Рост уровня жизни создаст возможности,
увеличить материальную базу для улучшения
качества жизни. Последнее не ограничивается
уровнем потреблением товаров и услуг,
а выступает обобщающей характеристикой
социально-экономических результатов
развития общества и включает среднюю
продолжительность жизни, уровень заболеваемости,
условия и охрану труда, доступность информации,
обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной
экономике важнейшими составляющими уровня
жизни становятся также степень социальной
защищенности населения, свобода выбора
человека, улучшение социальной среды,
культурные национальные и религиозные
отношения. Повышение уровня жизни россиян
является важнейшей программной задачей
социальной политики Российского государства.
В числе приоритетов Правительства - восстановление
доходов и максимальное стимулирование
платежеспособного спроса населения.
Для этого разработаны основные направления
социально - экономической политики Правительства
Российской Федерации на долгосрочную
перспективу.
2.2 Оценка дифференциации
доходов населения. Кривая Лоренца
и коэффициент Джини
Важнейшим инструментом
анализа социально-экономической дифференциации
населения является построение распределения
населения по уровню среднедушевого денежного
дохода, что позволяет проводить сравнительную
оценку благосостояния отдельных групп
населения.
Показатели:
модальный доход, т.е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
медиальный
доход - показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения;
децильный коэффициент
дифференциации доходов населения, характеризующий во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;
коэффициент
фондов определяется как соотношение между средними доходами населения в 10-х и первых децильных группах;
коэффициент
концентрации доходов Джини, характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения, определяется на основании кривой Лоренца.
Неравенство
в доходах имеет место, а значит, различается
и уровень жизни различных слоев и групп
населения.
Для измерения
неравенства в доходах используется кривая
М. Лоренца, которая отражает неравномерность
распределения совокупного дохода общества
между различными группами населения
(рис.2).
Если имеет
место абсолютное равенство доходов, то
оно отражается прямой линией ОЕ, т.е. 20%
населения получает 20% и т.д. от всего совокупного
дохода общества. Если имеет место абсолютное
неравенство в доходах, то оно показывает
что 20% населения не получает никакого
дохода, за исключением одного единственного,
последнего в ряду (линия ОF) человека,
который присваивает 100% всего дохода.
В реальности фактическое распределение
дохода показано линией ABCDE, чем больше
отклоняется эта линия, или кривая Лоренца,
от линии ОЕ, тем больше неравенство в
распределении доходов. Если взять и разделить
заштрихованную площадь треугольника
ОFE, то получим показатель, отражающий
степень неравенства в распределении
доходов.
G=S (T) /SΔOEF
G - показатель,
измеряющий степень неравенства
в доходах - коэффициент Джини.2
Коэффициент Джини (индекс Джини) - статистический
показатель, свидетельствующий о степени
расслоения общества данной страны или
региона по отношению к какому-либо изучаемому
признаку (к примеру, по уровню годового
дохода - наиболее частое применение, особенно
при современных экономических расчётах).
Коэффициент
Джини G может принимать значения от нуля
до единицы (0÷1). G = 0 означает равномерное
распределение, G = 1 - предельный случай,
когда признаком обладает только один
человек. Индекс Джини - коэффициент Джини,
выражается в процентах.
В реальности
фактическое распределение дохода показано
линией ABCDE. Очевидно, чем больше отклонение
кривой Лоренца от биссектрисы ОЕ, тем
больше площадь фигуры Т, и, следовательно,
тем больше коэффициент Джини будет приближаться
к 1.
Преимущества коэффициента Джини:
+Позволяет сравнивать распределение
признака в совокупностях с различным
числом единиц (например, регионы с разной
численностью населения).
+Дополняет данные о ВВП и среднедушевом
доходе. Служит своеобразной поправкой
этих показателей.
+Может быть использован для сравнения
распределения признака (дохода) между
различными совокупностями (например,
разными странами). При этом нет зависимости
от масштаба экономики сравниваемых стран.
+Может быть использован для сравнения
распределения признака (дохода) по разным
группам населения (например, коэффициент
Джини для сельского населения и коэффициент
Джини для городского населения).
+Позволяет отслеживать динамику неравномерности
распределения признака (дохода) в совокупности
на разных этапах.
+Анонимность - одно из главных преимуществ
коэффициента Джини. Нет необходимости
знать, кто какие доходы имеет персонально.
Недостатки коэффициента Джини:
-Довольно часто коэффициент Джини приводится
без описания группировки совокупности,
то есть часто отсутствует информация
о том, на какие же именно квантили поделена
совокупность. Так, чем на большее количество
групп поделена одна и та же совокупность
(больше квантилей), тем выше для нее значение
коэффициента Джини.
-Коэффициент Джини не учитывает источник
дохода, то есть для определенной локации
(страны, региона и т.п.) коэффициент Джини
может быть довольно низким, но при этом
какая-то часть населения свой доход обеспечивает
за счет непосильного труда, а другая -
за счет собственности. Так в Швеции значение
коэффициента Джини довольно низко, но
при этом только 5 % домохозяйств владеют
77 % акций от общего количества акций, которым
владеют все домохозяйства. Это обеспечивает
этим 5 % доход, который остальное население
получает за счет труда.
-Метод кривой Лоренца и коэффициента
Джини в деле исследования неравномерности
распределения доходов среди населения
имеет дело только с денежными доходами,
меж тем некоторым работникам заработную
плату выдают в виде продуктов питания
и т.п.; также широкое распространение
получает практика выдачи заработной
платы работникам в виде опционов на покупку
акций компании-работодателя.
-Различия в методах сбора статистических
данных для вычисления коэффициента Джини
приводят к затруднениям (или даже невозможности)
в сопоставлении полученных коэффициентов.
III. Политика государства
в области доходов
Государственная
политика доходов заключается в перераспределении
их через госбюджет путем дифференцированного
налогообложения различных групп получателей
дохода и социальных выплат. При этом значительная
доля национального дохода переходит
от слоев населения с высокими доходами
к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые
страны мира создали системы социальной
поддержки малоимущих.
Социальные
трансферты - это система денежных или
натуральных выплат населению, не связанных
с его участием в хозяйственной деятельности
в настоящее время или в прошлом. Целью
социальных трансфертов является гуманизация
отношений в обществе, предотвращение
роста преступности, а также поддержание
внутреннего спроса.
Государство,
организуя через бюджет перераспределение
доходов, решает проблему повышения доходов
малоимущих слоев населения, создает условия
для нормального воспроизводства рабочей
силы, способствует ослаблению социальной
напряженности и т.д. Степень воздействия
государства на процесс перераспределения
доходов можно измерить объемом и динамикой
расходов на социальные цели за счет центрального
и местных бюджетов, а также размером налогообложения
доходов.
Возможности
государства в перераспределении доходов
во многом ограничиваются бюджетными
поступлениями. Наращивание социальных
расходов сверх налоговых поступлений
ведет к превращению их в мощный фактор
роста бюджетного дефицита и инфляции.
Увеличение социальных расходов госбюджета,
даже в пределах полученных доходов, ведет
к чрезмерному росту налогов, способному
подорвать рыночные стимулы.
Перераспределение
доходов от богатых к бедным американский
экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с "дырявым
ведром", т.е. этот процесс неизбежно
ведет к снижению экономической эффективности.
Масштабы "утечки" из "ведра Окуня"
определяются тем, в какой мере повышение
налогов и рост социальных трансфертов
уменьшают объемы предложения труда. В
случае, если эластичность предложения
труда по заработной плате высока, повышение
налогов с целью увеличения социальных
трансфертов приводит к значительному
сокращению предложения труда в легальном
секторе экономики и перетеканию его в
теневой сектор (где оплата труда не облагается
государственными налогами).
Государство
непосредственно вмешивается в первичное
распределение денежных доходов и нередко
устанавливает верхний предел увеличения
номинальной заработной платы. Экономическое
значение государственного регулирования
заработной платы определяется тем, что
ее изменение оказывает влияние на совокупный
спрос и издержки производства. Политика
доходов используется государством для
сдерживания роста заработной платы в
целях снижения издержек производства,
повышения конкурентоспособности национальной
продукции, поощрения инвестирования,
сдерживания инфляции. Государство, проводя
антиинфляционную политику, может временно
централизованным путем устанавливать
долгосрочный предел роста заработной
платы с учетом общих потребностей экономического
и социального развития.
Наиболее
эффективным средством государственного
регулирования заработной платы в странах
с рыночной экономикой является определение
гарантированного минимума (или ставки).
Именно исходя из минимальных размеров
оплаты труда и ведутся переговоры между
руководителями компаний и профсоюзами
о заключении коллективных договоров
на различных уровнях, начиная от предприятий
и кончая отраслями. В этих документах
также оговариваются различные премии
и доплаты, дифференциация заработной
платы по отраслям, в зависимости от уровня
квалификации.
Заключение
Изменения происходящие в последние
годы показывают, что сохранение низкого
жизненного уровня большинства населения
блокирует ее экономическое развитие,
усугубляет ее социально-политическую
нестабильность.
Социальное государство обязано
проводить активную государственную социальную
политику, направленную на обеспечение
своим гражданам важнейших социальных
прав, к которым, безусловно, относится
право на труд и его достойную оплату,
на жилье, образование, охрану здоровья,
на социальное обеспечение и др., т.е. на
определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое
и практическое значение приобретает
разработка и реализация государственной
политики по профилактике и сокращению
бедности в современной России.
Усиление неравенства и нищеты
препятствует развитию внутреннего рынка
России, формированию среднего класса,
т.е. платежеспособного большинства населения.
Здоровый и устойчивый рост экономики
не может опираться только на богатое
и сверхбогатое население в условиях массовой
бедности.
Отсутствие нормальных экономических
условий жизнедеятельности значительной
части населения страны снижает качество
человеческого капитала.
Обесценение труда понижает
экономическую ответственность работника
за выполненный труд, негативно влияет
на производительность общественного
труда.
Несмотря на предпринимаемые
усилия, хронической остается проблема
задолженности по заработной плате, которая
обостряется при каждом повышении минимальных
размеров оплаты труда.
Именно бедность определяет
ограниченность доступа значительной
части населения нашей страны к ресурсам
развития: высокооплачиваемой работе,
качественным услугам образования и здравоохранения,
возможности успешной социализации детей
и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной
части семей в сочетании с чрезмерной
поляризацией доходов обусловливают социальный
разлом общества, вызывают социальную
напряженность, препятствует успешному
развитию страны, определяют демографический
кризис и кризисные процессы в семье и
обществе.
Рассмотренная мною тема носит
актуальный характер, так как по моему
мнению вопрос неравенства будет существовать
всегда, он будет иметь постоянное отражение
в одной из сторон нашей жизни независимо
от того времени когда мы живем.
Библиографический
список
1. Ананьев, А.Н. Политика доходов
и заработной платы [Текст] /А.Н. Ананьев.
- М.: Экономика, 2004. - 56 с.
2. Горшков, М.К. Российское общество
в социологическом измерении [Текст] /
М.К. Горшков // Мир России. - М., 2009. - Т.8. -
№2. - С.3 - 21.
3. Кривошей, В.Н. Неравенство
населения по доходам: количественные
оценки [Текст] / В.Н. Кривошей // Проблемы
теории и практики управления. - М., 2009.
№9. - С.22 - 27.
4. Литвинов, В.А. Социальная
стратификация и уровень жизни в современной
России [Текст] /В.А. Литвинов // Россия в
Современном мире. - 2008. - №2. - С.172 - 180.
5. Литвинцева, Г.П. Денежные
доходы населения регионов России с учетом
покупательской способности рубля и скрытых
доходов [Текст] /Г.П. Литвинцева // Вопросы
статистики. - 2008. - №6. - С.15 - 29.
6. Разумов, А. Политика занятости
и доходов населения в условиях финансово
- экономического кризиса [Текст] /А. Разумов,
Е. Новик // Человек и труд. - 2009. - №4. - С.25
- 27.
7. Суринов, А.Е. Доходы населения.
Опыт количественных измерений [Текст]
/ А.Е. Суринов // Финансы и статистика. -
М., 2000. - №6 - С.26 - 45.
8. Федотов, Д.Ю. Влияние роста
доходов населения на экономическую стабильность
в России [Текст] /Д.Ю. Федотов // Финансы
и кредит. - 2008. - № 28. - С.63 - 67.