Доходы и уровень жизни населения. Проблема бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Для достижения этой цели мы ставили перед собой ряд задач:
• доходы населения;
• тенденции изменения доходов и уровня жизни в переходной экономике;
• проблема бедности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Формы доходов населения………………………………………………………………... 5
2. Тенденции изменения доходов и уровня жизни в переходной экономике……………..7
3. Проблема бедности………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР РАБОТА.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

 

• Неравенство и существенная дифференциация доходов. Преобразования привели к формированию ярко выраженной неблагоприятной тенденции устойчивого неравенства или существенной дифференциации доходов в обществе. Социально-экономическая дифференциация по доходам неизбежна в силу целого ряда причин: объективных различий в оплате труда, социальных приоритетов поддержки тех или иных видов деятельности, более высоких доходов в предпринимательской среде и т. д. Однако процессы, происходящие в экономике России и других стран СНГ, характеризуются наиболее острой формой неравенства — поляризацией доходов.

Таким образом, в результате преобразований сформировались существенно различающиеся, фактически полярные группы по уровню доходов, уровню и характеру потребления благ, что противоречит общемировым прогрессивным тенденциям к сглаживанию чрезмерного социального неравенства в обществе.

• Снижение жизненного уровня и качества жизни большинства населения - еще одна неблагоприятная тенденция переходной экономики России, являющаяся следствием общих неблагоприятных процессов в переходной экономике. Важнейшие ее проявления — снижение реальной заработной платы и фактического потребления материальных благ и услуг населением. Прожиточный минимум — это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум, согласно «Методологическим положениям по статистике» Государственного комитета по статистике России, представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Согласно «Методологическим  рекомендациям по расчету прожиточного минимума в Российской Федерации» он состоит из:

— минимальной продуктовой корзины, рассчитываемой как в среднем надушу населения, так и для различных социально-демографических групп населения (отдельно мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, отдельно дети до 6 лет и от 7 до 15 лет). Этот набор продуктов был рассчитан на основе минимальных размеров потребления Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной организации здравоохранения. Минимальная продуктовая корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. В среднем на душу населения доля расходов на питание в прожиточном минимуме составляет 68,3%;

— расходов на непродовольственные  товары, услуги, налоги и обязательные платежи, включаемые в определенном процентном отношении к продуктовому набору, рассчитанном по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств среди 12,5% наименее обеспеченного населения в 2008 гг. В среднем на душу населения доля расходов на непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи в прожиточном минимуме составляет 31,7%, в том числе доля расходов на непродовольственные товары — 19,1%, услуги — 7,4%, налоги и платежи — 5,2%.

Значительная часть  населения России имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. За период 1998—1999 гг. в связи с негативными последствиями кризиса доля бедного населения возросла в стране до 29,9% и составила 43,8 млн. человек. Величина прожиточного минимума в России в 1999 г. составила 907,8 руб. в среднем на душу населения в месяц. В третьем квартале 2000 г. величина прожиточного минимума составила в расчете на душу населения в месяц 1 234 руб. Данный показатель значительно различается по регионам. В 1999 г. он составлял в республике Адыгея 833,5 руб., в Ульяновской области — 857,1 руб., а в Корякском и Чукотском автономных округах — 2310,0—2543,8 руб.

Ниже приведены актуальные данные величины прожиточного уровня по Рф и непосредственно по Нижегородской области за период с 2000г. по 2007г.

Таблица 3

Величина прожиточного минимума по РФ, рубль

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Российская Федерация

 

все население

 

I квартал

1138

1396

1719

2047

2293

2910

3374

3696

II квартал

1185

1507

1804

2137

2363

3053

3443

3809

III квартал

1234

1524

1817

2121

2396

3047

3434

3879

IV квартал

1285

1574

1893

2143

2451

3060

3437

4005

трудоспособное население

 

I квартал

1232

1513

1865

2228

2502

3138

3640

3993

II квартал

1290

1635

1960

2328

2588

3290

3717

4116

III квартал

1350

1658

1980

2318

2629

3288

3709

4197

IV квартал

1406

1711

2065

2341

2690

3302

3714

4330

пенсионеры

 

I квартал

851

1064

1313

1554

1747

2332

2703

2950

II квартал

894

1153

1383

1629

1793

2449

2747

3033

III квартал

930

1163

1387

1612

1816

2440

2736

3085

IV квартал

962

1197

1432

1625

1849

2450

2739

3191

дети

 

I квартал

1161

1405

1722

2039

2259

2795

3234

3536

II квартал

1182

1507

1795

2119

2313

2937

3301

3647

III квартал

1218

1514

1799

2089

2336

2921

3292

3704

IV квартал

1272

1570

1880

2113

2394

2931

3290

3830


 

Таблица 4

Величина прожиточного минимума по Нижегородской области, рубль

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Российская Федерация

 

все население

 

I квартал

1138

1396

1719

2047

2293

2910

3374

3696

II квартал

1185

1507

1804

2137

2363

3053

3443

3809

III квартал

1234

1524

1817

2121

2396

3047

3434

3879

IV квартал

1285

1574

1893

2143

2451

3060

3437

4005

Трудоспособное насел-ие

 

I квартал

1322

1690

2131

2437

2852

3500

3829

4727

II квартал

1483

1763

2217

2485

3056

3531

3946

5067

III квартал

1515

1855

2276

2520

2975

3524

4020

 

IV квартал

1569

1886

2287

2592

3011

3523

4181

 

пенсионеры

 

I квартал

894

1183

1495

1678

1961

2601

2816

3561

II квартал

985

1244

1564

1716

2106

2621

2910

3736

III квартал

1019

1262

1549

1743

2063

2612

2960

 

IV квартал

1086

1287

1555

1757

2067

2596

3087

 

дети

 

I квартал

1277

1666

2063

2298

2674

3186

3460

4331

II квартал

1403

1714

2130

2324

2826

3209

3558

4594

III квартал

1450

1772

2150

2357

2755

3199

3609

 

IV квартал

1543

1820

2164

2416

2799

3194

3792

 

О снижении жизненного уровня свидетельствует не только высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, но и то, что минимальный размер заработной платы и ставка 1-го разряда тарифной сетки, действующей в бюджетной сфере, до сих пор значительно ниже величины прожиточного минимума. Это означает, что низкий уровень жизни имеют не только нетрудоспособные лица (инвалиды, дети-сироты), не только безработные, но и работающие на низкооплачиваемой работе. Если принять во внимание, что среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства и легкой промышленности лишь незначительно превышала величину прожиточного минимума, то оказывается, что работники целых отраслей экономики находятся в зоне устойчиво низкого уровня жизни.

Еще одним показателем измерения уровня и качества жизни является индекс человеческого развития, который рассчитывается исходя из трех параметров — средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (базовый показатель долголетия), базового показателя образованности (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением) и показателя реального валового внутреннего продукта на душу населения. Данный индекс, рассчитываемый ООН с 1990 г., дает сравнительную характеристику качества жизни в различных странах. По результатам доклада ООН, в 1995 г. Россия занимала 72-е место в рейтинге 173 стран, что позволяет отнести ее к странам «со средним уровнем человеческого развития». Следует отметить, что рейтинг России в результате противоречий преобразований снизился — в 1985—1990 гг. Россия занимала 31-е место в рейтинге и входила в число стран «с высоким уровнем человеческого развития».

Устойчивая тенденция  к снижению уровня жизни значительной части населения требует принятия специальных мер, позволяющих элиминировать действие данного фактора экономического развития, и ставит вопрос об осуществлении эффективной и справедливой социальной политики.

 

3. Проблема бедности

 

 В связи с появлением и воспроизводством в условиях переходной экономики социально уязвимых слоев общества острой и хронической проблемой становится в данный период бедность части населения.

В обычном смысле слова бедность — это неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище. Такое определение бедности было сформулировано еще в конце XIX в. в Англии и преобладало в первой половине XX в. как в теории, так и в социальной политике. Развитие представлений о бедности породило различные ее оценки. Одной из важнейших причин, обусловливающих наличие разных оценок масштабов бедности,

является различие в  подходах к определению понятия бедности. Существует значительное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолютная, относительная и субъективная.

Абсолютная  концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Люди считаются бедными, если их доход ниже стоимостной оценки минимальных потребностей и жизненно важные потребности не удовлетворяются в достаточной степени.

Определение минимальных  потребностей подвержено влиянию субъективного фактора: представления экспертов, ответственных за разработку определения минимальных потребностей, не могут не оказывать воздействия на такое определение. Конечно, во многом представления экспертов в области минимальных потребностей обусловлены уровнем жизни, сложившимся в обществе в данный момент.

Пороговое значение бедности в Российской Федерации  устанавливается на уровне прожиточного минимума. Население с денежными доходами ниже величины  прожиточного минимума считается бедным.

Относительная концепция бедности определяет минимально необходимый доход как долю (в развитых странах — 40—50%) от уровня медианы (или средней) распределения эквивалентного дохода домохозяйств. На определение уровня бедности при таком подходе сильно влияет выбор шкалы эквивалентности. В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышается с ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. При этом если в некоторых случаях граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государственной политики может быть преодолена, то концепция относительной бедности предполагает, что всегда будет существовать

некоторая часть населения, которая будет считаться относительно бедной.

Субъективная  концепция бедности была разработана в 70-е годы XX в. экономистами и статистиками Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедности основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами».

Проводимые исследования показывают, что, с одной стороны, существует

Информация о работе Доходы и уровень жизни населения. Проблема бедности