Дефицит бюджета и государственные долги стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Моя работа состоит из двух основных частей. Первый раздел – теоретический, где я раскрываю сущность понятий государственного долга и дефицита бюджета, их виды, а также наиболее распространенные методы их урегулирования. Второй раздел посвящен проблеме государственного долга и способам покрытия дефицита бюджета стран мира на 2010 год, особое внимание я уделила самой животрепещущей теме сегодняшнего дня – государственному долгу США, а также странам должникам Западной и Восточной Европы, и конечно, долгам Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ТЕОРИЯ.
1.1. Понятие и виды дефицита бюджета……………………………………….4
1.2. Способы финансирования дефицита бюджета……………………………9
1.3. Понятие и виды государственного долга…………………………………14
1.4. Управление государственным долгом……………………………………19
2. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГИ СТРАН МИРА
2.1. Государственный долг США……………………………………………...21
2.2. Государственный долг стран Европы…………………………………….27
2.3. Государственный долг РФ………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………...........................32
Список использованной литературы …………………………………………….34
Рецензия………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Зеленко курсовая.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ТЕОРИЯ.
    1. Понятие и виды дефицита бюджета……………………………………….4
    2. Способы финансирования дефицита бюджета……………………………9
    3. Понятие и виды государственного долга…………………………………14
    4. Управление государственным долгом……………………………………19
  2. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГИ СТРАН МИРА
    1. Государственный долг США……………………………………………...21
    2. Государственный долг стран Европы…………………………………….27
    3. Государственный долг РФ………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………...........................32

Список использованной литературы …………………………………………….34

Рецензия…………………………………………………………………………….35

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        На сегодняшний  день проблема государственного долга и его обслуживание – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. Сейчас абсолютно весь мир и каждое государство в частности живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Практически все страны  испытывают недостаток материальных для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни являются в большей степени кредиторами, нежели заемщиками, другие наоборот. Но так или иначе во всех этих государствах сложилась долговая экономическая система. Таким образом, государственный долг считается нормальным явлением в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны, однако в то же время требующим постоянных усилий для поддержания нормального функционирования экономики, ведь рано или поздно долги нужно возвращать. Выбранная мной тема всегда была и будет актуальна, мировая историческая практика свидетельствует о постоянном использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета, проблема же заключается в разумной политике государства, ведь  от характера решения долговой проблемы будет зависеть стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов финансового рынка. Существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. . В то же время государственные займы могут стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет долгов, государство тем самым предъявляет спрос на товары и при этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

        Моя работа состоит  из двух основных частей.  Первый раздел – теоретический, где я раскрываю  сущность понятий государственного долга и дефицита бюджета, их виды, а также наиболее распространенные методы их урегулирования. Второй раздел посвящен проблеме государственного долга и способам покрытия дефицита бюджета стран мира на 2010 год, особое внимание я уделила самой животрепещущей теме сегодняшнего дня – государственному долгу США, а также странам должникам Западной и Восточной Европы, и конечно, долгам Российской Федерации. В курсовой работе я привела несколько точек зрения различных экономистов на эти проблемы. В работе приводятся самые последние показатели состояния бюджета государств, темпы изменения государственного долга за последние 20 лет и сравнительный анализ зависимости увеличения или снижения долга и уровня жизни в стране, а также структура госдолга каждой страны и доли его держателей.  

  1. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ. ТЕОРИЯ.
    1. Понятие и виды дефицита бюджета

        Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов над доходами. По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории:

  • Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  • Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  • Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
  • Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  • Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

         Циклический дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

       Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного же дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане. В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:

  • "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
  • мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;
  • введение временных или добавочных налогов;
  • отсрочка расчетов с поставщиками;
  • отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора;
  • отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
  • расширенная практика приватизации государственной собственности, включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские работы.

       В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в большей  мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономических колебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицит бюджета. Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычные оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная политика должна быть в большей мере сориентирована скорее на коренной, нежели на фактический дефицит.

       Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

       Первичный дефицит государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

       Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый  дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства. Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  • накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. [1, URL: http://www.finekon.ru/deficit.php]
 
    1. Способы финансирования дефицита бюджета

       В большинстве стран, в том числе  и в России, используются следующие  основные способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) долговое  финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение  налоговых поступлений в госбюджет,  а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Последний, третий способ вряд ли можно отнести  к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

        Монетизация как  способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета. При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, т.е. новый доход от печатания денег. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. Монетизация оказывается достаточно рискованным способом финансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отрицательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связано с тем, что в результате монетизации происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это, в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс становится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отрицательно влияет на курс национальной валюты - происходит ее частичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов Центрального банка, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом. Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшаются. В наибольшей степени инфляция возрастает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов Центрального банка остается практически неизменным.

Информация о работе Дефицит бюджета и государственные долги стран мира