Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:32, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Трудовая занятость.
1.1.Понятие и особенности занятости…………………………………………..5
1.2.Анализ занятости в Российской Федерации………………………………..7
1.3.Государственная политика в сфере занятости………………………….....10
Глава 2.Безработица в России.
2.1.Понятие и характерные черты безработицы……………………………….12
2.2.Сущность, причины, виды безработицы и её социально-экономические последствия…………………………………………………………………..…..17
2.3.Анализ безработицы в Российской Федерации……………………………23
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы……………………………………..…….27
Тема курсовой работы: Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Трудовая занятость.
1.1.Понятие и особенности занятости…………………………………………..5
1.2.Анализ занятости
в Российской Федерации………………………………..7
1.3.Государственная политика в сфере занятости………………………….....10
Глава 2.Безработица в России.
2.1.Понятие и характерные черты безработицы……………………………….12
2.2.Сущность, причины,
виды безработицы и её
2.3.Анализ безработицы в Российской Федерации……………………………23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…….
Приложение 1……………………………………………………………….……29
Приложение 2…………………………………………………………….………30
Приложение 3……………………………………………………………….……31
Приложение 4…………………………………………………………………….32
Введение.
Актуальность проблемы исследования. Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые обуславливают возникновение безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества, а именно, рабочей силы; существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны; значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и невозможен никакой подъем экономики страны. Безработица имеет значимые социальные последствия, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе. Немалый урон наносит безработица и человеку, не давая ему приложить свое умение в том или ином роде деятельности, влечет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня. Люди переносят серьезный психологический стресс, появляется неуверенность в себе, в будущем. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей определения общего состояния экономики и оценки эффективности ее функционирования. В связи с этим, проблема безработицы в Российской Федерации в условиях кризисного состояния национальной экономики приобретает исключительную актуальность. Важным требованием времени становится исследование безработицы, с одной стороны, как социально-экономической системы, воспроизводящей себя, и с другой как элемента, воспроизводимого развитием экономики и влияющего на эффективность деятельности экономических субъектов.
Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследование деятельности государства в сфере занятости населения.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
Глава 1. Трудовая занятость
С проблемами труда, трудовых отношений всегда соседствовала не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и внерыночной экономике.
Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно-полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствование отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельности, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.
Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости населения при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется, при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.
При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению вторым, которое для нее органично. Благодаря принятию новых, значительно отличающихся от советских основ законодательства о занятости, возникла правовая база изменения сложившихся принципов функционирования системы занятости. Но, как известно, от законов до реальной жизни – дистанция значительного размера.
Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанным годами традициями и установки советской экономики. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно-полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.
Несмотря на то, что принятие
подобных положений имеет самостоятельное
значение, не находится в прямой, непосредственной
связи с переходом к рыночной экономике,
вне сомнения, что новая концепция занятости
гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства,
чем к принципам административно-
В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.
1.2. Анализ занятости в Российской Федерации
Для начала проанализируем динамику занятости в РФ за период с начала 2008 года по третий квартал 2010 года. Анализ проводился по данным Министерства экономического развития РФ «Об итогах социально-экономического развития РФ» за 2008, 2009 годы, а также по итогам 3 квартала 2010 года.
В 2008 году ситуация с занятостью складывалась неоднозначно. Под влиянием позитивных экономических факторов в январе-августе 2008 года численность занятых в экономике увеличивалась, однако начавшийся финансовый кризис впоследствии привел к снижению спроса на труд. Следствием этого стало снижение численности занятых в экономике, которая по оценке на конец декабря 2008 года составила 70 млн. человек (для сравнения – на конец декабря 2007 года численность занятых составила 70,4 млн. человек). При этом преобладающая часть занятого населения (52,3% общей численности занятых) была сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях .
В 2009 году, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения составила 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения. Среднегодовая численность экономически активного населения в 2009 году сохранилась на уровне 2008 года на уровне 75,7 млн. человек .
В 3 квартале 2010 года численность экономически активного населения составила 76,3 млн. человек или около 54% от общей численности населения страны, что на 0,1 млн. человек меньше аналогичного периода прошлого года. На сокращение численности экономически активного населения значетельное влияние оказало снижение численности населения в трудоспособном возрасте.
Начавшееся оживление в экономике привело к росту спроса на рабочую силу; так, в 3 квартале 2010 года в экономике страны было занято на 1,03 млн. человек больше, чем во 2 квартале, численность занятых составила 71,1 млн. человек.
Еще одной положительной тенденцией на рынке труда в 2010 году является снижение неполной занятости, которая за период с конца февраля по 13 октября 2010 года сократилась на 63% или на 1,027 млн. человек. По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, численность работников, находящихся в простое и вынужденных отпусках по вине администрации, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию на 13 октября 2010 года составила 601,7 тыс. человек.
Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2010 г., по предварительным данным, составила 21 376 рублей, при этом темп роста реальной заработной платы за сентябрь 2010 года относительно сентября 2009 года составил 105,1%. Тенденция роста реальной заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается с начала 2010 года.
В целом за 9 месяцев 2010 года, по оценке Росстата, номинальная начисленная заработная плата составила 20 479 рублей (рост относительно прошлого года составил 111,7%).
Следует отметить, что наиболее высокие темпы роста заработной платы в августе 2010 года отмечались в финансовой деятельности и отраслях обрабатывающей промышленности. Например, в финансовой деятельности заработная плата в августе 2010 года относительно августа 2009 года выросла на 21,6%, в производстве готовых металлических изделий – на 21%, в производстве транспортных средств и оборудования – на 19,6% .
Темпы роста заработной платы в видах деятельности со значительным уровнем государственного участия, вследствие отсутствие индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений, оказались значительно ниже среднероссийских. Так, в образовании номинальная заработная плата в августе 2010 года относительно соответствующего периода прошлого года выросла всего на 6,1%, в здравоохранении – на 5,0%, в государственном управлении – на 2,5%.
В результате продолжает увеличиваться разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-август 2010 года составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 84%, работников образования – 79% (за январь-август 2009 года – соответственно 91% и 80%).
Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности с начала текущего года не претерпела значительных структурных изменений. По-прежнему лидерами по уровню заработной платы продолжают оставаться финансовая деятельность и отрасли топливно-энергетического комплекса. Среднемесячная заработная плата в этих отраслях превышает среднемесячную заработную плату в целом по экономике в 2,2-2,4 раза .
Информация о работе Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования