Занятость и безработица в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Предметом курсовой работы является система правовых отношений, возникающих в рыночной экономике и связанных с безработицей.
Объект курсовой работы заключается в социально-экономических последствиях безработицы.
Цель курсовой работы – рассмотреть и изучить занятость и безработицу в рыночной экономике.

Содержание

Введение

1. Безработица и её виды. Уровень безработицы
2. Причины безработицы в интерпретации представителей основных школ экономической теории
3. Социально-экономические последствия безработицы
4. Государственное регулирование занятости и его особенности в РФ
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая диана.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает поиски работы, отчаивается. Чем выше уровень, которую занимал человек, тем острее он переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Люди, занимавшие невысокие посты, обладают большей приспособляемостью и психологической устойчивостью. С

Стоит отметить, что служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и прочие). Служащим также труднее найти другую работу. Чем дольше длится период безработицы, тем острее человек переживает свое увольнение и отсутствие работы. И тем сильнее проявляются негативные последствия безработицы. Проблема социально-психологических последствий безработицы очень важна, требует разработки всевозможных подходов для их минимизации и, следовательно, дальнейшего изучения.

Таким образом, социально-экономические последствия безработицы имеют диалектическую природу. Несомненно, сама безработица является результатом негативных явлений внутренней политики государства. Она должна носить временный характер. И чем выше уровень жизни в стране, чем стабильнее экономика, тем меньше людей становятся жертвами колебаний рынка труда. В экономически развитых странах безработных гораздо меньше, чем в тех, что переживают внутренние катаклизмы. Естественно, чтобы преодолеть социально-экономические последствия безработицы, главы государств часто принимают такие непопулярные меры, как введение лимита на въезд в страну иностранцев, ограничение их по трудоустройству в пользу местного населения и многие другие.

 

4. Государственное  регулирование занятости и его  особенности в РФ

 

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны напрямую зависит от того, на сколько обширна территория и как различаются в ней природно - климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и типами предприятий (по численности персонала) она преимущественно представлена, особо важна стадия экономического развития.

Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической. Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными.

Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление, возникшее еще во времена командной системы, - так называемая «неполная занятость». Корни нынешней российской неполной занятости уходят во времена командной системы. Именно тогда возникло явление, которое можно обозначить как «скрытая (подавленная) безработица». Директора государственных предприятий нередко и, по сей день, склонны мириться с наличием избыточного персонала.

Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Прежде всего политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • обеспечение правовой защищенности наемных работников;
  • упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости;
  • перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п.;
  • бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях;
  • снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации;
  • предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.;
  • переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений.

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести:

  • обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения;
  • разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти;
  • свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны;
  • поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как:

  • экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО;
  • налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;
  • разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда;
  • анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности);
  • поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций;
  • разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства;
  • развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.

Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.


В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

В заключение хочется отметить, что проблема безработицы не возникает в один миг и не решается в одну секунду. Они носят многогранный характер, и государство не может разрешить часть проблемы, не затрагивая всех её остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой рассматривается данная безработица. В этом и заключается сложность борьбы с безработицей. Необходимо приложить большие усилия для решения такой важной проблемы безработицы. Естественно, что России потребуется не один год для разрешения этой проблемы.

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является  ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его, невозможно наладить    эффективную деятельность экономики.

       Безработица, как свидетельствуют  многие социологические и социально-психологические  исследования, имеют исключительно  негативные социальные последствия  для общества в целом, отдельных  его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т. д.

       Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комфортность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные  способы снижения безработицы.

Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка  социально уязвимых групп населения на рынке труда. Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление  тех ее форм и видов, которые наносят наибольший  экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют  стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать  общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив  региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

 

Список использованных источников

 

  1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь: М.: Книжный мир, 2011;
  2. Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2012. №5;
  3. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2010;
  4. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2009;
  5. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах.М.:Инфра-М,2011;
  6. Журавлева Р.П. Экономическая теория: Учебник. – Изд. 2-е.М.:ИНФРА- М,2011;
  7. Липсиц И.В. Экономика: учебник для ВУЗов .М.: Омега-Л 2011;
  8. Николаева И.П. Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие .М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010;
  9. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ,2009;
  10. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2010;
  11. Салихов Б.В. Экономическая теория :Учебник . М. :Издательство-
  12. торговая корпорация “Дашков и К”, 2010;
  13. Станковская И.К., Стрелец И.А.  Экономическая теория для бизнес - школ: учебник.М.:Инфра-М,2012;
  14. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.Макроэкономика -учебник.М.:Высшее образование,2010;
  15. Ядгаров Я.С. История экономических учений: М.: ИНФРА-М, 2011;

Информация о работе Занятость и безработица в рыночной экономике