Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 21:34, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
1. раскрыть понятия занятость и безработица;
2. проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
3. провести исследования занятости и безработицы в Красноярском крае и в районах Нижнего Приангарья
4. выявить социальные последствия безработицы и пути её снижения
Введение. 3
Глава 1: Понятие безработицы и полной занятости 5
§ 1.1 Занятость и безработица как элементы рынка труда 5
§2.2. Безработица и причины её образования. Типы безработицы 8
Глава 2: Занятость и безработица в России. 24
§ 2.1 Анализ рынка труда по России 24
§ 2.2 Проблема «скрытой» безработицы в России 30
§ 2.3 Анализ рынка труда по Красноярскому краю 33
Глава 3. Методы борьбы с безработицей 35
§ 3.1 Социальные последствия безработицы. 35
§ 2.3 Пути снижения безработицы в России , государственная политика занятости 38
Заключение 43
Список литературы 46
Приложения 48
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.
Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости».
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
А) Создание условий для роста спроса на товары. Занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Б) Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Мужчинам разрешается уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Досрочная пенсия позволяет предотвратить увеличение армии безработных. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
В) Реализация программ поддержки молодых работников. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Заключение
Из классических форм безработицы в экономике России отмечается рост фрикционной и структурной форм. Уровень циклической безработицы вырос после финансового кризиса в августе 1998 года, но снизился с началом промышленного подъема 1999 года. Вместе с тем растет застойная (хроническая) безработица, связанная с низкой мобильностью и слабой конкурентоспособностью безработных на рынке труда.
Безработица в России носит ярко выраженный региональный характер. Это социальное явление в наибольшей мере затронуло менее развитые, аграрные регионы и регионы с наиболее высокой долей ВПК.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению уровня безработицы. Общий потенциал безработных в России в 1997г. оценивался в 15% экономически активного населения, а к середине 2001 года он снизился до 8,5%., на февраль 2007г уровень безработицы составил 7,2 %
Государственными мерами борьбы с безработицей в России являются:
-создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;
-поощрение государственными
субсидиями частичной
-долгосрочный выход на пенсию
широко использовался для
-расширение программ
- социальная помощь безработным через пособия по безработице.
Однако, в целом относительно спокойное отношение государственных органов к проблемам занятости вызывает тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные) скрытые виды женской и молодежной безработицы во многих регионах становятся факторами нарастающих социальных опасностей. Эти категории безработных, потерявшие работу вследствие структурно- регрессивных спадов производства, кризисно- депрессивного состояния того или иного региона, пополняют трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток и т.д.
Путь выхода из кризиса определяется прежде всего стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.
Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.
Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.
В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Проблема существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Возможно, в ближайшем будущем, при сохранении нынешних темпов экономического роста, ситуация исправится. Дело в том, что уже сейчас потребности экономики значительно превышают предложение со стороны экономически активного населения. Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированы, в основном, на молодежь. Ведь именно им в будущем придется взять на себя все бразды правления государством и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.
Список литературы
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда», учебник для вузов. М.:ЮНИТИ,1999г.
2. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противостояния безработице», М.: Знание, 1992г.
3. Булатов А.С. «Экономическая теория». М.: Экономист, 2003г.
4. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда» курс лекций. М.: ЛОГОС, 2001г.
5. Кашепов А. «Проблема предотвращения массовой безработицы в России» // Вопросы экономики. М., 1995г., №5.
6. Котляр С. «Методология оценки безработицы» // «Человек и труд» – № 8, 1993г.
7. Иохин В.Я. «Экономическая теория: Учебник». М.: Экономист, 2005г.
8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. «Экономикс» в 2-х томах. - М.: Республика,1995г.
9. Рофе А. И. и др. «Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда» учебное пособие. М.: «МИК», 1998г.
10. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. «Экономика труда» учебное пособие. М.:ИНФРА 2000г.
11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», 1993
12. Сакс Д. «Рыночная экономика и Россия», М.: Экономика, 1995
13 Костин Л.А.
«Российский рынок труда»
14. Материалы сайта Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/
15. Материалы сайта Красноярского края http://www.regnum.ru/
16. Материалы сайта информационного агентства «Финмаркет» - http://www.finmarket.ru/
17. Материалы сайта Федеральной Государственной службы статистики - http://www.rostrud..ru/
18. Материалы сайта КАДРОВИК.РУ (кадровый портал)
19. Материалы информационного агентства «ИКД»
Движение рабочей силы на рынке труда
Стрелки вниз – давление конкуренции покупателей;
Стрелки вверх – давление конкуренции продавцов.
Приложение 3
Кривая Филипса
где - годовой темп прироста номинальной ставки заработной платы, %;
u - текущий уровень безработицы, %.
Приложение 4
Приложение 5