Доходы населения : экономическая основа формирования и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение понятия доходы населения и влияние социальной политики на положение отдельных групп населения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.изучить виды доходов населения и источники их формирования;
2.проанализировать причины неравенства доходов населения;
3.показать сущность социальной политики государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Доходы населения как экономическая проблема……...…..…… 5
1.1. Доходы населения их виды…………………………... ...…… 5
1.2. Подходы к изучению структуры доходов населения………. 17
Глава 2. Заработная плата как важнейший источник доходов …..…. 25
2.1 Минимальная заработная плата…………………………….. 26
2.2 Функции заработной платы…………………………….. ……. 30
2.3 Регулирование заработной платы……………………...…… 34
2.3.1 Тарифная система оплаты труда рабочих……………. 35
2.3.2 Бестарифная система оплаты труда рабочих………… 39
Глава 3. Роль государства в регулировании доходов…….. …………... 40
3.1. Государственные стандарты в сфере доходов…………….. 40
3.2. Политика регулирования доходов населения……................... 43
Выводы и предложения ...……………………………………………….. . 46
Список использованной литературы…………………………………….. 48
Приложения………………………………………………………………. 50

Вложенные файлы: 1 файл

Федорова Надежда, 12МО переделанная.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Реализация воспроизводственной функции оплаты труда предполагает определение ее минимального уровня путем расчета прожиточного минимума на основе научной методологии, что на практике должно означать существенное увеличение минимальных размеров оплаты по сравнению с действующими. Минимум оплаты труда является государственной социальной гарантией возмещения общественно необходимых затрат труда и должен соответствовать минимальному потребительскому бюджету. Динамичность процессов, определяемых условия воспроизводства рабочей силы в рыночной экономике требует периодического пересмотра размеров минимальной заработной платы. Рост минимума должен происходить как под влиянием тенденций к расширению минимально необходимых потребностей работников, так и в связи с изменением цен на продукцию, входящую в состав «потребительской корзинки». Увеличение минимальной оплаты, оказывающее существенное влияние на общий рост вознаграждения за труд, должен быть обязательным для предприятий всех форм собственности.

 

      1. Бестарифная система оплаты труда рабочих

 

По бестарифной системе вместо тарифных ставок 1-го разряда и тарифной сетки устанавливается доля работника в фонде оплаты труда предприятия в зависимости от квалификационного уровня, который не характеризует квалификацию работника в общепринятом смысле. Он не совпадает с присвоенным разрядом и действует только в целях исчисления заработка в данной фирме.

Квалификационный уровень (КК) определяется:

1) по фактической заработной  плате,

2) по тарифной заработной  плате, начисленной для рабочих  по тарифным ставкам, для остальных работников - по должностным окладам. Дополнительно могут учитываться занимаемое место в производстве, ответственность и др. Самый распространенный способ - это отношение фактической заработной платы за прошлый (базисный) период к сложившемуся минимальному уровню зарплаты на предприятии:

КК(i) = ЗПф(i) : ЗПмин

где КК(i)   — коэффициент  квалификационного уровня 1-го работника,

ЗПф(i)  — фактический  заработок 1-го работника в базовом      периоде (руб.);

ЗПмин — наименьший уровень заработной платы на предприятии (фирме).

С учетом квалификационных уровней и других характеристик  все работники фирмы распределяются по определенным квалификационным группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль государства в регулировании  доходов

 

3.1. Государственные стандарты в сфере доходов

 

Потребности оцениваются  на основе «потребительских корзин», дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам (таблица 6). Минимальные потребительские бюджеты определяют те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно-приемлемых условий существования. На основе минимального потребительского бюджета устанавливается порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Прожиточный минимум обозначает стоимость минимального по составу и количеству набора потребляемых благ, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Уровень прожиточного минимума зависит от многих социально-экономических факторов и достаточно подвижен.

Различают физиологический (жизненный) и социальный минимум. Первый рассчитан на удовлетворение только главных физиологических потребностей и оплату основных услуг. Второй включает в себя помимо физиологического минимума стоимость минимального набора духовных и социальных благ. В развитых странах рассчитывается социальный прожиточный минимум, в России порог бедности определяется по физиологическому прожиточному минимуму. Его уровень различен в разных регионах страны и в среднем определялся в 2004 г. на уровне 2400руб.  Согласно закону «О прожиточном минимуме в РФ», принятому в 1997 г., размер прожиточного минимума устанавливается в пределах 40% от среднедушевого денежного дохода в Российской Федерации, но не ниже минимальных нормативов потребления, корректируется с учетом изменения уровня цен и служит ориентиром для оказания государственной поддержки неимущим.

Таблица 7 - Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ в 2012 г.

 

Наименование

 

Единица измерения

Объемы потребления (на 1 чел.)

Трудоспо-собное население

пенсио-неры

 

дети

Продукты питания

Хлебные продукты (хлеб и макар. изделия  в пересчете на муку,  крупы, бобовые)

кг в год

152

119

96

Картофель

кг в год

123,6

90

118

Овощи и бахчевые

кг в год

89,4

96,8

108,1

фрукты свежие

кг в год

16,7

13,6

41

Сахар и кондитерские изделия в  пересчете на сахар

кг в год

20,3

18,8

23,9

Мясопродукты

кг в год

31,5

22,7

28,5

Рыбопродукты

кг в год

13,7

14,7

11,2

Молоко и молокопродукты в пересчете  на молоко

кг в год

210,7

199,5

295,6

Яйца

штук в год

165,6

90

169,8

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг в год

12

10,2

10,3

Прочие прод-ты (соль, чай, специи)

кг в год

4,9

4,15

3,6

Непродовольственные товары

Верхняя пальтовая группа

штук

3

3

3

Верхняя костюмно-платьев. группа

штук

8

8

11

Белье

штук

9

10

11

Чулочно-носочные изделия

штук

7

4

6

Головные уборы и галантерейные  изделия

штук

5

4

4

Обувь

штук

6

6

7

Школьно-письменные товары

штук

-

-

27

Постельное белье

штук

14

14

14

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

штук

61

61

61

Товары культурно-бытового и хозяйственного значения

штук

19

19

19

Услуги

Жилье (кв. м общей площади)

кв. м 

18

18

18

Центральное отопление

гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение  и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Энергоснабжение

кВт

50

50

50

Транспортные услуги (процентов общей величины расходов на услуги)

поездок в год

619

-

396


 

 По официальным  данным, семьи с доходом ниже  прожиточного минимума, то есть нуждающиеся в государственных трансфертах, составляют 25% численности населения России. Исполнение закона сдерживает финансовая напряженность в стране, проблема обеспечения достоверной информации об уровне семейных доходов. Следует отметить и порочность самой оценки прожиточного минимума как физиологического, оставляющего за пределами учета социальные потребности – в общении, отдыхе, образовании, информации.

Современная оценка порогового жизненного стандарта предполагает учет ценового эквивалента минимально необходимого набора соответствующих благ, в том числе и обеспечивающих социальную идентификацию личности.

Прожиточный минимум  является ориентиром для установления минимального размера оплаты труда и пенсии по старости. Гарантия минимальной заработной платы имеет важное значение, образуя базу оплаты труда во всех сферах, пересчета уровня пособий, штрафов, налогов и других обязательных платежей.

Как правило, в развитых странах уровень минимальной  заработной платы несколько превышает  прожиточный минимум, что обеспечивает не только воспроизводственную, но и  стимулирующую функцию заработной платы. По международным стандартам, заработная плата не может быть меньше 3 долл. в час. Минимальная заработная плата в Испании, Португалии составляет 500 долл. в месяц, в самых высокоразвитых странах она примерно в два раза выше.

В России размер для трудоспособного населения прожиточный минимум во II квартале 2009 г. стал дороже на 2,0% и достиг 5607 руб. в месяц.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата при этом возросла на 5,6% и составила 18419 руб.

 Для обеспечения минимального уровня жизни величина МРОТ должна соответствовать размеру прожиточного минимума.  Набор продуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина, обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийности в следующих пропорциях в сутки.

Минимальная продовольственная  корзина дифференцируется по 8 природно - климатическим зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию.

 

3.2 Политика регулирования доходов населения

 

Как направление  государственного регулирования - политика доходов - одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом - общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.).

    Трансфертные  платежи  - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой. Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов

развития политики доходов. В механизме осуществления  и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве  различаются особенности,

определяемые:

- социально-экономическим  и политическим развитием той  или иной страны;

- степенью и  характером вмешательства государства  в вопросы регулирования заработной платы;

- социальной  напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка  и реализация политики доходов особенно далеко ушла в

Великобритании, так как британское государство  пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. 

      Во всякой рыночной экономике существует система компенсационных выплат. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью уничтожает прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот   процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.

        Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке доходы  съест инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя  защитные механизмы для  малообеспеченных категорий населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет  собственных усилий повышать или хотя бы удерживать  на одном уровне свое материальное благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но между ней и ростом  не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка будет

достигаться на величину того <<зазора>>, который образуется между ростом цен и индексацией доходов. Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия, которое  для этого отдаёт часть прибыли.

Необходимо  учитывать, что на выплаты в порядке  индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты  по труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты . В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как  квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в   США, Японии, Канаде  и более чем в десяти западноевропейских странах ,выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться .

 

Выводы  и предложения

 

    Доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды и другие доходы. Доходы являются важнейшим показателем благосостояния, так как определяют доступ индивидов к материальным, духовным, социальным благам.

Расширительная трактовка дохода включает в его состав не только денежные, но и натуральные поступления благ, предоставляемых государством бесплатно (образование, здравоохранение, жилье). Принципами формирования доходов населения являются: принцип распределения по труду; принцип распределения по собственности; принцип распределения по социально-гарантированным нормам.

Видами доходов населения  с позиции теории факторов являются: заработная плата, предпринимательский  доход, доходы на капитал, рента.

С точки зрения статей баланса денежных доходов к ним относятся: оплата труда, дивиденды, поступления от продажи продукции подсобного хозяйства, пенсии, стипендии, иные поступления из финансовой системы.

Недостатком политики доходов в Российской Федерации следует считать чрезмерно высокую дифференциацию доходов, значительное число населения с низкими доходами, а также недостаточный удельный вес таких видов доходов, которые направлены на повышение качества жизни.

Информация о работе Доходы населения : экономическая основа формирования и регулирования