Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:24, реферат

Краткое описание

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 65.14 Кб (Скачать файл)

Еще одной принципиальной характеристикой государства выступает его существование в качестве территориальной организации. Имеется в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий и т.д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяется власть, правовые нормы государства, т.е. его юрисдикция.

С характеристикой государства как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд других принципиально важных специфических черт государства, которые отличают его от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются:

1. Монополия на принудительную  власть в отношении населения. Никакая иная организация общества  не имеет права на применение  силы, во всяком случае, без санкции  государства.

2. Суверенитет государственной  власти, т.е. ее верховенство и  независимость от какой-либо иной  власти, право и возможность осуществлять  внутреннюю и внешнюю политику  от имени всего общества внутри  и вне страны.

3. Издание законов и  правил, обязательных для всего  населения, без изъятия, граждан  данного государства.

4. Взимание налогов и  сборов на содержание государственного  аппарата, формирование общенационального  бюджета. Таким образом, сущность  государства состоит в том, что  его надо рассматривать как  определенную ассоциацию, члены  которой интегрируются в единое  целое публично-властными структурами  и отношениями. В государстве  как политической организации  особого рода воля всех членов  общества организуется в единую  волю, выступает как единая государственная  воля.

Такой подход облегчает понимание сущности государства. В истории общественно-политической и правовой мысли существует несколько тенденций понимания социального назначения государства. Одна из них - теория индивидуальной свободы человека и обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо вмешательства (А. Смит, С. Милль, Б. Констант, Дж. Локк). В этой теории главным полагается наличие экономической и личной свободы. Негативным ее последствием является глубокое неравенство граждан.

Другая теория, разработанная Ж.-Ж. Руссо, не противопоставляла индивидуальную свободу равенству. Согласно этой теории, принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой - обеспечение равенства. Эта тенденция развита в трудах П. Новгородцева, который полагал, что необходимо развить принцип равенства в сторону уравнения социальных условий жизни.

По мере развития общества преобладает подход, ориентированный на усиление социального назначения государства, которое выражается в сглаживании несправедливости, неравенства. Именно государство должно осуществлять свою деятельность в сфере защиты прав человека.

Социальное назначение государства состоит в перераспределении доходов между слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы. Необходимо государственное финансирование научных исследований и культурных программ.

В качестве перспективной цели государство должно стремиться к выравниванию положения людей.

Функции государства

Функции государства представляют собой направления деятельности государства, соответствующие главным задачам определенного исторического этапа, проявляющие его сущность и дающие ему тем самым определенную социально-политическую характеристику. Функциями государства являются только основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

По мнению А. Денисова, термин «функция государства» в теории государства применяется для характеристики:

содержания многообразной деятельности государства;

правовой формы деятельности органов государства, например, законодательной (функция законодательствования), исполнительной (функция управления) или судебной деятельности (функция правосудия);

полномочий (компетенции) отдельных органов государства.

Внешние и внутренние функции государства классифицируются исходя из характера и специфики тех отношений, на которые они воздействуют. Таким образом, функции государства можно классифицировать по основным сферам общественной жизни. Каждое государство, независимо от условий, в которых протекает его деятельность, осуществляет собственно-политические, экономические и идеологические функции.

Поскольку главные задачи государства, обусловленные экономической основой и социальной структурой общества, не зависят от субъективного усмотрения государственной власти, постольку и основные направления деятельности государства носят постоянный, объективный характер. Основное направление деятельности государства осуществляется в течение всего исторического периода, в условиях которого решается данная главная задача. Следовательно, значение понятия «функция государства» состоит в том, что, охватывая узловое, кардинальное направление осуществления государственной власти, эта категория, прежде всего, служит выявлению социальной роли государства. В связи с тем, что эта роль проявляется как во внутренних, так и в международных отношениях, основные функции государства делятся на внутренние и внешние. Первые показывают, какова роль государства в жизни данного общества, вторые - какова его роль во взаимоотношениях с другими государствами.

Можно выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства:

1. Функция государства - это  не любое, а именно основное, главное  направление его деятельности, без  которого государство на данном  историческом этапе либо на  протяжении всего своего существования  обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность  государства в той или иной  сфере: в экономике, политике, охране  природы и др.

2. В функциях предметно  выражается самое глубинное и  устойчивое в государстве - его  сущность. Поэтому через функции  можно познать сущность государства, его многосторонние связи с  обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает  стоящие перед ним задачи по  управлению обществом, а его деятельность  приобретает практическую направленность.

4. Функции государства - понятие  управленческое. Они конкретизируют  цели государственного управления  на каждом историческом этапе  развития общества.

5. Реализуются функции  в определенных (преимущественно  правовых) формах и особыми, характерными  для государственной власти, методами.

Классификация функций государства

Существует множество оснований (критериев) классификаций функций государства. Их пытаются подразделять на следующие виды:

В зависимости от продолжительности их существования - на 1) постоянные и 2) временные.

В зависимости от социальной значимости: 1) выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или 2) представляющие, конкретизирующие в себе интересы всего общества.

От сфер их «приложения» и осуществления: 1) политические, 2) идеологические, 3) социальные, 4) экономические.

В зависимости от форм их реализации: 1) правотворческие, 2) правоохранительные, 3) правоприменительные.

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функции федерации и субъектов. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые

на территории единого, лишь в административно-территориальном плане разделенного на регионы государства.

В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

Традиционным является деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач.

Внутренние функции. Свои задачи государство осуществляет в трех сферах общественной жизни: экономике, политике, духовной жизни (идеология, общественная психология, культура, мораль и т.п.). В соответствии с этим можно выделить следующие основные внутренние функции государства:

а) в области политической - функцию защиты конституционного строя;  
б) в области экономической - функцию регулирования имущественных отношений и хозяйственной деятельности;  
в) в области духовной - формирование идеологических основ государства.

Государство осуществляет следующие мероприятия:

регулирование и программирование развития отдельных отраслей национальной экономики;

исследования по прогнозированию научно-технического прогресса и экономического развития страны, с широким применением системного подхода и экономико-математических методов;

создание и непрерывная модернизация государственного аппарата, ведающего проблемами экономического характера;

контроль за соответствием государственного и негосударственного секторов экономики;

активное воздействие на темпы обновления основного капитала, на норму накопления и структурные сдвиги в экономике;

выступление механизма государственной власти в роли основного организатора и заказчика научных исследований.

К числу внутренних функций относятся: охрана права собственности; установление и охрана правопорядка в обществе; охрана прав и свобод граждан; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная функция; природоохранная (экологическая); функция финансового контроля и другие функции, определяющиеся природой данного государства, его формой.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами.

Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности, а также в значительной мере - от его идеологической обусловленности.

Так, влияние идеологической и политической установки особенно ярко прослеживалось в целях, задачах и, соответственно, внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись такие функции, как взаимопомощь и тесное сотрудничество с государствами мировой системы социализма, функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами.

Современная политика России выдвигает и осуществляет следующие внешние функции: интеграция России в мировую экономику; поддержание мирового порядка; функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; функция совместного решения с другими государствами глобальных энергетических, экономических, демографических и иных проблем современности.

Остановимся более подробно на некоторых внутренних функциях.

Экономическая функция отражает роль государства в области хозяйствования:

структурная перестройка российской экономики;

преимущественная поддержка стратегических, высоко конкурентных на мировом рынке и социально-значимых для России производств;

демонополизация производства;

целенаправленная инвестиционная политика;

отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и внешнем рынке;

реформа экономического механизма аграрного сектора;

приостановка спада производства;

формирование современной системы расчетов.

Социальная функция проистекает из статьи 7 Конституции России, в которой записано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание данной функции многообразно:

в государстве охраняется труд и здоровье людей;

устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей;

развивается система социальных служб;

устанавливаются государственные пенсии.

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких явлений, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы, она должна способствовать стабилизации уровня жизни населения и более равномерному распределению бремени экономических трудностей между различными группами населения.

В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но одновременно действует и механизм обновления функций. На появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайные процессы, а не только та или иная степень зависимости от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.

Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и других задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в этом смысле государственная организация общества приобретает большую социальную ценность.

Уже ранние города-государства берут на себя общезначимые социальные функции и, прежде всего, функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, керамика и т.п.).

Общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую национальную ценность государству, хотя порой приобретало и причудливые формы.

Информация о работе Занятость и безработица