Дефицит в государственном бюдете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
Определить понятие дефицита, и его основные виды,
Пояснить основные формы покрытия дефицита в государственном бюджете,
Выявить основную проблему дефицита в государственном бюджете

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 В формировании и развитии  экономической системы любого  современного государства одну  из ведущих ролей играет государственное  регулирование, которое проводится  исходя из экономической политики, выбранной властью. Одним из  наиболее главных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

 

     Однако данная система зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными  в форме бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит - это превышение расходов над доходами; финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

 

     Бюджетный дефицит отражает определенные  изменения в процессе воспроизводства,  фиксирует результат этих изменений.  Это категория денежного хозяйства,  которая выражает объективные  экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

 В последние  годы, а именно начиная с 2008 года, государственный бюджет исполняется  с дефицитом. В связи с этим  актуальным является изучение  дефицита бюджета как экономического  явления.

 Целью  данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия. 

 Конкретными  задачами этой курсовой работы  являются:

Определить  понятие дефицита, и его основные виды,

Пояснить  основные формы покрытия  дефицита в государственном бюджете,

Выявить основную проблему дефицита в государственном  бюджете

 

 

Глава I. Теоретические основы бюджетного дефицита

1.1 Понятие бюджетного дефицита  и способы его возникновения

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета  над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета  отражает неустойчивое положение в  хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как  негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты  очень многих государств являются дефицитными. Если государство  стремится ежегодно принимать бездефицитный  бюджет, это может усугублять циклические  колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения  налогов. Поэтому при регулировании  дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

 

Сокращать бюджетный  дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем  обязательств по осуществлению расходов, которые  принимает на себя государство, очень  велик. Эти обязательства  накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает  интересы влиятельных структур. Некоторые  расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо  сложнее: рост налогов негативно  сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности  дает лишь разовое поступление денег  в казну и т.п. Именно поэтому  даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. [10]

 

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических  преобразований. Наибольший дефицит  консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы (см. таблицу 1). Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов. Таблица 1. Дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации в 1992-2001 гг.Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение доходов над расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей, что составляет 3,1% от объема бюджетных расходов и 0,55% от валового внутреннего продукта.Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности; [5]

 

1) уменьшить доходы  от продажи  государственной или  муниципальной  собственности (для  федерального бюджета - от реализации  государственных запасов и резервов);

 

2) направить средства  на дополнительное  погашение  долговых обязательств;

 

3) увеличить расходы  бюджета,  в том числе за счет  передачи  части доходов бюджетам  других  уровней.

 

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления  в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику  и способствовать повышению экономической активности.В соответствии с указанными требованиями Бюджетного кодекса в законе о федеральном бюджете на 2003 год были предусмотрены направления использования профицита. В сумме 51,4 млрд. рублей (71%) эти средства были направлены на погашение государственного долга и в сумме 20,7 млрд. рублей (29%) - на пополнение финансового резерва. Средства финансового резерва, в свою очередь, могут использоваться для замещения внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета и погашения государственного долга. Порядок управления финансовым резервом устанавливается Правительством РФ в соответствии с законом о бюджете.Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

 

Различают следующие  виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

 

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты  центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран  накладывает жесткие ограничения  на его использование. В ряде стран  кредитование правительства центральным  банком запрещено. Но даже если прямого  запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних  случаях. Дело в том, что при таком  подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

 

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска  доходных государственных  обязательств, которые размещаются  на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются  на нем, а по истечении  определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового  финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

 

Помимо государственных  займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и  ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных  банков и компаний, правительств других стран, а также международных  финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

 

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней  в России определяется Бюджетным  кодексом [ст. 94-96].

В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

 

1) внутренние источники:

 

кредиты, полученные от кредитных  организаций в рублях;

 

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

 

бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

 

2) внешние источники:

 

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

 

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также  подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные  займы путем выпуска ценных бумаг  от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

 

Дефицит местных  бюджетов может  финансироваться  только за счет внутренних источников: муниципальных займов и  кредитов, полученных от кредитных  организаций.

 

По российскому  законодательству, бюджетный дефицит  может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных  или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

 

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения  на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ.

 

Дефицит бюджета  субъекта РФ не может  быть больше 5 процентов  от объема его  доходов без учета  финансовой помощи из федерального бюджета. При  этом доходы бюджета должны полностью  покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга  субъектов РФ.

 

Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема доходов без  учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

1.2 Виды бюджетного дефицита

 

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

Циклический дефицит бюджета - результат  действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит бюджета - разность между расходами и доходами бюджета  в условиях полной занятости.

Операционный дефицит бюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Первичный дефицит бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит бюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит бюджета региона является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита)  дано на рис 1.

 T,G


                                                                E                               Профицит

 

              Дефицит  

 

                                                                                                      Y

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые  поступления и дефицит 
государственного бюджета

t – налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования  занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Информация о работе Дефицит в государственном бюдете