Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:53, реферат
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п.
1. ВВЕДЕНИЕ 4
2. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА 4
2.1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
2.2. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ 7
2.3. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ЗАКОНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ 12
2.4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ 14
2.5. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) И ТРАНСАКЦИАННОЕ ИЗДЕРЖКИ 17
3. ПРИБЫЛЬ 18
3.1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 18
3.2. ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ 20
3.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ 20
3.4. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ 21
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ |
4 |
2. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА |
4 |
2.1. ПОНЯТИЕ
ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ИХ |
4 |
2.2. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ |
7 |
2.3.
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И |
12 |
2.4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ |
14 |
2.5. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) И ТРАНСАКЦИАННОЕ ИЗДЕРЖКИ |
17 |
3. ПРИБЫЛЬ |
18 |
3.1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ |
18 |
3.2. ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ |
20 |
3.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ |
20 |
3.4. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ |
21 |
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
23 |
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
24 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят всё же тактический характер и, в конечном счёте, подчинены решению главной стратегической задаче – получение возможно большей прибыли.
Главным ограничителем прибыли являются издержки производства. Производство любого товара требует затрат ресурсов, которые имеют определенные цены. Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит, во-первых, от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, а во-вторых, от цены, по которой товар будет продаваться на рынке.
Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Снижение затрат и максимизация прибыли являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Издержки, которые фирма или отрасль несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов. Количество многих используемых ресурсов - живого труда, сырья, топлива, энергии и т.д. – может быть изменено легко и быстро. Другие ресурсы требуют большего времени для освоения. Например, мощность обрабатывающего предприятия, т.е. площадь его производственных помещений и количество машин и оборудования, может быть изменена лишь в течение значительного периода времени. В некоторых отраслях тяжелой промышленности изменение производственных мощностей может занять несколько лет. Поэтому, прежде чем менять что-либо, любая фирма перед началом производства должна четко представлять себе, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене будет продаваться продукция и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести.
2. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
2.1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Предложение товаров или услуг на рынке ограничено затратами на их производство. Дело в том, что любое производство товаров или услуг связано с вложением труда, капитала и природных ресурсов, которые представляют собой факторы или ресурсы производства. Причем для производства каждого вида продукции или услуги существует свой набор факторов. Но все же основными компонентами, используемыми в процессе производства, являются предметы труда, средства труда и сам труд.
Под предметами труда понимают все объекты или их отдельные свойства, на которые воздействует человек при изготовлении необходимых ему товаров или услуг. Средства труда определяют вещи или комплекс вещей, посредством которых человек воздействует на предметы труда и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. Труд же представляет собой целесообразную деятельность человека, направленную на производство материальных и духовных благ.1
Производство продукта или услуги возможно в результате использования различных факторов в различных сочетаниях и пропорциях. Дело в том, что факторы производства обладают свойством взаимозаменяемости. Это обусловлено как спецификой самого продукта или услуги, так и ограниченностью ресурсов производства и необходимостью их эффективного использования. Но независимо от взаимозаменяемости и сочетания факторов производства сумма всех затрат на производство товаров и услуг представляет собой издержки производства2. Итак, «издержки производства – это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товаров. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства»3.
Все издержки производства представляют собой альтернативные издержки, или издержки выбора.
Существуют различные варианты классификации издержек производства. Прежде всего надо выделить экономические издержки и бухгалтерские издержки.
Экономические издержки
Экономические издержки представляют собой альтернативные издержки в форме внешних (явных) и внутренних (неявных) издержек.
«К внешним, или явным издержкам относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги».4 К таким затратам относятся, например, заработная плата наемным работникам, выплата процентов по кредиту, рента за аренду земли, плата за сырье и материалы, различные транспортные расходы и многое другое. В обобщенном виде можно сказать, что это те затраты, которые подкрепляются платежными документами и проходят учет бухгалтерских документах.
«Внутренние, или неявные (скрытые) издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Это расходы, которые
выступают в форме денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий»5. Оценка внутренних издержек осуществляется либо с помощью приравнивания стоимости собственных ресурсов к рыночным ценам идентичных ресурсов, которые пришлось бы оплатить, если бы предприятие не располагало ими, либо путем определения денежных платежей, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем (из возможных) способе его применения.
«К внутренним издержкам относится также и возмещение усилий, сопряженных с реализацией предпринимательского таланта, риском, управлением предприятием»6.
Вся совокупность усилий и риска предпринимателя возмещается в форме дохода, называемого нормальной прибылью. Следовательно, во внутренние издержки включается также нормальная прибыль как вознаграждение за предпринимательский талант по управлению предприятием.
Бухгалтерские издержки
Бухгалтерские издержки отличаются от экономических тем, что они не включают альтернативную стоимость факторов производства, принадлежащих владельцам производства. Иными слова, бухгалтерские издержки включают в себя только явные затраты или издержки.
На учет издержек производства существенное влияние оказывает фактор времени – тот период, за который происходит оценка как осуществленных затрат, так и полученных результатов. Поэтому, исходя из учета фактора времени, издержки производства следует анализировать отдельно в краткосрочном и долгосрочном периодах. При этом применение этих понятий не должно ассоциироваться со строго определенным промежутком времени. Для каждой отдельной отрасли эти понятия изменяются в довольно широком диапазоне. Поэтому для разделения краткосрочного и долгосрочного периодов используется критерий неизменности или изменяемости условий производства. Краткосрочный период – это период фиксированных производственных мощностей. Он разный для предприятий различных отраслей. Например, в растениеводстве в умеренном поясе – это год; в металлургии – где-то пять лет и более; в розничной торговле – это могут быть недели или даже дни, и т.п. Долгосрочный период – период изменяющихся мощностей, т.е. период, связанный с реорганизацией, модернизацией, реконструкцией производства. Следовательно, в этом случае изменяются и все виды издержек как результат изменения стоимостной оценки каждого из используемых ресурсов.
Любые издержки производства зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения, описывается функцией издержек. Функция издержек связана с производственной функцией. Производственная функция представляет собой математическую формулу зависимости между максимальным объемом производства и комбинацией факторов производства. В теории производства традиционно используется двухфакторная, производственная функция вида: Q = f (L, K). Она характеризует зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количествами применяемых ресурсов труда (L) и капитала (K). Двухфакторная производственная функция может иметь как табличную, так и графическую форму. Графической формой производственной функции является изокванта. «Изоквантой называется геометрическое место точек, соответствующих всем комбинациям двух ресурсов, способным произвести заданный объем продукта»7. Ряд изоквант, отражающий наиболее максимально достижимый выпуск продукции при любом данном наборе факторов производства, представляет карта изоквант. Угол наклона изокванты соответствует предельной норме технической замены одного ресурса другим. Чем дальше изокванта от начала координат, тем большему объему выпуска она соответствует (Рис.1. Из книги Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 101).
Рис. 1. Карта изоквант
Производственная функция общего вида не разграничивает ресурсы, предполагая их равное участие в процессе производства. Для оценки же влияния каждого вида ресурсов на динамику выпуска продукции используется анализ производственной функции во временных промежутках разной протяженности (краткосрочный и долгосрочный периоды)8.
2.2. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
Краткосрочный временной период – это временной промежуток, в течении которого производственный мощности остаются постоянными. В рамках краткосрочного периода объем производства может регулироваться лишь с помощью изменения объемов переменных факторов производства.
В краткосрочном периоде при стабильности основополагающих условий производства его издержки подразделяются на постоянные и переменные. Это связано с тем, что обеспечения постоянных затрат определяют постоянные издержки, соответственно, переменных затрат – переменные издержки. «К постоянным издержкам (FC – fixed cost) относятся те затраты, которые не изменяют своей величины с изменением (сокращением или увеличением) объема выпускаемой продукции»9. К таким издержкам относятся затраты, связанные с использованием зданий, сооружений, машин, оборудования, т.е. амортизация, а также затраты на содержание персонала, рента и процент. Эти издержки предприятие вынуждено нести независимо от степени задействования производственных мощностей, сокращения или расширения объема выпускаемой продукции. Зависимость динамики постоянных издержек в ответ на изменение объема выпуска продукции модно представить на графике следующим образом (Рис.2. Из книги Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 102).
Рис.2. Постоянные издержки
К переменным издержкам (VC – variable costs) относятся те затраты, которые изменяются вместе с изменением объемов выпускаемой продукции. К ним относятся затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, оплатой труда. Если предприятие увеличивает объемы выпускаемой продукции, то для этого необходимо больше закупить сырья и материалов, выплатить большую сумму заработной платы наемным рабочим. Зависимость изменений переменных издержек в ответ на изменение объема выпуска в графической форме можно представить следующим образом (Рис. 3. Из книги Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 102).
Рис. 3. Переменные издержки
Постоянные и переменные издержки в сумме составляют общие (TC – total costs), или валовые, издержки производства. Графически зависимость общих издержек от динамики выпуска продукции может быть показана путем наложения друг на друга графиков постоянных издержек и переменных издержек (Рис. 4. Из книги Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 103).
Рис. 4. Общие издержки
В совокупности постоянные и переменные издержки равны сумме внутренних и внешних издержек. Составляющие и постоянных, и переменных издержек могут быть отнесены либо к внутренним, либо к внешним издержкам.
Наряду с анализом изменений суммарных постоянных, переменных и общих издержек важно знать их величины, приходящиеся на единицу продукции. Именно этот вид издержек позволяет осуществлять сопоставление затрат с ценой или выручкой, получаемой от реализации единицы продукции. Средние издержки – издержки, приходящиеся на единицу продукции. Они выступают в форме средних общих (ATC – average total costs), средних постоянных (AFC – average fixed costs) и средних переменных издержек (AVC – average variable costs) и рассчитываются путем деления соответственно средних, постоянных и переменных издержек на количество произведенной продукции(Q):
ATC = TC / Q; AFC = FC / Q; AVC = VC / Q.
В краткосрочном периоде средние общие издержки равны сумме средних постоянных издержек. Но в отличие от общих издержек средние общие издержки не увеличиваются нарастающими темпами по мере увеличения количества производимой продукции, а сначала имеют тенденцию к снижению, лишь затем возрастают. Таким же образом веду себя и средние переменные издержки. А вот средние постоянные издержки непрерывно понижаются по мере роста объема производства в результате того, что данная сумма постоянных издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции10. Наглядно особенности изменения средних издержек в зависимости от количества произведенной продукции в краткосрочном периоде можно показать на следующем графике (Рис. 5. Из книги Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с. 104).