Деятельность государства по формированию конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.
Задачи курсовой работы - изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды
1.1 Цели и задачи развития конкуренции
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство
2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК
3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность государства по формированию конкурентной среды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Технические регламенты становятся существенным фактором конкурентной среды, и их разработка не должна становится частью конкурентной борьбы. Отдельные требования могут нанести вред одним предприятиям и быть выгодным другим предприятиям - конкурентам. При этом такие требования могут не представлять большой значимости с точки зрения качества или безопасности товаров. Конкурентная среда не защищена от появления новых административных барьеров – процедуры оценки и обоснования до установления любых административных требований к предпринимателям, обязательные во многих странах, не разработаны и не установлены.

 

1.2 Антимонопольная деятельность  и защита конкуренции

 

При оценке роли монополий  в экономике страны имеются аргументы  как "за", так и "против" монополий.

Аргументы "за" (положительные  стороны деятельности монополий) связаны  с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий. Как таковое оно имеет возможность:

- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, что очевидно ведет к экономии ресурсов;

-  выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование  монополистических объединений  оказывает определенное положительное  влияние на экономику.

В то же время деятельность монополий имеет и отрицательные  стороны. Монополии имеют возможность:

- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

-  "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные      фирмы;

-  тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие      прибыли и без совершенствования производства);

-  ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Подобные действия монополий  приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.

Потери от несовершенной  конкуренции можно проиллюстрировать  графически (рисунок 1). Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов, в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  является одной из важнейших функций  государства.

Рисунок 1 - Последствия монополизации рынка

 

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Первый вопрос, который  возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - вопрос о факте монополизации.

Законодательство большинства  стран исходит из того, что рынок  монополизирован, если:

- на долю одного продавца приходится 33%;

- на долю трех - 50%;

- на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

Вообще считается, что  рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Для определения степени  монополизации рынка используется показатель концентрации рынка (индекс Харфиндела-Хиршмана):

,     (1)

где - доля фирмы, выраженная в процентах;

       n - общее число фирм на рынке;

       i - фирма.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10х102) ; слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8x102+202).

На основании ИXX государство  регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:

- ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;

- ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;

- ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.

Экономические меры поддержки  конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при  помощи которых ограничиваются возможности  реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной  политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий  относятся установление:

- "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

- предельного темпа роста цен;

-  предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам  антимонопольной политики можно  отнести все виды государственной  деятельности, направленной на развитие конкуренции:

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

- предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

- открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами  монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное  законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные  меры предполагают:

-запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

- запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;

- принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю.

Первый антитрестовский  закон (закон Шермана) был принят в США 1890 г. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию  торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах.

С тех пор в США  было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании  которых в судах ежегодно рассматриваются  десятки дел по обвинению тех  или иных компаний в монополизации  рынков.

Например, широкую известность  получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения  компания была раздроблена на 10 самостоятельных  фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.

Следует отметить, что  антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

 

 

1.3 Формы недобросовестной конкуренции

 

Недобросовестная конкуренция  — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписанные

Недобросовестная конкуренция  – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой  репутации.

Формами недобросовестной конкуренции являются:

- распространение ложных, неточных или

искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителя  в заблуждение

относительно изготовителей  товара, его характера, способа и  места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа, обмен или  иное введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;

- получение, использование,  разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или охраняемую законом тайну.

Во многих странах  официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции

 

2 Анализ антимонопольного  регулирования в РК и его  роль в устойчивом развитии

 

 

2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК

 

Переход к рыночной экономике  привел к существенным изменениям в  правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».

Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами. Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты. Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится в стадии постоянного совершенствования.

В настоящее время  правовую основу антимонопольного законодательства составляют: Конституция Республики Казахстан;   Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;  Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.;  Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»; Указы Президента Республики Казахстан;  Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера. Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие.

Согласно Указа Президента Республики Казахстан  от 20 июня 2003 года N 1141 было утверждено  Положение  об Агентстве Республики Казахстан  по регулированию  естественных монополий  и защите конкуренции, которое выполняет  антимонопольное  управление в Республике Казахстан.

Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий  и защите конкуренции (далее - Агентство) является государственным органом, непосредственно подчиненным и  подотчетным Президенту Республики Казахстан, уполномоченным на реализацию государственной политики в области контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке, защиты и координации развития конкуренции, а также защиты прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов естественной монополии и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке.

Информация о работе Деятельность государства по формированию конкурентной среды