Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
Определить понятие дефицита, и его основные виды,
Пояснить основные формы покрытия дефицита в государственном бюджете,
Выявить основную проблему дефицита в государственном бюджете
Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВВП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВВП либо к увеличению дальнейшего долга»[9]
В этих условиях государство не может справиться со своими обязательствами и прибегает к реструктуризации долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Такая реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
«Последствия превращения
Формой внутреннего долга
Постоянное использование
Жизнь страны, обремененная внешним
и внутренним долгами, требует грамотной
стратегии и умелого
а) эффективное использование средств заимствования;
б) поиск средств для выплаты
долга; в) нейтрализацию
Во многих странах существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача – не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза, что позволяет избежать долговой ловушки, при которой все усилия страны будут направлены лишь на погашение долга.
Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проекты с доходностью, превышающей не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств.
Как погасить обязательства по государственному долгу про недостаточности доходов от его размещения? Решение проблемы включает несколько тактических направлений: отказ от долга или части его; использование новых заимствований для выплаты прежних долгов; пролонгирование долга; его конверсия; продажа безнадежных долгов.
Отказ от долгов считается неразумной мерой, т. к. подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги. Пролонгирование долга предполагает продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т. д. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Такие долги продаются со значительной «уценкой».
«Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, активизацию предпринимательства.
Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.»[9] Сокращение расходов госбюджета не всегда выполнимо, т. к. оно может усилить спад в экономике и спровоцировать социальную напряженность.
Глава II. Федеральный бюджет и его дефицит в Российской Федерации
2.1 Проблема бюджетного дефицита российской экономики
В современной России проблема бюджетного дефицита оказалась наиболее тяжелой финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2008 г. 5,8% ВВП, в 2009 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 20010 г. дефицит снизился до 3,6, а в 20011 г. он возрос до 4,3% ВВП.[ 7]
Столь высокий размер дефицита был
обусловлен завышенным объемом государственных
обязательств, а также тем, что
налоговая система не смогла приспособиться
к условиям переходной экономики. Это
выражалось в массовом уклонении от налогов
(по оценке, в бюджет не поступало от 30
до 50% подлежащих уплате налогов).
В первые годы рыночных реформ бюджетная политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.
Сокращение бюджетного дефицита превратилось в России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов.
Программа сокращения
дефицита федерального бюджета
нацелена на ограничение
Основными задачами Программы являются:
Программа позволит определять на среднесрочную
перспективу параметры
В результате в настоящее
время уровень
Принципы государственной долговой политики Российской Федерации:
В 2008–2010 годах
планировался положительное
Анализ экономики России за последние
несколько лет позволяет
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить:
В бюджетной политике нашей страны реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.
В перспективе, целесообразно отказаться
от составления дефицитных бюджетов
и осуществить поэтапный
Дефицит бюджета 2008 года был покрыт за счет государственных ценных бумаг в размере 1 млрд. рублей и поступлений от продажи государственного имущества в размере 0,28 млрд. рублей.
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.
Итак, сокращения бюджетного дефицита можно добиться при помощи следующих мер: