дефицита федерального бюджета;
    • риски   повышения уровня инфляции,   что повлечет сокращение бюджетных расходов в реальном выражении;
    • риски неэффективного расходования бюджетных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бюджетный дефицит - это хорошо или плохо? Однозначный ответ дать нельзя. Хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

     Природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1.Сорокина  Т.В./Государственный бюджет: Учеб. Пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина./БГЭУ, 2005, 384 с.

     2. Фролова Т.А./Финансы и кредит: конспект лекций/ Фролова Т.А./ Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007 , 261 с.

     3. http://www.1prime.ru/news

     4. http://www.1minifin.ru/public_debt/policy/

     5. http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=208858

     6.http://www.rg.ru/2011/08/19/riski-anons.html

Информация о работе Дефицит бюджета: причины и последствия