Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:24, реферат
Краткое описание
Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы
Еще одной принципиальной характеристикой
государства выступает его существование
в качестве территориальной организации.
Имеется в виду разделение населения по
территориальному признаку и территориальная
целостность государства. Если негосударственные
организации в состоянии объединять людей
по мировоззрению, политическим устремлениям,
роду занятий и т.д., то специфическая черта
государственной организации состоит
в объединении населения определенной
территории с последующим разделением
последней на административно-территориальные
единицы. Другими словами, эта черта заключается
в строгом ограничении государством своей
территории. На эту территорию распространяется
власть, правовые нормы государства, т.е.
его юрисдикция.
С характеристикой государства
как особой организации политической
власти, как структурной и территориальной
организации тесно связан и целый ряд
других принципиально важных специфических
черт государства, которые отличают его
от других элементов политической системы
общества. Важнейшими среди них являются:
1. Монополия на принудительную
власть в отношении населения.
Никакая иная организация общества
не имеет права на применение
силы, во всяком случае, без санкции
государства.
2. Суверенитет государственной
власти, т.е. ее верховенство и
независимость от какой-либо иной
власти, право и возможность осуществлять
внутреннюю и внешнюю политику
от имени всего общества внутри
и вне страны.
3. Издание законов и
правил, обязательных для всего
населения, без изъятия, граждан
данного государства.
4. Взимание налогов и
сборов на содержание государственного
аппарата, формирование общенационального
бюджета. Таким образом, сущность
государства состоит в том, что
его надо рассматривать как
определенную ассоциацию, члены
которой интегрируются в единое
целое публично-властными структурами
и отношениями. В государстве
как политической организации
особого рода воля всех членов
общества организуется в единую
волю, выступает как единая государственная
воля.
Такой подход облегчает понимание
сущности государства. В истории общественно-политической
и правовой мысли существует несколько
тенденций понимания социального назначения
государства. Одна из них - теория индивидуальной
свободы человека и обязанности государства
гарантировать эту свободу от чьего-либо
вмешательства (А. Смит, С. Милль, Б. Констант,
Дж. Локк). В этой теории главным полагается
наличие экономической и личной свободы.
Негативным ее последствием является
глубокое неравенство граждан.
Другая теория, разработанная
Ж.-Ж. Руссо, не противопоставляла индивидуальную
свободу равенству. Согласно этой теории,
принципу равенства должно быть подчинено
все, в том числе и власть, задача которой
- обеспечение равенства. Эта тенденция
развита в трудах П. Новгородцева, который
полагал, что необходимо развить принцип
равенства в сторону уравнения социальных
условий жизни.
По мере развития общества преобладает
подход, ориентированный на усиление социального
назначения государства, которое выражается
в сглаживании несправедливости, неравенства.
Именно государство должно осуществлять
свою деятельность в сфере защиты прав
человека.
Социальное назначение государства
состоит в перераспределении доходов
между слоями общества через систему налогов,
государственный бюджет, специальные
социальные программы. Необходимо государственное
финансирование научных исследований
и культурных программ.
В качестве перспективной цели
государство должно стремиться к выравниванию
положения людей.
Функции государства
Функции государства представляют
собой направления деятельности государства,
соответствующие главным задачам определенного
исторического этапа, проявляющие его
сущность и дающие ему тем самым определенную
социально-политическую характеристику.
Функциями государства являются только
основные направления его деятельности,
выражающие сущность и социальное назначение,
цели и задачи государства по управлению
обществом в присущих ему формах и присущими
ему методами.
По мнению А. Денисова, термин
«функция государства» в теории государства
применяется для характеристики:
содержания многообразной деятельности
государства;
правовой формы деятельности
органов государства, например, законодательной
(функция законодательствования), исполнительной
(функция управления) или судебной деятельности
(функция правосудия);
полномочий (компетенции) отдельных
органов государства.
Внешние и внутренние функции
государства классифицируются исходя
из характера и специфики тех отношений,
на которые они воздействуют. Таким образом,
функции государства можно классифицировать
по основным сферам общественной жизни.
Каждое государство, независимо от условий,
в которых протекает его деятельность,
осуществляет собственно-политические,
экономические и идеологические функции.
Поскольку главные задачи государства,
обусловленные экономической основой
и социальной структурой общества, не
зависят от субъективного усмотрения
государственной власти, постольку и основные
направления деятельности государства
носят постоянный, объективный характер.
Основное направление деятельности государства
осуществляется в течение всего исторического
периода, в условиях которого решается
данная главная задача. Следовательно,
значение понятия «функция государства»
состоит в том, что, охватывая узловое,
кардинальное направление осуществления
государственной власти, эта категория,
прежде всего, служит выявлению социальной
роли государства. В связи с тем, что эта
роль проявляется как во внутренних, так
и в международных отношениях, основные
функции государства делятся на внутренние
и внешние. Первые показывают, какова роль
государства в жизни данного общества,
вторые - какова его роль во взаимоотношениях
с другими государствами.
Можно выделить следующие наиболее
существенные признаки функций государства:
1. Функция государства - это
не любое, а именно основное, главное
направление его деятельности, без
которого государство на данном
историческом этапе либо на
протяжении всего своего существования
обойтись не может. Это устойчивая,
сложившаяся предметная деятельность
государства в той или иной
сфере: в экономике, политике, охране
природы и др.
2. В функциях предметно
выражается самое глубинное и
устойчивое в государстве - его
сущность. Поэтому через функции
можно познать сущность государства,
его многосторонние связи с
обществом.
3. Выполняя свои функции,
государство тем самым решает
стоящие перед ним задачи по
управлению обществом, а его деятельность
приобретает практическую направленность.
4. Функции государства - понятие
управленческое. Они конкретизируют
цели государственного управления
на каждом историческом этапе
развития общества.
5. Реализуются функции
в определенных (преимущественно
правовых) формах и особыми, характерными
для государственной власти, методами.
Классификация функций государства
Существует множество оснований
(критериев) классификаций функций государства.
Их пытаются подразделять на следующие
виды:
В зависимости от продолжительности
их существования - на 1) постоянные и 2)
временные.
В зависимости от социальной
значимости: 1) выражающие преимущественно
интересы правящих классов, слоев и групп,
или 2) представляющие, конкретизирующие
в себе интересы всего общества.
От сфер их «приложения» и осуществления:
1) политические, 2) идеологические, 3) социальные,
4) экономические.
В зависимости от форм их реализации:
1) правотворческие, 2) правоохранительные,
3) правоприменительные.
Классификация функций государства
проводится также на основании территориального
масштаба, в пределах которого они реализуются.
В федеративном государстве - это функции
федерации и субъектов. В унитарном государстве
- это функции, осуществляемые
на территории единого, лишь
в административно-территориальном плане
разделенного на регионы государства.
В конфедерации - это координирующие
функции всего сообщества (союза) государств
и функции, которые реализуются на территории
каждого из участников этого союза государств.
Традиционным является деление
функций на внутренние и внешние.
Внутренние функции представляют
собой основные направления разнообразной
деятельности государства, обусловленные
необходимостью решения стоящих перед
ним внутренних задач.
Внутренние функции. Свои задачи
государство осуществляет в трех сферах
общественной жизни: экономике, политике,
духовной жизни (идеология, общественная
психология, культура, мораль и т.п.). В
соответствии с этим можно выделить следующие
основные внутренние функции государства:
а) в области политической -
функцию защиты конституционного строя;
б) в области экономической - функцию регулирования
имущественных отношений и хозяйственной
деятельности;
в) в области духовной - формирование идеологических
основ государства.
Государство осуществляет следующие
мероприятия:
регулирование и программирование
развития отдельных отраслей национальной
экономики;
исследования по прогнозированию
научно-технического прогресса и экономического
развития страны, с широким применением
системного подхода и экономико-математических
методов;
создание и непрерывная модернизация
государственного аппарата, ведающего
проблемами экономического характера;
контроль за соответствием
государственного и негосударственного
секторов экономики;
активное воздействие на темпы
обновления основного капитала, на норму
накопления и структурные сдвиги в экономике;
выступление механизма государственной
власти в роли основного организатора
и заказчика научных исследований.
К числу внутренних функций
относятся: охрана права собственности;
установление и охрана правопорядка в
обществе; охрана прав и свобод граждан;
функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная
функция; природоохранная (экологическая);
функция финансового контроля и другие
функции, определяющиеся природой данного
государства, его формой.
Внешние функции государства
представляют собой основные направления
деятельности государства, непосредственно
связанные с решением стоящих перед ним
на международной арене задач и целей.
Эти функции зависят от политического
режима, типа государства, от этапов развития
одного и того же государства, от складывающейся
в мире обстановки, от характера взаимоотношений
между государствами.
Цели и задачи, а вместе с ними
и некоторые функции государства в решающей
степени зависят от социально-классовой
сущности и содержания, его социально-классовой
предопределенности, а также в значительной
мере - от его идеологической обусловленности.
Так, влияние идеологической
и политической установки особенно ярко
прослеживалось в целях, задачах и, соответственно,
внешних функциях Советского государства.
Среди них выделялись такие функции, как
взаимопомощь и тесное сотрудничество
с государствами мировой системы социализма,
функция поддержки национально-освободительных
движений и сотрудничества с развивающимися
странами.
Современная политика России
выдвигает и осуществляет следующие внешние
функции: интеграция России в мировую
экономику; поддержание мирового порядка;
функция внешнеэкономического сотрудничества
и широкого привлечения иностранных инвестиций;
функция совместного решения с другими
государствами глобальных энергетических,
экономических, демографических и иных
проблем современности.
Остановимся более подробно
на некоторых внутренних функциях.
Экономическая функция отражает
роль государства в области хозяйствования:
структурная перестройка российской
экономики;
преимущественная поддержка
стратегических, высоко конкурентных
на мировом рынке и социально-значимых
для России производств;
демонополизация производства;
целенаправленная инвестиционная
политика;
отстаивание интересов российских
компаний на внутреннем и внешнем рынке;
реформа экономического механизма
аграрного сектора;
приостановка спада производства;
формирование современной системы
расчетов.
Социальная функция проистекает
из статьи 7 Конституции России, в которой
записано: «Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека».
Содержание данной функции
многообразно:
в государстве охраняется труд
и здоровье людей;
устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда;
обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых людей;
развивается система социальных
служб;
устанавливаются государственные
пенсии.
Социальная функция государства
направлена на смягчение и преодоление
таких явлений, как бедность, углубление
неравенства и рост безработицы, она должна
способствовать стабилизации уровня жизни
населения и более равномерному распределению
бремени экономических трудностей между
различными группами населения.
В государственности того или
иного общества сохраняется преемственность
функций, но одновременно действует и
механизм обновления функций. На появление
новых функций влияют самоорганизационные,
субъективные и даже случайные процессы,
а не только та или иная степень зависимости
от изменения основных признаков, прежде
всего формы государства.
Наименее изменчиво и наиболее
стабильно общесоциальное содержание
функций государства то, которое формируется
для решения основных социальных, политических,
в том числе геополитических, экономических
и других задач, затрагивающих интересы
всего общества на длительном историческом
пути его жизнедеятельности. Основные
общесоциальные функции обеспечивают
существование, благополучие, а порой
и выживание самого общества. Именно в
этом смысле государственная организация
общества приобретает большую социальную
ценность.
Уже ранние города-государства
берут на себя общезначимые социальные
функции и, прежде всего, функцию обеспечения
производящей экономики (земледелие, скотоводство,
металлургия, керамика и т.п.).
Общесоциальное содержание
функций, которое сохранялось на протяжении
всей истории государственности, придавало
большую национальную ценность государству,
хотя порой приобретало и причудливые
формы.