Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:47, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) распределение доходов
Введение………………………………………………………………………….3
1.Классификация доходов
1.1. Понятие дохода……………………………………………………………5
1.2. Виды доходов……………………………………………………………...6
1.3. Показатели дохода…………………………………………………..........10
2.Неравенство в распределении доходов
2.1. Причины дифференциации……………………………………………...16
2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения…………………….17
2.3. Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………..........20
3. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальные группы
3.1. ВВП………………………………………………………………………..23
3.2. Совокупные доходы……………………………………………………...24
3.3. Совокупные расходы и емкость потребительских рынков…………....27
3.4. Распределение доходов и социальные группы………………………...36
4.Реальные денежные доходы…………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47
Приложения
В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.
Изменения
в доходах населения и
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства
.Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем,
люди с одинаковым типом способностей
выполняют одни и те же обязанности тоже
по-разному, с разной производительностью
труда и качеством продукции. Как оплачивать
эти различные результаты труда? Что важнее
- факт труда или его результат?
Если
оплачивать одинаково – «по факту
труда», то обидятся люди, работающие с
большей производительностью и наделенные
полезными обществу талантами. Многие
из них перестанут работать в полную силу
(зачем напрягаться, если всем платят одинаково?).
А значит, результативность их труда опустится
до уровня наименее одаренных и трудолюбивых
членов общества. Итогом этого станет
уменьшение возможностей экономического
прогресса страны и замедление темпов
роста благосостояния всех ее граждан.
Именно такие последствия «уравниловки»
в оплате труда оказали крайне губительное
влияние на экономику СССР и стали одной
из главных причин постепенного прекращения
ее роста.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В
силу этого определенное неравенство
доходов; следует признать нормальным.
Более того - это крайне важный инструмент
поощрения трудовой активности людей.
2.3.
Кривая Лоренца
и коэффициент
Джини.
Прежде чем обратиться к
проблеме измерения
Какова же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот
показатель в экономической теории
называется коэффициентом Джини, по
имени итальянского экономиста и статистика
Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше
отклонение кривой Лоренца от биссектрисы,
тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно,
тем больше коэффициент Джини будет приближаться
к 1. Надо отметить, что этот коэффициент
не может равняться ни единице, ни нулю,
т.к. цивилизованная рыночная экономика
исключает подобные крайности благодаря
целенаправленному перераспределению
доходов. Интересно сравнить величину
этого коэффициента в странах с развитой
рыночной экономикой и в России. Так, в
начале 80-х годов коэффициент составлял:
в Японии - 0,270, Швеции - 0,291, ФРГ - 0,295, США -
0,329, Бразилии - 0,565. Изменения коэффициента
G в России рассчитываются на основе данных
о среднедушевом доходе. (см. Приложение
Таблица 2).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ
СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ
ДОХОДОВ
(в процентах)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц: | |||||
до 1000,0 | 20,4 | 12,5 | 6,8 | 3,3 | 1,9 |
1000,1-1500,0 | 19,9 | 15,0 | 10,6 | 6,6 | 4,4 |
1500,1-2000,0 | 16,4 | 14,4 | 11,8 | 8,5 | 6,2 |
2000,1-3000,0 | 20,7 | 21,7 | 21,0 | 17,7 | 14,5 |
3000,1-4000,0 | 10,4 | 13,4 | 15,2 | 15,1 | 13,8 |
4000,1-5000,0 | 5,3 | 8,2 | 10,4 | 11,7 | 11,7 |
5000,1-7000,0 | 4,4 | 8,2 | 11,9 | 15,4 | 17,0 |
свыше 7000,0 | 2,5 | 6,6 | 12,3 | 21,7 | 30,5 |
3.1. ВВП.
По данным Федеральной Службы Государственной Статистики (ФСГС, бывший Госкомстат), которые будут обнародованы не ранее февраля 2006 года, Валовой Внутренний Продукт России в текущих ценах составил в 2005 году 20.5 триллионов рублей. Или 720 миллиардов в пересчете на доллары США. Как получена эта оценка?
Часть экономики ФСГС наблюдает непосредственно – в виде отчетов крупных и средних компаний (общим числом около 100 тысяч), которые дают информацию о своей деятельности. Эти данные проверяются и перепроверяются. Составляются межотраслевые балансы. Рассчитываются региональные показатели. Оцениваются объемы деятельности компаний малого бизнеса. Любопытным – см. методические материалы ФСГС и учебники по статистике и макроэкономике. В общем получается учесть около 15 триллионов.
Затем производится дооценка с учетом того, что часть экономической деятельности скрыта от непосредственного наблюдения органами статистики, находится «в тени», в «серой зоне» и т.п. ФСГС предпочитает называть ее «ненаблюдаемой» частью. По оценке экспертов ФСГС в «ненаблюдаемой зоне» находится около 25% российской экономики. Т.е. примерно 5 триллионов рублей по данным 2005-го года. Могут ли эксперты ФСГС недооценивать объем «ненаблюдаемой» экономической деятельности? Могут. Как и любые эксперты - они люди, а люди могут ошибаться. Но, надо заметить, что оценки экспертов ФСГС (в отличие от некоторых «независимых» оценок), не высосаны из пальца, а являются результатом кропотливой многолетней работы включающей: консультации с МВД, таможенным комитетом, Центральным Банком и другими государственными структурами; конференции специалистов по статистике и учету; разработка методических материалов (с ними также можно ознакомиться всем интересующимся данным вопросом), консультации с зарубежными экспертами. Ведь проблема «теневой» или ненаблюдаемой экономики существует и в США (10-12% от ВВП), и в Италии (20-25% ВВП), и в Бразилии (35-45% ВВП).
Те, кому кажется сомнительной оценка «ненаблюдаемого сектора» российской экономики на уровне итальянских показателей (самых высоких среди экономически высоко развитых стран) могут взять за ориентир Бразилию с ее 40% в «тени». Тогда мы получим оценку ВВП на уровне 25 триллионов рублей или 875 миллиардов долларов. Кстати, по прогнозам – расчетам к бюджету 2006 года ВВП в этом году составит 24.5 триллиона рублей или, в зависимости от среднегодового курса рубля к доллару – 830-860 миллиардов долларов.
По паритету покупательной способности (ППС) российский ВВП оценивается (Всемирным Банком, ЦРУ США, Центром Развития и др. экспертными группами) в 1.35-1.5 триллионов долларов. С наиболее «свежей» оценкой можно ознакомиться на сайте агентства РосБизнесКонсалтинг.
Совокупные доходы населения России по официальной оценке сложатся в 2005-м году в объеме примерно 12.5 триллионов рублей или 440 миллиардов долларов США. Это ровно по три тысячи долларов в год в расчете на душу населения. Или 250 долларов в месяц на каждого члена домохозяйства, семьи.
Около 13.5% этих денег (порядка 60 миллиардов в пересчете на доллары США) приходится на долю социальных трансфертов: пенсий, пособий и т.п. Цифру можно проверить по Пенсионному фонду РФ, по ФГУП «Почта России» через которую идет львиная часть этих платежей, и еще несколькими способами. Существование теневых трансфертов явление маловероятное. А вот внутрисемейные трансферты – от родителей к взрослым детям, живущим отдельно или наоборот, явление весьма распространенное. Но, оценить их объем сегодня не представляется возможным даже в первом приближении. Так что пока оставим эту проблему в стороне. Тем более, что еще сто лет назад выдающийся английский экономист Артур Сессил Пигу оригинально отметил, что «…женившись на своей домработнице мужчина тем самым уменьшает национальный доход своей страны…».
Около 22% совокупных доходов населения (около 100 миллиардов долларов) – это доходы от собственности и предпринимательской деятельности, включая реализацию сельскохозяйственной продукции. Может ли ФСГС недооценивать эту компоненту? Может! Она поддается оценке труднее всего. Допустим, что предпринимательские доходы занижены статистическим ведомством в 1.5 раза. Тогда получим недоучтенных 50 миллиардов долларов. Вот, к примеру, если предположить что в Москве сдается в аренду не 50 тысяч квартир (как по официальным данным), а 500 тысяч и каждая приносит своим владельцам по 7-8 тысяч долларов в год, то получим неучтенного дохода на 3.5-4 млрд. долларов за год. Предполагать что в Москве сдается в аренду 5 миллионов квартир нельзя – такого количества квартир в городе физически нет!
Около 65% доходов (285 млрд. долл. США) поступает населению в виде заработной платы, премий, гонораров и т.п. выплат по сути трудового характера. Для простоты будем в дальнейшем называть эту компоненту «зарплатой». 300 долларов в месяц (8500 рублей), в среднем получают работники тех предприятий (44 миллиона человек) которые регулярно предоставляют отчетность в ФСГС. Суммарно за год эти зарплатные выплаты составляют 160 миллиардов долларов. Около 80 миллиардов – досчет доходов тех 22-24 миллионов работников, которые заняты в компаниях не предоставляющих отчетности в ФСГС (или представляющих сомнительные данные). 45 миллиардов – оценка специалистами ФСГС «конверточных» выплат заработной платы. Грубо говоря, специалисты ФСГС полагают, что зарплату «в конверте» получают 7-8 миллионов россиян, в среднем по 500 долларов в месяц. Можно ли предположить, что такую заработную плату получают не 7-8, а 10-12 миллионов наших граждан и ее средний размер не 500, а 700-800 долларов в месяц. Ну, давайте предположим. Тогда получится, что общий объем «конвертных» выплат составляет не 45 миллиардов долларов за год, а все 100. Кстати, для осуществления такого объема выплат необходимо 12-15 миллиардов наличных долларов в теневом («сером») обороте. Что вполне похоже на правду.