Задачи и общие функции государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить роль государства в современной экономике.
Задачи работы:
- определить, Функции государства в экономике;
- определить,отрицательные и положительные стороны рыночной экономики;
- рассказать о теориях государственного регулирования экономики;
- определить, задачи и общие функции государства в современной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Государство в экономике…………………………………………………..5
1.1.Функции государства. Отрицательные и положительные стороны рыночной экономики…………………………………………………………………………….5
1.2. Государственное регулирование экономики…………………………….......12
1.3. Теория общественного выбора ………………………………………………12
Глава 2. Задачи и общие функции государства в современной экономике…….17
2.1. Причины возникновения и условия формирования рыночной экономики..17
2.2. Причины переосмысления роли государства в экономике…………………23
2.3. Общие функции государства в рыночной экономике……………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.29 Кб (Скачать файл)

В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и  упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

Отсутствуют полная занятость  и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.

Рыночная экономическая  система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся  в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков  механизма рынка на экономику  и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого  капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических  систем5.

В действительность "чистой" рыночной экономической системы  не существует. Действуют смешанные  системы с различной степенью роли государственных структур в  экономике и различным уровнем  государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и  повышению ее социальной направленности.

1.2. Государственное  регулирование экономики

Рыночная экономика не может существовать и функционировать  без государственного регулирования. В этом свете термин «регулируемая  рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, так как подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишено смысла, если мы подчеркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны  государства.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования  в действие неизбежно вступают стихийные  регуляторы. Они также «наводят порядок» в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет государство, правят мафия, рэкет.

В цивилизованной рыночной экономике, характеризующейся наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, общенациональные интересы, и обладающей высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов  противостоит государственное регулирование.

Государственное регулирование  в заметной степени ассоциируется  с централизацией управления экономикой, поэтому к нему относятся положения, высказанные выше по отношению к  централизации.

Как правило, государственное  регулирование рыночной экономики  проявляется двояко. С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие  его надежной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно  проявляется в государственном  формировании свода правил и ограничений  рыночной деятельности, его поддержки  и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию  в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут  политической и социальной структурами. Государственное регулирование  рынка осуществляется посредством  законодательства, через государственное  планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Отличие государственного управления в централизованной и рыночной экономике  состоит в том, что в первом случае органы государственной власти приспособляют экономику к своим  политическим и экономическим интересам, к идеологическим доктринам, а во втором – управление строится в  соответствии с сутью рыночных отношений, с законами рынка, хотя и здесь  правительство не забывает о себе, и о тех, от кого оно зависит.

Найти оптимальное сочетание  рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных  подходов и критериев решения  этой проблемы экономической науки  практически не найдено. Можно лишь попытаться определить некоторые тенденции  в поиске оптимума. Организация, упорядочение, регламентация рынка не должен нарушать огромный потенциал самонастройки  рыночного механизма. Но и разгул конкурентной стихии при ослаблении регламентирующих «правил игры»  может иметь самые негативные и разрушительные для общества последствия, такие, как массовые банкротства, безработица, жульничество и фальсификация продуктов. Поэтому для каждых конкурентных условий оптимальным является максимум свободной конкуренции при адекватной организации и регламентации. Такой  механизм можно назвать механизм организованной конкуренции. Современный  инструментарий государственного вмешательства  в экономику нацелен на поддержание  подобного оптимизма.

1.3. Теория общественного  выбора 

Теория общественного  выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного  выбора опирается на три основные предпосылки:

Индивидуализм: люди действуют  в политической сфере, преследуя  свои личные интересы и нет грани  между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.

Концепция «экономического  человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в  данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а  блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают  политический рынок по аналогии с  товарным . Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного  выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку  они в немалой степени зависят  от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) — это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Для разрешения этого парадокса  существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг . Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.

Практика взаимной поддержки  депутатов путём «торговли голосами»  называется логроллингом . Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» — закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение (принятие), к нему добавляют всё новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Это таит в себе опасность для демократии, так как принципиально важные решения могут быть «куплены» предоставлением частичных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.

Государственные деятели  думают о том, как обеспечить успех  на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные  расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к  усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство  концентрирует в своих руках  всё большую власть, а экономика  оказывается в проигрыше.

Существуют экономические  предпосылки принятия неэффективных  решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает  негативное отношение избирателей  к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.

Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень — разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т. п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики». Второй уровень — практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.

Критерием справедливости и  эффективности политической системы  должно послужить распространение  правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного  выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять  защитительные функции и не брать  на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип  защиты порядка без вмешательства  в экономику. Блага общественного  пользования предлагается преобразовать  в товары и услуги, продаваемые  на рынке. Люди и фирмы заключают  сделки, осуществляют контракты с  взаимной выгодой без регламентации  со стороны государства.

 
Профессиональные экономисты демократических  стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения  в их странах принимаются через  процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто  является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются  избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое  будущее этих политиков зависит  от того, насколько они смогут удовлетворить  интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в конце 1960-х в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).

Занятые изучением общественного  выбора учёные рассматривают государство  как созданное людьми с целью  достижения через него своих собственных  целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться  с ним в одиночку, для того чтобы  направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы  было осуществлена процедура коллективного  принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые  могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося  в коллективное принятие решений, основными  же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые  для реализации принятого коллективного  решения.

Вывод: Представления о  рыночной экономике как купле-продаже  по свободным ценам не исчерпывает  всего многообразия рыночных отношений. В развитых странах рыночностью пропитана вся экономическая система, все формы хозяйственной деятельности. Рыночные отношения не только на рынке, но во всей экономике, а во многом – и в жизни.

Глава 2. Задачи и  общие функции государства в  современной экономике

2.1 Возникновение  и условия формирования рыночной  экономики

Рынок — это объективное  явление экономики, известное любому челове​ку, осуществляющему какие-либо покупки. Происходящие на рынках измене​ния интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение, которое по​зволило бы охватить все стороны столь сложного явления.

Информация о работе Задачи и общие функции государства в современной экономике