Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 22:53, реферат
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности её получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведённую продукцию. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или приведения дорогостоящих рекламных кампаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п.
1. ВВЕДЕНИЕ 4
2. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА 4
2.1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
2.2. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ 7
2.3. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ЗАКОНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ 12
2.4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ 14
2.5. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) И ТРАНСАКЦИАННОЕ ИЗДЕРЖКИ 17
3. ПРИБЫЛЬ 18
3.1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 18
3.2. ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ 20
3.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ 20
3.4. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ 21
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2.5. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ (ЭКСТЕРНАЛИИ) И ТРАНСАКЦИАННОЕ ИЗДЕРЖКИ
Внешние эффекты (экстерналии)
Различают два вида так называемых внешних эффектов (экстерналий) или «провалов рынка».
Первый вид внешних эффектов – побочное воздействие функционирования предприятия (фирмы) на внешнюю среду – природу людей и т.п. Такие внешние эффекты могут быть отрицательными (шум проходящего транспорта, вредные выбросы в атмосферу и водоемы, эрозия почв под влиянием вырубки леса и т.п.) и положительными (постройка дорог к новому предприятию, которыми пользуются и другие предприятия и население; улучшение образа жизни под влиянием новой продукции, технологий и т.п.)20.
С точки зрения теории фирмы более актуален второй вид внешних эффектов – внешние помехи функционирования предприятия. Правда, этот вид внешних эффектом может быть связан с первым (например, введение экологических, санитарных и т.п. ограничений).
Второй вид внешних эффектов, их преодоление порождают особый вид затрат фирмы – так называемые трансакционные издержки или издержки трансакции.
Трансакционные издержки и их группы
В теории факторов и издержек производства отвлекаются от так называемых непроизводственных затрат, связанных с многочисленными сделками и контрактами при приобретении факторов производства и реализации продукции. Эти издержки в данном случае как бы приравнивались к нулю21.
Однако на деле реальные затраты
предпринимателей заметно превышают
их непосредственно
Трансакционные издержки будут положительными, если полученные предпринимателем выгоды выше его затрат, и будут отрицательными, если выгоды меньше затрат. Доход, полученный в результате затрат трансакционных издержек, иногда называют политической рентой.
В западной экономической литературе обычно выделяют пять групп издержек трансакции23:
1. Издержки поиска информации – затраты времени и ресурсов на поиски потенциальных покупателей и продавцов, на изучение цен, а также потери, связанные с неполнотой, несовершенством и искажением имеющейся информации.
2. Издержки ведения переговоров – затраты на переговоры, заключение и оформление контрактов. Большую экономию при этом дает применение стандартных (типовых) договоров.
3. Издержки измерения – затраты
на измерительную технику, на
сами измерения, на
4. Издержки закрепления (
5. Издержки оппортунистического
поведения – самый скрытый
элемент трансакционных
Различают две основные формы такого поведения.
Первая форма – так называемый «моральный риск», т.е. ситуация, когда невозможно иметь информацию о соблюдении партнеров условий контракта (или это очень дорого). Самая распространенная форма – это работа с меньшей отдачей, особенно в условиях работы в группе или команде, где трудно выделить личный вклад каждого. Для преодоления этой формы издержек оппортунистического поведения руководители предприятий вынуждены создавать сложные структуры контроля, устанавливать правила наложения взысканий и т.п.
Вторая форма – так называемое «вымогательство». Самый распространенный вид – это спекуляция того или иного работника или коллектива на своей уникальности в силу особой квалификации, либо опираясь на обладание уникальной информацией.
Трансакционные издержки связаны с эффектом масштаба производства: чем больше масштаб производства, тем ниже эти издержки в расчете на единицу продукции.
3. ПРИБЫЛЬ
3.1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
В курсе микроэкономики, как правило, исходят из того, что основной целью функционирования фирмы является максимизация прибыли. Такое предположение является одной из базовых предпосылок традиционной теории фирмы.
В условиях рыночной экономики прибыль – это главный стимул и основной показатель эффективности работы любого предприятия. Прибыль является источником материального благосостояния членов трудового коллектива, социального и производственного развития. Поэтому каждый предприниматель, каждый трудовой коллектив будет стремиться к тому, чтобы всячески ее увеличить24.
Экономисты предпочитают трактовать прибыль в более узком смысле, чем бухгалтеры. Для бухгалтеров «прибыль» - это то, что остается у фирмы от общей выручки после выплаты отдельным лицам и другим фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой. Для экономиста такая трактовка будет слишком широкой и не совсем определенной. Трудность заключается в том, что такая трактовка прибыли включает только внешние издержки и, соответственно, игнорируются внутренние издержки. Такая трактовка прибыли исключает скрытые издержки на заработную плату, ренту и процент25.
Существуют различные оценки размера
получаемой прибыли. Это обусловливается
различным экономическим
Экономическая, или чистая, прибыль представляет собой разность между общей выручкой, полученной от реализации продукции, и всей совокупностью внешних и внутренних издержек.
Бухгалтерская прибыль получается в результате вычитания из общей суммы полученной выручки внешних издержек производства. Поэтому бухгалтерская прибыль больше экономической прибыли на величину внутренних издержек. При этом внутренние издержки всегда включают в себя нормальную прибыль.
Нормальная прибыль указывает на то, что на предприятии внешние и внутренние издержки возмещаются, а предприниматель получает доход, равный минимальной величине возмещения предпринимательских усилий.
На предприятии прибыль
Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:
1. Прибыль характеризует
2. Прибыль обладает
3. Прибыль является одним из
важнейших источников
Как уже говорилось ранее, прибыль
является главным стимулом и основным
показателем эффективности
3.2. ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
Существует два подхода к поиску объема производства, при котором прибыль фирмы достигает своего максимума.
Первый подход «полные издержки – совокупный доход» заключается в сравнении валового дохода («валовой доход равен выручке от реализации всей продукции») 27 и валовых (общих) издержек. Малые фирмы, не имеющие крупных бухгалтерских подразделений, часто именно так и поступают. В данном случае бухгалтер чисто опытным путем перебирает соотношения издержек и доходов при разных объемах производства и останавливается на том, который обеспечивает наилучший результат.
Более точным способом определения оптимального объема производства, обеспечивающего получение максимальной прибыли, является «предельный подход».
Необходимым условием максимизации прибыли является выполнение следующего равенства: MR = MC (предельный доход28 равен предельным издержкам). Экономический смысл данного выражения заключается в следующем. Если добавочную выручку от производства дополнительной продукции превышает предельные издержки (MR > MC), то, увеличив выпуск, можно повысить прибыль. Напротив, если издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую единицу товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки. И только когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), невозможно увеличить прибыль, изменяя объем выпуска. Следовательно, именно при таком объеме производства прибыль фирмы будет достигать своего максимума29.
3.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
Кому достается вся валовая прибыли? Многие люди придерживаются обыденного представления о том, что вся прибыль идет в частную собственность предпринимателя и расходуется на его личные нужды. Верно ли это?
Верно, но лишь в небольшой мере. Правильно то, что первоначально прибыль присваивает предприниматель, если он единоличный собственник фирмы. Верно также, что он может израсходовать всю прибыль на свои личные нужды. Но все это будет иметь не самые благоприятные последствия. Ведь предприниматель, истративший всю прибыль на личные потребности, теряет возможность осуществлять накопление капитала за счет собственных средств, тем самым расширять и совершенствовать производство. Если же фирма принадлежит нескольким собственникам, то ни один из них не в праве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю прибыль30.
Распределение валовой прибыли можно изобразить в виде схемы следующим образом (Рис. 13. Из книги Борисова Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – с. 293):
Рис. 13. Распределение валовой прибыли
Из валовой прибыли вычитаются, прежде всего, суммы, уходящий на сторону. Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благотворительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.
Наконец, из чистой прибыли предприниматель получает причитающийся ему предпринимательский доход. В условиях акционерного общества предназначенная в качестве личного дохода часть прибыли распределяется между всеми вкладчиками в соответствии с паями.
3.4. НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Прибыль – движущий мотив функционирования
капитала. Эффективность этого функционир
Нп = Пр / Да = (Пр / (К +Зп))х100% .
Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу. В хозяйственной практике также применяется аналогичный показатель – рентабельность предприятия, который характеризует эффективность его деятельности.