Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Задачи исследования выступают следующие:
-Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
-Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;
-Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».
Введение 2
1.Естественные монополии: теория и практика функционирования. 4 1.1.Понятие и признаки развития монополий в современных условиях. 4
1.2.Условия возникновения и функции естественных
монополий. 7
1.3.Основные задачи регулирования естественных монополий. 9
2. Становление и особенности функционирования естественных 12
монополий в России.
2.1.«Газпром» - естественная монополия в России 12
2.2. Концепция развития «Газпром». 14
3. Основные направления и проблемы реформирования «Газпром». 18
Заключение 26
Список литературы 28
Содержание
Введение
1.Естественные монополии: теория и практика функционирования. 4 1.1.Понятие и признаки развития монополий в современных условиях. 4
1.2.Условия возникновения и функции естественных
монополий.
1.3.Основные задачи регулирования естественных монополий. 9
2. Становление и особенности функционирования естественных 12
монополий в России.
2.1.«Газпром» - естественная монополия в России 12
2.2. Концепция развития «Газпром». 14
3. Основные направления и проблемы реформирования «Газпром». 18
Заключение 26
Список литературы 28
Введение
В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности естественных монополий и их государственного регулирования в Российской Федерации, на примере «Газпром». Актуальность темы исследования определяется тем, что действующая система управления развитием естественных монополий в России не обеспечивает их эффективного функционирования без разумного сочетания процессов демонополизации и государственного регулирования.
Исследование естественных
Объектом
исследования являются сами
Предметом
исследования являются способы,
Целью данной
работы является изучение
Задачи исследования выступают следующие:
-Рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
-Раскрыть проблему реформирования отечественных естественных монополий;
-Дать анализ системе естественных монополий особо выделив в данной системе «Газпром».
Методы
исследования. В работе использованы
как общенаучные, так и
Исследовательская
работа, проведенная в данном
курсовом проекте, отражает
1.Естественные монополии: теория и практика функционирования.
1.1.Понятие и признаки развития монополий в современных условиях.
Когда говорят о монополии, то это понятие обычно ассоциируется у нас с крупными предприятиями. На практике чаще всего так и бывает. Однако в действительности не размер выражает сущностную характеристику монополии: для определения характера функционирования рынка важен не размер участников, а распределение между ними конкурентной силы, величина которой определяется наличием альтернатив у каждого из участников рыночного взаимодействия. С этой точки зрения сущностной стороной монополизма выступает уникальность продукта фирмы, который не имеет полноценных заменителей, вследствие чего потребитель лишается возможности альтернативного выбора. Именно отсутствие заменителей обусловливает то особое положение производителя на рынке, при котором он становится единственным продавцом данного продукта. Приходящая на смену однородности уникальность продукта как раз и позиционирует абсолютную монополию и совершенную конкуренцию в качестве противостоящих друг другу моделей организации рынка. Таким образом, монополия - это концентрация всего объема отраслевого предложения у одного продавца, реализующего уникальный продукт.[8,с.311]
Есть несколько
причин существования
Первая: «естественная
монополия». Если производство любого
объема продукции одной фирмой
обходится дешевле, чем его
производство двумя или более
фирмами, то говорят, что
Вторая
причина: одна - единственная фирма
обладает контролем над
В реальной
экономике число фирм на рынке
обычно невелико, но большая
часть рынка контролируется
Рынки, на
которых не выполняются
Разновидностью
монопольного рынка является
рынок монопсонии, когда монополистом
является покупатель (то есть
при множестве продавцов
Может существовать
и двусторонняя монополия,
Олигополия
образуется при рыночной
Третьим
типом рынка несовершенной
Закрытая
монополия имеет место тогда,
когда монопольное положение
фирмы на рынке защищено
Открытая
монополия обнаруживает себя
в том случаю, когда обладание
монопольной властью является
результатом авторских
Естественная
монополия возникает в том
случае, когда в силу ограниченности
объема рынка или
1.2.Условия возникновения и функции естественных монополий.
Естественная монополия-это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.[14,с.10] Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима.
Главная
функция естественных
Можно выделить
следующие необходимые
- особенности технологии, обладающей свойством положительной отдачи от масштаба;
- экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;
- недостаточная
емкость рынка по сравнению
с минимально эффективным
Условием
возникновения естественной
Естественная
монополия является устойчивой,
если при любой возможной цене
фирма удовлетворяет весь
предъявляемый спрос,