Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа
Целью работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Для достижения этой цели мы ставили перед собой ряд задач:
• доходы населения;
• тенденции изменения доходов и уровня жизни в переходной экономике;
• проблема бедности.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Формы доходов населения………………………………………………………………... 5
2. Тенденции изменения доходов и уровня жизни в переходной экономике……………..7
3. Проблема бедности………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы………………………………………………………….22
1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.
• Неравенство и существенная дифференциация доходов. Преобразования привели к формированию ярко выраженной неблагоприятной тенденции устойчивого неравенства или существенной дифференциации доходов в обществе. Социально-экономическая дифференциация по доходам неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех или иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринимательской среде и т. д. Однако процессы, происходящие в экономике России и других стран СНГ, характеризуются наиболее острой формой неравенства — поляризацией доходов.
Таким образом, в результате преобразований сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ, что противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства в обществе.
• Снижение жизненного уровня и качества жизни большинства населения - еще одна неблагоприятная тенденция переходной экономики России, являющаяся следствием общих неблагоприятных процессов в переходной экономике. Важнейшие ее проявления — снижение реальной заработной платы и фактического потребления материальных благ и услуг населением. Прожиточный минимум — это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум, согласно «Методологическим положениям по статистике» Государственного комитета по статистике России, представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.
Согласно «Методологическим рекомендациям по расчету прожиточного минимума в Российской Федерации» он состоит из:
— минимальной продуктовой корзины, рассчитываемой как в среднем надушу населения, так и для различных социально-демографических групп населения (отдельно мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, отдельно дети до 6 лет и от 7 до 15 лет). Этот набор продуктов был рассчитан на основе минимальных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной организации здравоохранения. Минимальная продуктовая корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. В среднем на душу населения доля расходов на питание в прожиточном минимуме составляет 68,3%;
— расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи, включаемые в определенном процентном отношении к продуктовому набору, рассчитанном по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств среди 12,5% наименее обеспеченного населения в 2008 гг. В среднем на душу населения доля расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи в прожиточном минимуме составляет 31,7%, в том числе доля расходов на непродовольственные товары — 19,1%, услуги — 7,4%, налоги и платежи — 5,2%.
Значительная часть населения России имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. За период 1998—1999 гг. в связи с негативными последствиями кризиса доля бедного населения возросла в стране до 29,9% и составила 43,8 млн. человек. Величина прожиточного минимума в России в 1999 г. составила 907,8 руб. в среднем на душу населения в месяц. В третьем квартале 2000 г. величина прожиточного минимума составила в расчете на душу населения в месяц 1 234 руб. Данный показатель значительно различается по регионам. В 1999 г. он составлял в республике Адыгея 833,5 руб., в Ульяновской области — 857,1 руб., а в Корякском и Чукотском автономных округах — 2310,0—2543,8 руб.
Ниже приведены актуальные данные величины прожиточного уровня по Рф и непосредственно по Нижегородской области за период с 2000г. по 2007г.
Таблица 3
Величина прожиточного минимума по РФ, рубль
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Российская Федерация |
||||||||
все население |
||||||||
I квартал |
1138 |
1396 |
1719 |
2047 |
2293 |
2910 |
3374 |
3696 |
II квартал |
1185 |
1507 |
1804 |
2137 |
2363 |
3053 |
3443 |
3809 |
III квартал |
1234 |
1524 |
1817 |
2121 |
2396 |
3047 |
3434 |
3879 |
IV квартал |
1285 |
1574 |
1893 |
2143 |
2451 |
3060 |
3437 |
4005 |
трудоспособное население |
||||||||
I квартал |
1232 |
1513 |
1865 |
2228 |
2502 |
3138 |
3640 |
3993 |
II квартал |
1290 |
1635 |
1960 |
2328 |
2588 |
3290 |
3717 |
4116 |
III квартал |
1350 |
1658 |
1980 |
2318 |
2629 |
3288 |
3709 |
4197 |
IV квартал |
1406 |
1711 |
2065 |
2341 |
2690 |
3302 |
3714 |
4330 |
пенсионеры |
||||||||
I квартал |
851 |
1064 |
1313 |
1554 |
1747 |
2332 |
2703 |
2950 |
II квартал |
894 |
1153 |
1383 |
1629 |
1793 |
2449 |
2747 |
3033 |
III квартал |
930 |
1163 |
1387 |
1612 |
1816 |
2440 |
2736 |
3085 |
IV квартал |
962 |
1197 |
1432 |
1625 |
1849 |
2450 |
2739 |
3191 |
дети |
||||||||
I квартал |
1161 |
1405 |
1722 |
2039 |
2259 |
2795 |
3234 |
3536 |
II квартал |
1182 |
1507 |
1795 |
2119 |
2313 |
2937 |
3301 |
3647 |
III квартал |
1218 |
1514 |
1799 |
2089 |
2336 |
2921 |
3292 |
3704 |
IV квартал |
1272 |
1570 |
1880 |
2113 |
2394 |
2931 |
3290 |
3830 |
Таблица 4
Величина прожиточного минимума по Нижегородской области, рубль
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Российская Федерация |
||||||||
все население |
||||||||
I квартал |
1138 |
1396 |
1719 |
2047 |
2293 |
2910 |
3374 |
3696 |
II квартал |
1185 |
1507 |
1804 |
2137 |
2363 |
3053 |
3443 |
3809 |
III квартал |
1234 |
1524 |
1817 |
2121 |
2396 |
3047 |
3434 |
3879 |
IV квартал |
1285 |
1574 |
1893 |
2143 |
2451 |
3060 |
3437 |
4005 |
Трудоспособное насел-ие |
||||||||
I квартал |
1322 |
1690 |
2131 |
2437 |
2852 |
3500 |
3829 |
4727 |
II квартал |
1483 |
1763 |
2217 |
2485 |
3056 |
3531 |
3946 |
5067 |
III квартал |
1515 |
1855 |
2276 |
2520 |
2975 |
3524 |
4020 |
|
IV квартал |
1569 |
1886 |
2287 |
2592 |
3011 |
3523 |
4181 |
|
пенсионеры |
||||||||
I квартал |
894 |
1183 |
1495 |
1678 |
1961 |
2601 |
2816 |
3561 |
II квартал |
985 |
1244 |
1564 |
1716 |
2106 |
2621 |
2910 |
3736 |
III квартал |
1019 |
1262 |
1549 |
1743 |
2063 |
2612 |
2960 |
|
IV квартал |
1086 |
1287 |
1555 |
1757 |
2067 |
2596 |
3087 |
|
дети |
||||||||
I квартал |
1277 |
1666 |
2063 |
2298 |
2674 |
3186 |
3460 |
4331 |
II квартал |
1403 |
1714 |
2130 |
2324 |
2826 |
3209 |
3558 |
4594 |
III квартал |
1450 |
1772 |
2150 |
2357 |
2755 |
3199 |
3609 |
|
IV квартал |
1543 |
1820 |
2164 |
2416 |
2799 |
3194 |
3792 |
О снижении жизненного уровня свидетельствует не только высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), не только безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе. Если принять во внимание, что среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства и легкой промышленности лишь незначительно превышала величину прожиточного минимума, то оказывается, что работники целых отраслей экономики находятся в зоне устойчиво низкого уровня жизни.
Еще одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития, который рассчитывается исходя из трех параметров — средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения. Данный индекс, рассчитываемый ООН с 1990 г., дает сравнительную характеристику качества жизни в различных странах. По результатам доклада ООН, в 1995 г. Россия занимала 72-е место в рейтинге 173 стран, что позволяет отнести ее к странам «со средним уровнем человеческого развития». Следует отметить, что рейтинг России в результате противоречий преобразований снизился — в 1985—1990 гг. Россия занимала 31-е место в рейтинге и входила в число стран «с высоким уровнем человеческого развития».
Устойчивая тенденция к снижению уровня жизни значительной части населения требует принятия специальных мер, позволяющих элиминировать действие данного фактора экономического развития, и ставит вопрос об осуществлении эффективной и справедливой социальной политики.
3. Проблема бедности
В связи с появлением и воспроизводством в условиях переходной экономики социально уязвимых слоев общества острой и хронической проблемой становится в данный период бедность части населения.
В обычном смысле слова бедность — это неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище. Такое определение бедности было сформулировано еще в конце XIX в. в Англии и преобладало в первой половине XX в. как в теории, так и в социальной политике. Развитие представлений о бедности породило различные ее оценки. Одной из важнейших причин, обусловливающих наличие разных оценок масштабов бедности,
является различие в подходах к определению понятия бедности. Существует значительное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолютная, относительная и субъективная.
Абсолютная концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Люди считаются бедными, если их доход ниже стоимостной оценки минимальных потребностей и жизненно важные потребности не удовлетворяются в достаточной степени.
Определение минимальных потребностей подвержено влиянию субъективного фактора: представления экспертов, ответственных за разработку определения минимальных потребностей, не могут не оказывать воздействия на такое определение. Конечно, во многом представления экспертов в области минимальных потребностей обусловлены уровнем жизни, сложившимся в обществе в данный момент.
Пороговое значение бедности в Российской Федерации устанавливается на уровне прожиточного минимума. Население с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума считается бедным.
Относительная концепция бедности определяет минимально необходимый доход как долю (в развитых странах — 40—50%) от уровня медианы (или средней) распределения эквивалентного дохода домохозяйств. На определение уровня бедности при таком подходе сильно влияет выбор шкалы эквивалентности. В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышается с ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. При этом если в некоторых случаях граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государственной политики может быть преодолена, то концепция относительной бедности предполагает, что всегда будет существовать
некоторая часть населения,
которая будет считаться
Субъективная концепция бедности была разработана в 70-е годы XX в. экономистами и статистиками Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедности основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами».
Проводимые исследования показывают, что, с одной стороны, существует
Информация о работе Доходы и уровень жизни населения. Проблема бедности