Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Трудовая занятость.
1.1.Понятие и особенности занятости…………………………………………..5
1.2.Анализ занятости в Российской Федерации………………………………..7
1.3.Государственная политика в сфере занятости………………………….....10
Глава 2.Безработица в России.
2.1.Понятие и характерные черты безработицы……………………………….12
2.2.Сущность, причины, виды безработицы и её социально-экономические последствия…………………………………………………………………..…..17
2.3.Анализ безработицы в Российской Федерации……………………………23
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы……………………………………..…….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЭТ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

    Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве – 50% и 48% соответственно от среднемесячной заработной платы в целом по экономике.

    Несмотря на начавшееся восстановление экономики, продолжается сокращение численности работников. Если в целом по экономике численность работников за январь-август 2010 года сократилась на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то в промышленных видах экономической деятельности оно составило 3,9%, а в отдельных подвидах экономической деятельности величина сокращений доходила до 9%. Например, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов численность работников за указанный период снизилась на 8,8%, в прочих производствах – на 9,1%.

 

В то же время следует  отметить, что в отдельных видах  деятельности отмечается увеличение численности работников. Так, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности численность работников за январь-август 2010 года относительно аналогичного периода прошлого года увеличилась на 1%, в оптовой и розничной торговле – на 2,7%, а в производстве кожи – на 3,7%.

    Следует отметить, что рост численности работников в управлении и обеспечении военной безопасности происходил также в 1 и 2 кварталах текущего года. По последним данным численность работников данного вида экономической деятельности в августе текущего года, по сравнению с июлем текущего года, снизилась на 0,2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственная политика в сфере занятости

 

    Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

    Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это нисколько не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечения занятости.

    Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

 

1.       содействие  трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2.       развитие  системы профессиональной подготовки  и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

3.       организация  общественных работ, включая трудоемкие  работы по строительству и  благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

4.       содействие  самозанятости и предпринимательству  через постановление кредитов  и субсидий, налоговые льготы  для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

 

5.       содействие  занятости социально слабозащищенных  групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные)  путем первоочередного направления  на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий .

    Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.

   Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости. В России ежегодно в службы занятости за содействием в поиске подходящей работы обращаются более 8,5 миллиона человек, а за содействием в подборе кадров – около 500 тысяч работодателей. Учитывая, что та и другая сторона, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год . А в Оренбургской области число зарегистрированных в государственной службе занятости на учете безработных в 2006 году составило 11304 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Безработица  в России

2.1. Понятие  и характерные черты безработицы

 

    Главным отличием нашего рынка труда является наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят, в частности, следующие: монополию на многие товары и услуги, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочей силы и многие другие. Кроме того, можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, монополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и другие факторы. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован, отметим основные его черты :

 

-  существуют трудоизбыточные  регионы и регионы, испытывающие  хроническую нехватку трудовых  ресурсов;

 

-  ощущается острая  нехватка рабочих и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;

 

-  значительная доля  рабочей силы занята в сфере  материального производства;

 

-  высока доля безработных  среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;

 

-  страна обособлена  от мирового рынка рабочей  силы;

 

-  высокая территориальная  концентрация производства;

 

-  широкие масштабы  в России приобрела так называемая  «скрытая» безработица, в случае  которой человек является безработным  по сути (не работает, хотя хочет работать), однако, по ряду причин, зачастую связанных со статистическим учетом, не считается безработным.

    Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления: Во-первых, создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржи труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие нововведения. Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены негативному влиянию экономических факторов. В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного их привлечения из других регионов. В-четвертых, создаваемые биржи труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма.

    Можно выделить еще несколько существенных особенностей российского рынка труда. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов; так, Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения, здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России является зоной сплошного заселения, где сосредоточено 93% населения страны.

    Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне низкой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, а с другой – бедностью населения. Помимо этого не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд).

    В-третьих, весьма необычна качественная составляющая трудовых ресурсов страны: с одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой – высокий уровень образованности.

    Значительное влияние на российский рынок труда оказал мировой финансово-экономический кризис, основная особенность которого заключается в его всесторонности, что выражается в охвате всех финансовых сфер, экономики во всем ее многообразии, а также социальной сферы.

    В период, предшествующий кризису 2008-2009 годов, в России происходил значительный подъем, который длился 9 лет. За период с 2000 по 2008 годы доходы населения увеличились в 2,4 раза, при этом резко сократилась безработица (с 11,5 млн. человек до 4,2 млн. человек).

    Характерными чертами современного экономического кризиса являются следующие: усиление деградации потенциала российской промышленности в целом и машиностроения в частности; смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения валового продукта; резкое ухудшение демографической ситуации и снижение качества рабочей силы; крайне уязвимое положение российского банковского сектора; отсутствие фонда «длинных денег»; отток крупного капитала; наращивание частного внешнего долга России.

    Перечисленные факторы не могли не оказать влияние на трансформацию российского рынка труда и ее регионов, кризис вскрыл и усугубил накопившиеся проблемы: депопуляция населения; снижение численности экономически активного населения и занятых; рост безработицы как по методологии МОТ, так и официально зарегистрированных; неэффективная занятость; заниженный уровень заработных плата; резкая дифференциация населения по доходам; низкая производительность труда, слабая конкурентоспособность населения; слабость институтов рынка труда; слабое взаимодействие рынка труда и рынка образования, рост напряженности на рынке труда.

    Рассмотрим подробнее существующие проблемы российского рынка труда.

    Первая проблема связана с необходимостью структурной перестройки национальной экономики, которая характеризуется следующими чертами: деградацией потенциала промышленности с высокой степенью износа основных производственных фондов; смещением экономической активности от производства к обмену и услугам; нерациональная структура экспорта и импорта; высокий уровень теневой экономики; высокая зависимость банковского сектора от иностранного капитала.

    Вторая проблема заключается в низком качестве трудовых ресурсов, что характеризуется следующими чертами: низкой производительностью труда; низкой трудовой дисциплиной; низким процентом высококвалифицированных кадров; невысокой стоимостью человеческого капитала; несоответствием оплаты труда и стоимости рабочей силы.

    Третья проблема состоит в необходимости создания новых рабочих мест, основными ее характеристиками являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; низкая механизация и автоматизация производства; высокая степень износа основных средств производства; недостаточное инвестирование собственников в человеческие ресурсы; недостаточная инновационность малого бизнеса.

    Сущность следующей проблемы состоит в неблагоприятных демографических тенденциях, к которым относятся, в частности: снижение общей численности населения; низкий уровень рождаемости населения; высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте; «утечка мозгов» в развитые страны; рост доли населения старше трудоспособного возраста.

    Пятая проблема заключается в высоком уровне социальной стратификации и дезинтеграции общества, основными чертами данной проблемы являются: высокий удельный вес бедных слоев населения (до 60%); низкий удельный вес среднего класса по сравнению с развитыми странами; высокая дезинтеграция общества на богатых и бедных; низкий уровень доходов экономически активного населения; несовершенство механизма социальной защиты занятых, безработных и пенсионеров.

    Основными характеристиками шестой проблемы – нечеткости механизма регулирования безработицы в регионах – являются: дисбаланс спроса и предложения труда; дискриминация на рынке труда молодежи и пенсионеров; низкая социально-экономическая ответственность бизнеса; неэффективное государственное регулирование безработицы; отсутствие экономической оценки потерь от безработицы.

    Следующая проблема заключается в недостаточной взаимосвязи системы образования и рынка труда.

    Основными характеристиками данной проблемы являются: несоответствие образования темпам научно-технического прогресса и темпам развития инновационных отраслей; невысокое качество подготовки рабочих и специалистов; нерациональная структура трудовых ресурсов по отраслям и категориям; отсутствие долго- и среднесрочного прогнозирования трудовых ресурсов; недостаточная оценка затрат и инвестиций на подготовку кадров в регионах.

    На сегодняшний день рынок труда в России несбалансирован, большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (например, в Ивановской области, Республике Тува, Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан). В то же время в районах Крайнего Севера ощущается нехватка рабочей силы, в особенности квалифицированной. Также существует неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.

Информация о работе Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования