Деятельность государства по формированию конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить деятельность государства по формированию конкурентной среды.
Задачи курсовой работы - изучить теоретические основы монопольной деятельности и антимонопольного регулирования, антимонопольное регулирование в РК и его роль в устойчивом развитии, ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственной деятельности по формированию конкурентной среды
1.1 Цели и задачи развития конкуренции
1.2 Антимонопольная деятельность и защита конкуренции
1.3 Формы недобросовестной конкуренции
2 Анализ антимонопольного регулирования в РК и его роль в устойчивом развитии
2.1 Основы антимонопольной политики государства в РК
2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство
2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК
3 Пути совершенствования антимонопольного регулирования в РК
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность государства по формированию конкурентной среды.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами. 

Положение об Агентстве, а также его структура и  общая штатная численность утверждаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Агентства.

Агентство является юридическим  лицом - государственным учреждением, имеет в соответствии с законодательством  Республики Казахстан счета, открываемые  в органах Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, бланки со своим наименованием на государственном и русском языках, а также печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке.

Агентство вступает в  гражданско-правовые отношения от собственного имени.

Агентство имеет право  выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Агентство в рамках своих  государственных полномочий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по вопросам своей компетенции издает акты в виде приказов, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Агентство имеет территориальные  органы - департаменты Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по областям и городам Астане, Алматы, которые являются юридическими лицами. Полное наименование - государственное учреждение "Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции".

Финансирование деятельности Агентства осуществляется из республиканского бюджета.

Агентству запрещается  вступать в договорные отношения  с субъектами предпринимательства  на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Агентства.

Если Агентству законодательными актами Республики Казахстан предоставлено  право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, в установленном  порядке направляются в доход государственного бюджета.

Основными задачами Агентства  являются:

- контроль и регулирование  деятельности субъектов естественной  монополии; 

- принятие мер по  предупреждению и недопущению  монополистической деятельности, злоупотреблений  доминирующим положением на рынке, предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;

- оказание государственной  поддержки и содействия развитию  конкуренции в сфере производства  товаров (работ, услуг);

- контроль за порядком  оказания платных услуг государственными органами и государственными предприятиями;

- контроль за деятельностью  государственных предприятий, осуществляющих  свою деятельность в сфере,  отнесенной к государственной  монополии; 

- координация действий  центральных и местных исполнительных органов, направленных на защиту прав потребителей в сфере осуществления деятельности субъектов естественной монополии и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке, а также ценообразования на их услуги (товары, работы);

- осуществление контроля  за соблюдением законодательства, направленного на защиту прав  предпринимательства; 

- разработка и реализация  государственной политики по  защите прав потребителей в  сфере осуществления деятельности  субъектов естественной монополии и субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке, а также ценообразования на их услуги (товары, работы).

 

 

2.2 Ключевые направления развития конкуренции в Казахстане. Конкурентное законодательство

 

Основным документом, регулирующим конкуренцию в РК является Закон Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".

Настоящий Закон действует  на территории Республики Казахстан  и распространяется на отношения, которые  влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках республики, в которых участвуют физические и юридические лица, иностранные юридические лица (их филиалы и представительства), а также центральные исполнительные органы и органы местного самоуправления (далее - государственные органы).

Реализация антимонопольного законодательства возложена на специально созданный государственный орган – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и его территориальные органы – Департаменты, деятельность которых носит функциональный характер.

Государственная политика перехода к рыночным отношениям предопределила изменение форм и методов управленческой деятельности. Вместо прямого властного воздействия стали применяться методы согласования и контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного значения.

В формах управления антимонопольной  деятельностью важная роль отводится государственным отраслевым и межотраслевым программам и планам развития.

Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие развитие конкуренции, определяет, что «каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».

Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это обусловлено спецификой переходного периода к рыночной экономике. Антимонопольные Законы в Западной Европе, решают в основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной политики решают задачу создания условий для развития конкуренции. По своим целевым установкам Антимонопольный закон наиболее близок к моделям антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства предполагается противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство действует на всей территории Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют органы государственной власти и управления, организационно-управленческие образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти права используются в целях ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с использованием норм материального и процессуального права. Нормы материального права устанавливают права и обязанности участников правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же процессуального права устанавливают права и обязанности уполномоченных органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений.

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что антимонопольное законодательство Республики Казахстан несет в себе ограничительную, предупредительную и пресекательную функции. Вместе с тем, закон предусматривает и созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и порядок разукрупнения монополистических структур и организационно-управленческих образований.

Акты антимонопольного законодательства регулируют отношения  вразличных сферах экономики: в сфере  естественной монополии, конкурентнойсфере и государственной монополии.

Таким образом, антимонопольное  законодательство - это совокупность нормативно-правовых актов, целью реализации которых является развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулирование деятельности субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государственным органом с целью обеспечения условий для развития рыночной конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Антимонопольное регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий.

Кроме того, антимонопольное  регулирование – это властная деятельность антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Антимонопольное регулирование  имеет следующие признаки:

- осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями государственного управления;

- установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности субъектов;

- завершается вынесением индивидуального юридического акта – предписания или решения.

Формы и методы государственного антимонопольного и ценового регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики различны, а их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.

 

Таблица 1 - Вклад в инфляцию от изменения тарифов на регулируемые коммунальные услуги

Наименование услуг

2008

2009

Процент роста цен

Вклад в инфляцию

Холодная вода

12,3

12,3

4,82

0,047

Горячая вода

11,7

11,36

2,69

0,072

Проложение таблицы 1

Канализация

9,8

9,8

2,86

0,010

Отопление

10,90

10,75

9,72

0,393

Электроэнергия

15,70

15,5

13,56

0,383

Газ

15,10

15,02

10,90

0,117


 

Для примера рассмотрим динами цен на услуги предприятий-монополистов в 2008-2009г (таблица 1). В декабре 2008 года тарифы на платные услуги пассажирского транспорта к декабрю 2007 года по данным Агентства Республики Казахстан по статистике выросли на 106,0%, по образованию - на ,5%, а по здравоохранению – на 107,2%. В свою очередь, в октябре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года тарифы по вышеуказанным услугам соответственно выросли на 117,9%, 112,0% и 110,7%.

За анализируемый период наблюдается определенный рост тарифов  на жилищно-коммунальные услуги. В октябре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года тарифы на холодное водоснабжение увеличились на 116,7%, на горячее водоснабжение – на 109,8%, на электроснабжение - на 112%, а на газоснабжение – на 110,1%. При этом тарифы, услуги в области водоснабжения от производства до потребления воды регулируются полностью Агентством. Рост тарифов по холодному водоснабжению опережает рост величины прожиточного минимума в перерасчете на месяц за указанный период. Они составили в октябре 8865 тенге и по сравнению с декабрем 2007 года возросли на 116,6%.

Среднеотпускной тариф  на электрическую энергию за анализируемый  период по отдельным регионам республики увеличился от 130% до 140%.

Агентством и его  структурными подразделениями не проводится комплексный анализ влияния тарифов на отдельные секторы и экономику в целом, а также на социальное положение населения. Методика проведения такого анализа не утверждена. Департамент по регулированию и контролю в сфере электротеплоэнергии Агентства указывает, что анализ влияния тарифов по электрической энергии на развитие секторов экономики, а также на покупательский спрос населения в разрезе регионов и в целом по республике будет проведен после утверждения Методики по вышеуказанному вопросу.

 

 

2.3 Ответственность за нарушение конкурентного законодательства в РК, другие формы антимонопольного контроля в РК

 

Для контроля и мониторинга  деятельности субъектов рынка антимонопольным  органом ведется Реестр.

Субъекты рынка, включенные в Реестр, обязаны предоставлять  в антимонопольный орган:

- ежеквартальную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

- сведения о продаже или передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей участия, паев);

- ежемесячную информацию по монопольным видам продукции об объемах производства (реализации), отпускных ценах и уровне доходности производимых (реализуемых) товаров.

Информация о работе Деятельность государства по формированию конкурентной среды