Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.
Задачи курсовой работы - изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.
Введение
1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды
1.1 Цели и задачи развития конкуренции
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство
2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК
3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК
Заключение
Список использованной литературы
Технические регламенты становятся существенным фактором конкурентной среды, и их разработка не должна становится частью конкурентной борьбы. Отдельные требования могут нанести вред одним предприятиям и быть выгодным другим предприятиям - конкурентам. При этом такие требования могут не представлять большой значимости с точки зрения качества или безопасности товаров. Конкурентная среда не защищена от появления новых административных барьеров – процедуры оценки и обоснования до установления любых административных требований к предпринимателям, обязательные во многих странах, не разработаны и не установлены.
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы как "за", так и "против" монополий.
Аргументы "за" (положительные стороны деятельности монополий) связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий. Как таковое оно имеет возможность:
- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, что очевидно ведет к экономии ресурсов;
- выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает определенное положительное влияние на экономику.
В то же время деятельность
монополий имеет и
- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
- "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;
- тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства);
- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Подобные действия монополий
приводят к менее эффективному по
сравнению с совершенной
Потери от несовершенной
конкуренции можно
Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.
Поскольку деятельность
монополий носит
Рисунок 1 - Последствия монополизации рынка
Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.
Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - вопрос о факте монополизации.
Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:
- на долю одного продавца приходится 33%;
- на долю трех - 50%;
- на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).
Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени
монополизации рынка
, (1)
где - доля фирмы, выраженная в процентах;
n - общее число фирм на рынке;
i - фирма.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10х102) ; слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8x102+202).
На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:
- ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;
- ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;
- ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:
- "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);
- предельного темпа роста цен;
- предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
- поощрение создания товаров-заменителей;
- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
- предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;
- открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Во всех странах рыночной
экономики имеется
Обычно законодательные меры предполагают:
-запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
- запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
- принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США 1890 г. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах.
С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность
получил судебный процесс против
компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной
в монополизации рынка
Другим известным примером
является процесс против компании IBM
(1969 г.), которая обвинялась в захвате
75% рынка компьютеров и
Следует отметить, что
антимонопольное
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписанные
Недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Формами недобросовестной конкуренции являются:
- распространение ложных, неточных или
искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителя в заблуждение
относительно изготовителей товара, его характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
- получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или охраняемую законом тайну.
Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции».
Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами. Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты. Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится в стадии постоянного совершенствования.
В настоящее время правовую основу антимонопольного законодательства составляют: Конституция Республики Казахстан; Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.; Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.; Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»; Указы Президента Республики Казахстан; Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера. Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное регулирование, формами которого является нормативное и правовое воздействие.
Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 1141 было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое выполняет антимонопольное управление в Республике Казахстан.
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (далее - Агентство) является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, уполномоченным на реализацию государственной политики в области контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке, защиты и координации развития конкуренции, а также защиты прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов естественной монополии и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке.
Информация о работе Деятельность государства по формированию конкурентной среды