Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:

1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;

2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;

3) распределение доходов

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Классификация доходов

1.1. Понятие дохода……………………………………………………………5

1.2. Виды доходов……………………………………………………………...6

1.3. Показатели дохода…………………………………………………..........10

2.Неравенство в распределении доходов

2.1. Причины дифференциации……………………………………………...16

2.2. Плюсы и минусы неравенства доходов населения…………………….17

2.3. Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………..........20

3. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальные группы

3.1. ВВП………………………………………………………………………..23

3.2. Совокупные доходы……………………………………………………...24

3.3. Совокупные расходы и емкость потребительских рынков…………....27

3.4. Распределение доходов и социальные группы………………………...36

4.Реальные денежные доходы…………………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Приложения

Вложенные файлы: 9 файлов

титульный лист.doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

основа.DOC

— 583.50 Кб (Скачать файл)

     В странах,  где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.

     Становление рыночной системы хозяйствования и  формирование на этой основе слоя собственников  неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.

Последствия неравенства доходов.

 

    Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

     Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства

     .Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.    Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

     Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат? 

     Если  оплачивать одинаково – «по факту  труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста. 

     Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей  различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

     В силу этого определенное неравенство  доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей. 

  2.3. Кривая Лоренца  и коэффициент  Джини. 

       Прежде чем обратиться к  проблеме измерения неравенства  в распределении доходов, надо  сказать что, располагаемый доход  – это доход экономического  субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый  доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.

     Какова  же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.

 Абсолютное  неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

     В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

     Если  площадь не заштрихованного участка  графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

;

    где G – показатель, измеряющий  степень неравенства в доходах.

     Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. Интересно сравнить величину этого коэффициента в странах с развитой рыночной экономикой и в России. Так, в начале 80-х годов коэффициент составлял: в Японии - 0,270, Швеции - 0,291, ФРГ - 0,295, США - 0,329, Бразилии - 0,565. Изменения коэффициента G в России рассчитываются на основе данных о среднедушевом доходе. (см. Приложение Таблица 2). 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ 
(в процентах)

  2000 2001 2002 2003 2004
Все население 100 100 100 100 100
в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц:          
до 1000,0 20,4 12,5 6,8 3,3 1,9
1000,1-1500,0 19,9 15,0 10,6 6,6 4,4
1500,1-2000,0 16,4 14,4 11,8 8,5 6,2
2000,1-3000,0 20,7 21,7 21,0 17,7 14,5
3000,1-4000,0 10,4 13,4 15,2 15,1 13,8
4000,1-5000,0 5,3 8,2 10,4 11,7 11,7
5000,1-7000,0 4,4 8,2 11,9 15,4 17,0
свыше 7000,0 2,5 6,6 12,3 21,7 30,5

3. ВВП, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  РЫНОК, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  ДОХОДОВ В  2005 ГОДУ.

 

      3.1. ВВП.

     

По данным Федеральной Службы Государственной Статистики (ФСГС, бывший Госкомстат), которые будут обнародованы не ранее февраля 2006 года, Валовой Внутренний Продукт России в текущих ценах составил в 2005 году 20.5 триллионов рублей. Или 720 миллиардов в пересчете на доллары США. Как получена эта оценка?

Часть экономики ФСГС наблюдает непосредственно  – в виде отчетов крупных и  средних компаний (общим числом около 100 тысяч), которые дают информацию о  своей деятельности. Эти данные проверяются  и перепроверяются. Составляются межотраслевые  балансы. Рассчитываются региональные показатели. Оцениваются объемы деятельности компаний малого бизнеса. Любопытным – см. методические материалы ФСГС и учебники по статистике и макроэкономике. В общем получается учесть около 15 триллионов.

Затем производится дооценка с учетом того, что часть экономической деятельности скрыта от непосредственного наблюдения органами статистики, находится «в тени», в «серой зоне» и т.п. ФСГС предпочитает называть ее «ненаблюдаемой» частью. По оценке экспертов ФСГС в «ненаблюдаемой зоне» находится около 25% российской экономики. Т.е. примерно 5 триллионов рублей по данным 2005-го года. Могут ли эксперты ФСГС недооценивать объем «ненаблюдаемой» экономической деятельности? Могут. Как и любые эксперты - они люди, а люди могут ошибаться. Но, надо заметить, что оценки экспертов ФСГС (в отличие от некоторых «независимых» оценок), не высосаны из пальца, а являются результатом кропотливой многолетней работы включающей: консультации с МВД, таможенным комитетом, Центральным Банком и другими государственными структурами; конференции специалистов по статистике и учету; разработка методических материалов (с ними также можно ознакомиться всем интересующимся данным вопросом), консультации с зарубежными экспертами. Ведь проблема «теневой» или ненаблюдаемой экономики существует и в США (10-12% от ВВП), и в Италии (20-25% ВВП), и в Бразилии (35-45% ВВП).

Те, кому кажется сомнительной оценка «ненаблюдаемого  сектора» российской экономики на уровне итальянских показателей (самых  высоких среди экономически высоко развитых стран) могут взять за ориентир Бразилию с ее 40% в «тени». Тогда мы получим оценку ВВП на уровне 25 триллионов рублей или 875 миллиардов долларов. Кстати, по прогнозам – расчетам к бюджету 2006 года ВВП в этом году составит 24.5 триллиона рублей или, в зависимости от среднегодового курса рубля к доллару – 830-860 миллиардов долларов.

По паритету покупательной способности (ППС) российский ВВП оценивается (Всемирным Банком, ЦРУ США, Центром Развития и др. экспертными группами) в 1.35-1.5 триллионов долларов. С наиболее «свежей» оценкой можно ознакомиться на сайте агентства РосБизнесКонсалтинг.

3.2. Совокупные доходы

Совокупные  доходы населения России по официальной  оценке сложатся в 2005-м году в объеме примерно 12.5 триллионов рублей или 440 миллиардов долларов США. Это ровно по три тысячи долларов в год в расчете на душу населения. Или 250 долларов в месяц на каждого члена домохозяйства, семьи.

Около 13.5% этих денег (порядка 60 миллиардов в  пересчете на доллары США) приходится на долю социальных трансфертов: пенсий, пособий и т.п. Цифру можно проверить по Пенсионному фонду РФ, по ФГУП «Почта России» через которую идет львиная часть этих платежей, и еще несколькими способами. Существование теневых трансфертов явление маловероятное. А вот внутрисемейные трансферты – от родителей к взрослым детям, живущим отдельно или наоборот, явление весьма распространенное. Но, оценить их объем сегодня не представляется возможным даже в первом приближении. Так что пока оставим эту проблему в стороне. Тем более, что еще сто лет назад выдающийся английский экономист Артур Сессил Пигу оригинально отметил, что «…женившись на своей домработнице мужчина тем самым уменьшает национальный доход своей страны…».

Около 22% совокупных доходов населения (около 100 миллиардов долларов) – это доходы от собственности и предпринимательской деятельности, включая реализацию сельскохозяйственной продукции. Может ли ФСГС недооценивать эту компоненту? Может! Она поддается оценке труднее всего. Допустим, что предпринимательские доходы занижены статистическим ведомством в 1.5 раза. Тогда получим недоучтенных 50 миллиардов долларов. Вот, к примеру, если предположить что в Москве сдается в аренду не 50 тысяч квартир (как по официальным данным), а 500 тысяч и каждая приносит своим владельцам по 7-8 тысяч долларов в год, то получим неучтенного дохода на 3.5-4 млрд. долларов за год. Предполагать что в Москве сдается в аренду 5 миллионов квартир нельзя – такого количества квартир в городе физически нет!

Около 65% доходов (285 млрд. долл. США) поступает населению в виде заработной платы, премий, гонораров и т.п. выплат по сути трудового характера. Для простоты будем в дальнейшем называть эту компоненту «зарплатой». 300 долларов в месяц (8500 рублей), в среднем получают работники тех предприятий (44 миллиона человек) которые регулярно предоставляют отчетность в ФСГС. Суммарно за год эти зарплатные выплаты составляют 160 миллиардов долларов. Около 80 миллиардов – досчет доходов тех 22-24 миллионов работников, которые заняты в компаниях не предоставляющих отчетности в ФСГС (или представляющих сомнительные данные). 45 миллиардов – оценка специалистами ФСГС «конверточных» выплат заработной платы. Грубо говоря, специалисты ФСГС полагают, что зарплату «в конверте» получают 7-8 миллионов россиян, в среднем по 500 долларов в месяц. Можно ли предположить, что такую заработную плату получают не 7-8, а 10-12 миллионов наших граждан и ее средний размер не 500, а 700-800 долларов в месяц. Ну, давайте предположим. Тогда получится, что общий объем «конвертных» выплат составляет не 45 миллиардов долларов за год, а все 100. Кстати, для осуществления такого объема выплат необходимо 12-15 миллиардов наличных долларов в теневом («сером») обороте. Что вполне похоже на правду.

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ.doc

— 249.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение1.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Таблица 2.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Федеральная служба государственной статистики.doc

— 595.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ТРУДА.doc

— 102.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Доходы населения