Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:42, курсовая работа
Исходя из выбора темы, была поставлена следующая цель: изучение естественной монополии как явления экономической жизни. Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач: - исследовать понятие «естественная монополия», выделить причины возникновения и обозначить роль в экономике естественных монополий; - изучить государственное регулирование естественных монополий, в частности, рассмотреть инструменты, с помощью которых оно осуществляется; - рассмотреть функционирование естественных монополий в Российской Федерации. Объектом исследования являются естественные монополии в современной экономике и их специфика в России. Предметом исследования – экономические отношения, возникающие в связи с функционированием естественных монополий.
Введение.................................................................................................................
3
Глава 1 Возникновение и роль естественных монополий в экономике
Причины возникновения естественных монополий..................................
4
Роль естественных монополий в экономике..............................................
9
Глава 2 Государственное регулирование естественных монополий.
Необходимость регулирования естественных монополий......................
12
2.2 Графическая интерпретация естественной монополии...........................
15
2.3 Инструменты регулирования......................................................................
17
Глава 3 Естественные монополии в Российской Федерации
3.1 Деятельность естественных монополий в Российской Федерации.........
26
Заключение............................................................................................................
34
Список используемой литературы......................................
3. Национальная безопасность (учет национальных экономических и политических интересов страны):
Наличие этой причины в системе причин возникновения естественных монополий носит специфический характер и имеет отношение только к определенным экономическим системам, желающим контролировать свою национальную экономическую безопасность. Не секрет, что естественные монополии представляют собой стратегические предприятия, на которые возложены задачи по поддержанию безопасности, внешнеполитических целей и сохранению единого экономического пространства. Исходя из целей сохранения национальной экономической безопасности, целесообразно иметь в ряде отраслей монопольные компании, подконтрольные государству, не отдавая их в сферу конкурентных отношений, способных подорвать государственные интересы [3].
1.2 Роль естественных монополий в экономике
Многие
из отраслей естественных монополий
являются стратегически важными
сферами в экономическом
Естественные
монополисты - это предприятия, занимающие
важное место в экономике страны
и способные существенно влиять
на экономический рост и увеличивать
его темпы, например, за счет стабильности
в стоимости энергоресурсов и
транспортных перевозок железной дорогой.
Своевременное переоснащение
Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.
Также
необходимо отметить тот факт, что
естественные монополисты способны
оказывать влияние на политическую
и общественную жизнь страны. Этот
факт нередко проявляется в
На мировой арене Россия все более заявляет о себе как об «энергетической державе», активно оказывая влияние на энергетические рынки. Правда, здесь кроется определенная опасность для России - стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран - импортеров. Избежать такого положения в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, в которой отдельное место в поставках должно отводиться не одной стране, а группе стран. Например, проект прокладки нефтепровода и газопровода с месторождений в Западной Сибири до Тихоокеанского побережья (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО — строящийся трубопровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края Российской Федерации и обеспечить выход на Рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона) [4] позволит «убить двух зайцев сразу»: газифицировать дальневосточные районы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории все того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы, как минимум, четырем странам (США, Япония, Южная Корея и быстро развивающийся Китай). Соответственно возрастет политическая и экономическая роль России в этом регионе. Также начинает реализовываться проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который свяжет Россию и Западноевропейские страны. Данный проект позволит экспортировать российскую нефть, потребителям напрямую, минуя территорию других государств. При этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки через эти страны и издержки, связанные с незаконным подключением к нефтепроводам и газопроводам.
Немаловажной отличительной особенностью российских естественных монополий можно считать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке успешно конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.
Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обусловливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что роль естественных монополий заключается в следующем:
Глава 2
Регулирование государством естественных монополий
С момента появления первых сложных машин и оборудования в конце XIX века постепенно стали развиваться сетевые структуры, имеющие первостепенное значение для жизни крупных городов и стран. К этим структурам относились система канализаций и водопровода в крупных городах, железнодорожное полотно, линии электропередач, соединяющие населенные пункты. Компании, создающие данную жизненно важную инфраструктуру, имели особое положение и статус в общественной, политической и экономической жизни общества. Данное положение компаний было выгодно как для самих компаний, так и для государства, но с развитием новых технологий, появлением новых экономических явлений и законов обществу потребовался эффективный способ контроля над хозяйственной деятельностью естественных монополий [5].
Именно обладание монопольной властью приводит к опасности её использования в корыстных целях, путём установления завышено необоснованных цен, вынуждающих общество нести потери (издержки монопольной властью).
Следующей причиной регулирования естественных монополий является национальная (в том числе социально-экономическая) безопасность страны. Монополист, представляющий собой отрасль, а соответственно способный оказывать влияние на экономические процессы в регионе и стране должен находиться под контролем органов государственной власти, а не наоборот. Очевидно, что естественный монополист влияет на органы государственной власти, создавая выгодные условия существования только для себя, но не для общества, таким образом, ставит под угрозу социальную сферу жизни общества.
Также регулирование деятельности естественных монополий необходимо для обеспечения стабильного экономического развития страны. Устанавливая тарифы или предоставляя доступ к своим сетям за плату, естественный монополист вносит существенный вклад в инфляцию, соответственно, уменьшает степень платежеспособности потребителей, что негативно отражается на экономике.
Важной причиной регулирования естественных монополий можно назвать специфику России как субъекта международных отношений. Речь идет об особенностях российской экономики: протяженность территории, суровый климат, стратегическое географическое положение и т.д. Из-за наличия таких специфических причин естественные монополисты должны регулироваться органами власти, поскольку являются объединяющим звеном в экономике страны.
В РФ регулированием деятельности естественных монополий занимались различные органы исполнительной власти, В топливно-энергетическом комплексе - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, производство электрической и тепловой энергии и предоставление услуг по их передаче, с 90-х гг, регулировалось Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональном уровне - Региональными энергетическими комиссиями (РЭК); в сфере общедоступной электрической и почтовой связи - Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи; железнодорожные перевозки; перевозки в труднодоступные районы Российской Федерации; услуги транспортных терминалов, морских и речных портов и аэропортов регулировались - Федеральной службой России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Необходимость упорядочения и координации тарифной антимонопольной политики привела к созданию единой Федеральной службы по тарифам (ФСТ), деятельность которой регламентируется «Положением о федеральной службе но тарифам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. [6].
Очевидность и необходимость регулирования естественных монополий является неоспоримой. Отсутствие государственного регулирования естественных монополий неизбежно приводит к целому ряду негативных для экономики и общества последствий. Среди них:
- возможное
завышение цен и снижение
- рост издержек производства у
- инфляция издержек;
- снижение
благосостояния населения
- игнорирование общественных интересов, ущерб для экономической и общей безопасности страны и т.п.
2.2 Графическая интерпретация естественной монополии
Естественная монополия –
Эта эффективность обусловлена особой
значимостью для таких отраслей роста
масштаба производства, когда долгосрочные
средние издержки производителя (long run
average cost, LAC) достигают своего минимума
и продолжают сохраняться на низком уровне
в течение длительного времени вместе
с ростом объема выпускаемой продукции.
Чем выше объем выпуска продукции, тем
ниже средние издержки, при этом предельные
издержки ниже средних при всех уровнях
объема производства. В графическом изображении
средние издержки такой фирмы имеют не
параболическую (U-образную), а L-образную
кривую (рис. 1). В такой отрасли наиболее
эффективный масштаб производства товара
близок к тому количеству, на которое рынок
предъявляет спрос по любой цене, достаточной
для покрытия издержек производства. Одна
фирма целиком может обеспечивать весь
спрос, предъявляемый на товар (услугу).
Рисунок 1 - Ценообразование в условиях естественной монополии
На рис.
1 показаны параметры издержек естественной
монополии. Приведены кривые спроса
и издержек производства для типичной
естественной монополии. Из-за больших
постоянных издержек кривая спроса (D)
пересекает кривую долгосрочных средних
издержек (LAC) в точке Е2, когда
средние издержки все еще понижаются.
Если отрасль - естественная монополия,
то выпуск продукции и цена установятся
на уровне Q1 и Р1 соответственно
точке (E), где пересекаются долгосрочные
предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и
предельный доход (MR), то есть условие
максимизации прибыли монополистом. Так
как в этом положении цена (Р1) превышает
величину средних издержек, естественный
монополист получает значительную прибыль
в размере прямоугольника Р1Е1МРм, а
цена значительно превышает предельные
издержки. Оптимальная, с точки зрения
общества, деятельность отрасли соответствует
уровню точки Е3, в которой долгосрочные
предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью
дополнительной единицы продукции для
потребителей, т.е. с кривой спроса D.
Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны
в силу того, что потребители были бы готовы
заплатить больше величины долгосрочных
предельных издержек за больший объем
производства продукции (кривая LMC расположена
ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает
Q3, то дополнительное производство
продукции превышает уровень имеющегося
на данную продукцию спроса (кривая LMC
расположена выше кривой спроса D). Таким
образом, выпуск продукции в объеме Q3
является оптимальным с точки зрения общества
в целом. Однако точка Е3 не может
быть точкой долгосрочного равновесия,
так как соответствующая ей цена ниже
величины LAC, а фирма не может длительно
существовать при отсутствии нормальной
прибыли. Минимизация LAC на длительном
интервале производства является фактором
сохранения высокого барьера вхождения
в отрасль и отсутствия конкурентов даже
при увеличении спроса на товар с D до D1.
Экономия на масштабе производства защищает
естественные монополии от опасности
появления конкурентов до тех пор, пока
новая технология не позволит ввести эффективное
производство в меньших размерах.
Нерегулируемая монополия
ограничивает выпуск продукции на уровне
Q1, и тем самым формирует чистые
потери общества в размере заштрихованной
площади Е1ЕЕ3 на рис. 2. Следовательно,
интересы эффективности требуют замены
рыночных сил: монопольного производителя
необходимо заставить производить больше
Q1 и назначить цену ниже Р1.