Знания, как фактор производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Задача экономического роста России требует определенного пересмотра роли научных достижений в так называемом пятом укладе развития экономики, ориентированном на установление взаимосвязей между экономикой и сферой научных исследований и разработок, на организацию процесса превращения научных идей в технологические разработки и определение стратегии деятельности промышленных компаний по освоению новых технологий и новых видов продукции, а также роли государственных и частных инвестиций для обеспечения технологического развития национальных производителей. Экономический рост напрямую зависит от научно-технических исследований в перспективных направлениях фундаментальных исследований и новых технологий, определяющих крупные структурные сдвиги в традиционных отраслях промышленности.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты знания в экономике 6
1.1 Возникновение развития экономических знаний 6
1.2 Влияние знания и информации на развитие общества 9
1.3 Роль государства в организации производства знаний 13
2 Знания, как фактор производства 18
2.1 Классификация факторов и резервов повышения
эффективности хозяйственной деятельности 18
2.2 Формирование экономики знаний как ключевое условие
роста конкурентоспособности страны 28
Заключение 33
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

Знание, как фактор.docx

— 505.16 Кб (Скачать файл)

            Экономику знаний характеризует  в первую очередь постоянный  рост доли НИОКР в общих  расходах государства и частных  фирм, а также стабильный рост  капитализации высоконаучных фирм. Научные исследования свидетельствуют  о стабильном росте стоимости  интеллектуального капитала, не  связанного напрямую с материальными  ценностями, который определяется  в первую очередь человеческим  и структурным капиталом (наличие  зарегистрированных патентов, инструкции  и методики работы, система организации  фирмы и т.д.).

             Возросла роль такого неосязаемого  актива, как умение конкретного  работника, коллектива решать поставленные  перед ним сложные инженерные  и научные задачи. Смещение производства  в сторону интеллектуальных проблем  хорошо можно проиллюстрировать  на примере создания систем  автоматического проектирования, которые  благодаря применению компьютеров  позволяют многократно ускорить  процессы проектирования и конструирования  новых изделий во всех отраслях  промышленности. Таким образом, была  успешно решена проблема, возникшая  в связи с тем, что в условиях  постоянно изменяющегося производства  главным критическим моментом  стало время разработки новых  деталей и узлов, а не само  их производство. На смену экономики "фабричных труб", когда преобладало  массовое производство, пришла экономика, основанная на интеллектуальном  труде, человеческом капитале. В  современных условиях роль работника  неизмеримо возросла, и позитивными  социальными последствиями этого  явления стало усиление роли  образования, повышения культуры  и материального благосостояния  работников интеллектуальной сферы.[5]

         Развитие современного общества  глубоко противоречиво. Так, техническое  решение проблем практически  мгновенной связи одновременно  породило возможности расширения  спекулятивных игр на биржах, особенно вследствие появления  электронных валютных и фондовых  бирж. Система электронных расчетов  позволяет более успешно прятать "сильным мира сего" в оффшорных  зонах свои богатства, уводя их  от налогообложения и лишая  тем самым социальных благ  миллионы граждан различных стран  мира. Появление всемирной "электронной  рулетки", когда реальные инвестиции  подменяются спекуляцией, когда  человеческие ресурсы отвлекаются  на бесплодные биржевые игры, не может позитивно влиять  на развитие мировой экономики.

           Новым социальным явлением, порожденным  информационными технологиями, стало  огромное влияние средств массовой  информации на все стороны  жизни человека. Вследствие появившихся  технических возможностей распространения  информации мир стал неустойчивым. Ранее взрывоопасные кризисы  политического и экономического  характера могли погаснуть из-за  слабой информационной связи, теперь  они вызывают лавинообразные  процессы во всем мире, такие  как финансовый крах в странах  Юго-Восточной Азии несколько  лет назад. Информационная прозрачность  современного мира приводит в  действие сложные нелинейные  системы, поведение которых непредсказуемо. Например, слишком активное заявление  о себе политиков может привести  к неожиданным последствиям, вызвать  отторжение. Финансовые потрясения  могут лавинообразно, неожиданно  затронуть вполне благополучные  страны.[6]

          Вследствие развития науки человек  защитил себя от стихии природы, массовых эпидемий, но глобализация  рынков, связанная с информационными  технологиями, привела к зависимости  человека от стихии международных  курсов валют, когда благополучие  определяется не его трудолюбием  и талантами, а взлетами и падениями  национальной денежной единицы.

           Общество пытается отвечать на  вызовы, порождаемые временем. Поэтому в качестве ответной реакции вполне понятно стремление людей к фундаментальным, незыблемым, абсолютным (а не релятивистским) нравственным ценностям.

          В России в силу особенностей  исторического развития не были  до конца разрушены элементы "традиционного  общества". Это обстоятельство  не учитывалось при проведении  рыночных реформ. Болезненность  ситуации заключается как раз  в том, что в современном российском  обществе не действуют ни регуляторы  юридического характера в виде  законов, ни нравственные запреты, потому что одно разрушено, а  другое не прижилось.

          Особенностью развития научно-технической  революции в России была своеобразная, высококачественная система высшего  образования, делавшая акцент на  развитии способности учащихся  разобраться в новых нестандартных  проблемах. Потребление знаний носило  не узко утилитарный характер, а было частью общей культуры  общества. Все это необходимо  учитывать при поиске адекватных  ответов тем вызовам, которые  России, как и всему остальному  миру, бросает современная эпоха.[5]

          Касаясь вопросов, связанных с  созданием в России "экономики  знаний", необходимо помнить, что  у нас остро стоят вопросы  не только инновационного развития, но и простого воспроизводства, так как уровень износа основных  фондов предприятий запредельно  велик и в некоторых отраслях  промышленности достигает более 80 %.

           В связи с благоприятной внешнеэкономической  ситуацией, когда цены на нефть  дают огромный приток денежных  средств, а значит, потенциальную  возможность наверстать упущенное, в плане внедрения прорывных  технологий, особенно актуальны  поиски механизмов улучшения  инвестиционного климата в России.

           Многие по-прежнему главным препятствием  считают недостатки действующего  законодательства. Действительно, определенный  резон в этом есть. Так, у нас  слабо защищены права миноритарных  акционеров, что фактически не  дает возможности развиваться  таким широко распространенным на Западе механизмам финансирования, как дополнительная эмиссия ценных бумаг. Однако главное - это отсутствие твердых нравственных ориентиров в предпринимательской среде, что порождает колоссальное недоверие друг к другу и поэтому создает большие трансакционные издержки. Недоверие во многом связано и со сложностями получения информации о деятельности компаний в нашей стране. Фрагментарность информационных систем, разрозненность данных по важнейшим экономическим показателям значительно снижают возможности инвестирования в российскую экономику, так как никто не хочет вкладывать средства в "черный ящик". "Прозрачность" бизнеса, приветствуемая на словах, на деле в России отсутствует.[4]

           Нужно оздоровление нравственного  климата, выдвижение большая задачи  для общества, способной сплотить  население страны. Необходима эмоционально-психологическая  мобилизация, нравственная консолидация  общества.

 

1.3  Роль  государства в организации производства  знаний

Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, — наши современники, а среди всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия. По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так: Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. По объему производства высокотехнологичной продукции страны ЕС заметно опережают США. Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире. В ряде стран сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам экономики знаний.

В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новый лозунг: «Основа экономики знаний — образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний». В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в стране создается государственная система освоения научных и технологических новшеств — естественная основа экономики знаний. Главной своей задачей государство провозгласило организацию спроса на знания.[2]

В России также заметно стремление молодежи получить высшее образование, но здесь существует особая демографическая проблема, которая в конечном итоге отражается на сохранении интеллектуального потенциала государства. Так, согласно  рейтингу, составленному на основе статистических данных ЦРУ, Россия находится на 142-м месте в мире по продолжительности жизни, уступая по этому показателю Ираку и чуть обгоняя Белиз. Ожидаемая продолжительность жизни для новорожденного российского мальчика, по данным ВОЗ, составляет всего 52,8 года, для девочки - 64,3 года. Для примера: американские малыши смогут прожить 67,2 и 71,3 года соответственно, немецкие - 69,6 и 74, японские - 72,3 и 77,7 года.

В этих условиях о построении постиндустриального общества, основанного на знаниях, можно забыть. Затратив немалые средства на подготовку образованного человека, необходимо затем как можно более эффективно использовать полученные им в процессе обучения знания. Высокая смертность россиян существенно укорачивает время их использования, что, соответственно, уменьшает и отдачу от затрат на образование.

Сокращение государственного финансирования вузовского обучения также может привести к негативным последствиям для построения экономики знаний. Так, повышение платы за обучение может существенно ограничить доступ к образованию для выходцев из семей с низким уровнем доходов. Для России жизненно важно, чтобы было увеличено государственное финансирование университетов и выделялась помощь студентам на уровне регионов. В частности, администрации регионов и университеты могут договориться о реализации программы выдачи кредитов студентам при условии, что возврат кредитов будет соотнесен с уровнем доходов выпускников после окончания ими учебного заведения. В экономике знаний государственное финансирование высшего образования и исследовательской деятельности следует рассматривать как капиталовложения в будущее, что, в конечном счете, принесет   высокие дивиденды всему обществу.

У нас в стране в последнее время все больше говорят об инновационной экономике, высоких технологиях как основе развития цивилизации, обществе знаний, информационном обществе. Государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы создать среду для развития экономики знаний, но для этого нужны организационные, правовые, экономические меры. И, конечно, налоговые льготы, как, например, в США и Великобритании. Но пока в производство знаний в России вкладывают около 1,6% ВВП, тогда как,  в странах Организации экономического сотрудничества и развития — около 5%. Главное, чего нам недостает, — это прежде всего изменения в массовом сознании, которое надо ориентировать на то, что основное богатство России — человеческий капитал, а не недра.

Необходимо отметить, что производство знаний в мире четко локализовано, а вот их потребление распределено (по крайней мере — в развитых странах) равномерно.[8]

В развитых странах 25% трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий. В США 8% населения создают свыше 20% ВВП, а страна расходует на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около 40% от общемировых затрат, около 66% работающих сегодня имеют высшее или незаконченное высшее образование (администрация намерена при жизни нынешнего поколения довести этот показатель до 90%). Показательны и данные по России (население — примерно 2,5% от мирового, ВВП — 2,5% от мирового, а расходы на НИОКР — заметно меньше 1% от мировых, при этом причиной все большего числа техногенных катастроф официально признается «человеческий фактор», т. е. некомпетентность или неспособность совладать со сложной техникой). 

По совокупности близких по смыслу показателей Россия сегодня в 2–3 раза уступает среднемировому уровню поддержки экономики знаний, частный капитал уклоняется от вложений в знания (участие частного капитала в финансировании НИОКР в странах ЕС достигает 55%, а в США — 67%). До сих пор стране не удается усвоить простейший урок: во всех случаях, когда структуры, производящие знания, хотя бы отчасти освобождались от налогов, производство знаний резко возрастало. В экономике знаний нельзя, как на рынке, предложить часть знаний на пробу, чтобы потом продать всю партию. Рынок знаний держится на репутации, на доверии.

Если обсуждать государственную политику в сфере экономики знаний, можно отметить три чрезвычайно важных аспекта. Во-первых, трансформация институциональной структуры науки. Здесь государство должно играть лидирующую роль до тех пор, пока не оформится развитый сектор корпоративной науки, что, кстати, уже и происходит. Во-вторых, переход от поддержки организаций к стимулированию видов деятельности. Мы никак не можем от этого отойти, и государство продолжает по непонятному принципу поддерживать определенные институты и программы. Если взять Закон о науке, то в нем все нацелено на поддержку научно-исследовательских институтов, а вузовская и корпоративная наука фактически дискриминированы. И, наконец, в-третьих, необходимо стимулирование кооперационных связей. Экономика знаний - это экономика сетевых связей в самых разных формах. Речь, в частности, идет о взаимодействии между наукой, образованием и бизнесом, содействии формированию и развитию инновационных кластеров и т.п. [6]  

Государство, правительство может сыграть очень важную роль в новой экономике, построенной на модели открытой инновации. Но эта роль сильно отличается от того, что власть привыкла делать раньше. Во-первых, государство может принимать участие в финансировании исследований на ранних этапах. А также инвестировать в образование.  Кроме того, весьма значительна роль государства в защите интеллектуальной собственности. Система защиты интеллектуальной собственности обязательно должна быть четкой и ясной, чтобы компания знала, что ее интеллектуальная собственность защищена законом. Также государство может способствовать обмену знаниями, информацией, технологиями, если возьмет на себя организацию конференций, соревнований, конкурсов, вручение каких-либо премий. Государству необходимо также поддерживать на этом направлении малый бизнес, так как последнему сложнее найти доступ к государственным учреждениям, чем крупным компаниям.[9] 

Информация о работе Знания, как фактор производства