Задачи и общие функции государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль государства в современной экономике.
Задачи работы:
- определить, Функции государства в экономике;
- определить,отрицательные и положительные стороны рыночной экономики;
- рассказать о теориях государственного регулирования экономики;
- определить, задачи и общие функции государства в современной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Государство в экономике…………………………………………………..5
1.1.Функции государства. Отрицательные и положительные стороны рыночной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Государственное регулирование экономики…………………………….......12
1.3. Теория общественного выбора ………………………………………………12
Глава 2. Задачи и общие функции государства в современной экономике…….17
2.1. Причины возникновения и условия формирования рыночной экономики..17
2.2. Причины переосмысления роли государства в экономике…………………23
2.3. Общие функции государства в рыночной экономике……………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.Государство в  экономике…………………………………………………..5

1.1.Функции государства.  Отрицательные и положительные  стороны рыночной экономики…………………………………………………………………………….5

1.2. Государственное регулирование  экономики…………………………….......12

1.3. Теория общественного  выбора  ………………………………………………12

Глава 2. Задачи и общие  функции государства в современной  экономике…….17

2.1. Причины возникновения  и условия формирования рыночной  экономики..17

2.2. Причины переосмысления  роли государства в экономике…………………23

2.3. Общие функции государства  в рыночной экономике……………………….25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главный признак экономики  рыночного типа – раскрепощение  от внешнего вмешательства, подчиненные  законам и воле людей формы  и способы экономической деятельности, дающее возможность в полной мере проявиться хозяйственной самостоятельности  и инициативе. Коротко можно было бы дать такое определение: «Рыночная  экономика – это экономика  свободного предпринимательства»1.

Основной для любого государства  является факт государственного вмешательства  в экономику. Государство постоянно  балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства.

Государственное регулирование  рыночной экономики проявляется  двояко. Оно проявляется в государственном  формировании свода правил и ограничений  рыночной деятельности, его поддержки  и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию  в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут  политической и социальной структурами2. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений  в рыночной системе, иначе оно  превратится из эффективного стабилизатора  и регулятора в бюрократическую  надстройку, тормозящую развитие экономики.

Исходный принцип свободного выбора видов и форм деятельности в рыночной экономике не исчерпывает  понятия экономической свободы, которая имеет в виду также  возможность проникновения рынка, рыночных отношений в самые разнообразные  сферы экономической жизненной  деятельности.

Принцип всеобщности заслуживает  самостоятельного выделения, хотя он представляет в известной мере следствие принципа свободы выбора и осуществления  разных видов и форм экономической  деятельности. Он характеризует, прежде всего, проникновения рыночных отношений  во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику  рыночной.

Рыночная экономика не есть экономический мир, в котором  свободно покупается и продается  все без ограничения. Законы страны, государства призваны разумным образом  ограничивать продажу и покупку  земли, природных ресурсов, оружия, опасных для людей веществ, национальных культурных ценностей, духовного наследства и рядов других предметов, вещей. Ограничивается и деятельность в  форме оказания отдельных видов  услуг. В то же время все это  вместе взятое не противоречит тезису о всеобщем характере рынка в  рыночной экономике.

Цель работы: определить роль государства в современной экономике.

Задачи работы:

- определить, Функции государства в экономике;

- определить,отрицательные и положительные стороны рыночной экономики;

- рассказать о теориях  государственного регулирования  экономики;

- определить, задачи и общие функции государства в современной экономике.

Глава 1.Государство  в экономике

1.1.Функции государства.  Отрицательные и положительные  стороны рыночной экономики

Исходный принцип свободного выбора видов и форм деятельности в рыночной экономике не исчерпывает  понятия экономической свободы, которая имеет в виду также  возможность проникновения рынка, рыночных отношений в самые разнообразные  сферы экономической жизненной  деятельности.

Принцип всеобщности заслуживает  самостоятельного выделения, хотя он представляет в известной мере следствие принципа свободы выбора и осуществления  разных видов и форм экономической  деятельности. Он характеризует, прежде всего, проникновения рыночных отношений  во все сферы общественного производства. Иначе неправомерно называть экономику  рыночной.

Конечно, какие-то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономике. Точно также  элементы государственного планирования, регулирования экономических процессов, централизованного руководства  заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Так что экономику  можно считать рыночной только в  случае, когда товарно-денежные отношения  становятся превалирующими, проникают  во все сферы и секторы экономики.

Если в централизованной, "огосударствленной" экономике объектом свободной купли-продажи становятся только потребительские товары и отдельные виды услуг, то в условиях рыночной экономике сфера обменных процессов распространяет свое действие на подавляющее большинство видов продукции, товаров, услуг. Объектом купли-продажи становятся не только основные предметы потребления, но практически и все другие предметы, блага, услуги, включая средства производства.

Жилье в рыночной экономике, иные виды имущества, недвижимости являются объектом купли-продажи. Жилая площадь  не предоставляется, не распределяется государственными органами, а покупается и продается на рынке жилья.

Наличие рынка средств  производства и природных ресурсов - орудий труда, земли, природных богатств, скора, производственных зданий и сооружений, оборудования, машин, материалов, энергоносителей  и энергии - также неотъемлемые признак  рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение  этих видов экономических ресурсов заменяется свободной оптовой и  розничной продажей. Все объекты  обретают денежную стоимость и цену.

Рыночная экономика немыслима  без свободного рынка капитала - денег, валюты, ценных бумаг, - который  практически отсутствует в "огосударствленной" экономике либо представлен в ней в мизерных дозах и проявлениях.

Наконец, всеобщность рынка  и рыночных отношений проявляется  и в том, что в нем широко представлен рынок труда и  рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками на началах купли-продажи.

Рыночная экономика не есть экономический мир, в котором  свободно покупается и продается  все без ограничения3. Законы страны, государства призваны разумным образом ограничивать продажу и покупку земли, природных ресурсов, оружия, опасных для людей веществ, национальных культурных ценностей, духовного наследства и рядов других предметов, вещей. Ограничивается и деятельность в форме оказания отдельных видов услуг. В то же время все это вместе взятое не противоречит тезису о всеобщем характере рынка в рыночной экономике.

Важная экономическая  роль правительства заключается  в регулировании деятельности бизнеса, не отражающей государственные интересы. Правительство может потребовать  прекратить дискриминацию рабочих, предотвратить загрязнение окружающей среды или запретить производство небезопасных продуктов. Правительство  также должно принимать законы, в  частности антитрестовские, чтобы  пресечь антиконкурентную практику бизнеса, например фиксирование цен.

Многие виды деловой активности являются предметом правительственного регулирования. Например, существуют законы, которые запрещают использование  детского труда, защищают безопасность труда рабочих, пресекают дискриминацию  трудящихся по этническому признаку, возрасту или полу и определяют минимальный  размер заработной платы. Другие правительственные  постановления посвящены защите потребителей. Это постановления, гарантирующие  безопасность продуктов и запрещающие  продажу алкогольных напитков несовершеннолетним. Медицинские компании, разрабатывающие  новые препараты, перед тем как  пустить их в продажу, должны доказать эффективность разработанных ими  лекарственных средств. Более того, правительство требует, чтобы работники, практикующие во многих областях деятельности, включая медицину, юриспруденцию  и школьное образование, получали лицензии. Тестирование лекарств и профессиональное лицензирование являются регулирующими  методами защиты потребителя.

Правительственное регулирование  требует, чтобы бизнес предоставлял потребителям точную информацию. Например, фирмы, производящие продукты питания, обязаны предоставлять информацию о калорийности и составе продуктов, а банки - информацию о процентных ставках и условиях кредита для  потенциальных заемщиков.

Правительство может также  вводить ограничения, чтобы предотвратить  действия внешних эффектов, таких, как  загрязнение окружающей среды от автомобилей и фабрик.

Антитрестовские законы - это  федеральные законы, которые ограничивают антиконкурентную практику бизнеса4. Эти законы запрещают фирмам-производителям заключать соглашения по установлению фиксированных цен или ограничению предложения. Кроме того, они не допускают слияния фирм, которое ослабляет конкуренцию, поднимает цены или ограничивает выбор потребителя.

В промышленности, где одна монополия может производить  продукт при наименьших издержках, правительство может предоставить исключительную франшизу какой-либо фирме, но регулировать цены, чтобы фирма  не мога устанавливать слишком высоки е цены на свой товар или услугу.

Если от бизнеса требуют  выполнять правительственные постановления, то производственные издержки возрастают, и следствием этого может стать  повышение цен на товары. Общество так же несет административные издержки, связанные с разработкой и  выполнением правительственных  постановлений. Те правительственные  постановления, при выполнении которых  прибыли превышают издержки, представляют интерес для общества. Однако на практике трудно определить величину прибыли от выполнения таких постановлений, как предотвращение опасных условий труда или запрещение практики дискриминации рабочих, и сравнить затраты на их выполнение с прибылью, которая возникает при соблюдении правительственных законов.

Конкурентная рыночная система  направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех товаров и  услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует  применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных  технологий, методов организации  процессов производства, общественного  продукта, обеспечивающих более высокий  уровень производительности общественного  труда.

Она способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.

Действие "невидимой руки" во многом освобождает государство  от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.

Рыночная система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая  ее более эффективной без принуждения.

Предприниматель, или экономический  субъект свободно, на свой страх  и риск, добивается экономической  выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.

Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы  экономического роста, более высокий  доход на душу населения страны.

Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации  сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.

Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких  цен на продукцию и получения  экономической прибыли и сверхприбыли.

По мере ослабления конкуренции  подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.

Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые  способно небольшое количество крупных  фирм, становится привилегией монополистов.

Создается неравенство в  распределении доходов и полученного  общественного продукта. Развивается  дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.

Потребительский спрос, учитываемый  рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован  в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в  целом.

Информация о работе Задачи и общие функции государства в современной экономике