Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:42, контрольная работа
Современные российские предприятия переживают сложный этап своего развития, вызванный процессом реформирования экономики: утверждением начал рыночной экономики, приватизацией государственной собственности, структурной перестройкой и др. Многие предприятия являются убыточными. И это делает вопросы планирования образования прибыли на предприятии наиболее актуальными. С помощью планирования прибыли устанавливается рациональное соотношение между источниками финансирования капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и другими затратами предприятия; определяются оптимальные пропорции между собственными и заемными средствами.
Кроме того, динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации, наличие инфляционных процессов в экономике усиливает роль планирования прибыли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………… …3
1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА
1.1 Сущность издержек производства…………………………………………………………………………………………………5
1.2 Общая классификация издержек……………………………………………………………………………………………….….8
1.3 Методы анализа издержек производства12
2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Экономическая сущность прибыли……………………………………………………………………………………………15
2.2 Функции прибыли………………………………………………………………………………………………………………………..17
2.3 Классификация видов прибыли и источники их формирования………………………………………………18
3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ……………… ..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Некоторые из этих издержек, например заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их отдельно.
Следует отметить, что постоянные издержки могут меняться при существенном изменении объема производства. Причем это изменение носит, как правило, скачкообразный характер. Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных издержек на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных издержек по новому оборудованию. С учетом отмеченной особенности постоянных издержек вводится понятие релевантного интервала изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной.
Смешанные издержки (Mixed Costs). В реальной практике часто встречаются издержки, содержащие в себе компоненты переменных и постоянных затрат. Классическим примером таких издержек является следующий вид арендной платы, которая согласно договора между арендатором и арендодателем разделяется на две части: арендатор должен платить 100 т.р. в месяц и 5 т.р. за каждый час работы производственного оборудования, установленного на арендуемых площадях.
Подобные примеры, в которых идеально точно происходит разделение смешанных издержек, встречаются крайне редко. На практике часто трудно непосредственно и однозначно выделять переменную и постоянную компоненты затрат, анализируя результирующие издержки по их отдельным элементам, число которых может достигать нескольких десятков.
Классификация издержек на прямые и косвенные используется при рассмотрении вопроса о факте отнесении издержек на определенный вид продукции или на определенное подразделение (цех) предприятия. В соответствии с этой классификацией издержки подразделяются на:
· прямые;
· косвенные.
Принципиальным различием между прямыми и косвенными издержками является то, что прямые издержки непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного вида продукции и потому без труда могут быть отнесены на его себестоимость. Характерными статьями прямых издержек являются Управление затратами на предприятии:
· сырье и основные материалы,
· покупные изделия и полуфабрикаты,
· силовая электроэнергия,
· основная заработная плата производственных рабочих.
Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции. Ниже приведены характерные статьи косвенных издержек:
· ремонт и содержание универсального оборудования,
· общецеховые издержки,
· общезаводские издержки,
· часть непроизводственных издержек.
Данная классификация порождает формулировку одной из наиболее важных и ответственных задач анализа издержек. Задача заключается в том, чтобы оценить себестоимость одного отдельно взятого вида продукции в общей товарной номенклатуре предприятия. Ясно, что эта себестоимость включает как прямые, так и косвенные издержки. И если в отношении первых проблема оценки не возникает, то косвенные издержки должны быть распределены по видам продукции с помощью какого-либо принципа. В известном смысле это распределение носит условный характер, так как точно такое распределение сделать принципиально невозможно вследствие комплексности и стохастичности процесса формирования совокупных издержек. Но, тем не менее, эта задача должна быть решена, поскольку иначе себестоимость отдельного вида продукции установить не удается.
1.3 Методы анализа издержек производства
Задача, о которой пойдет речь в данном параграфе, состоит в анализе способов отнесения отдельных видов издержек на готовую продукцию и на издержки, отнесенные к реализации продукции в данном периоде. Рассмотрим эту задачу более подробно. Оговорим заранее, что данная задача решается при условии, что распределение косвенных издержек межу видами продукции уже произведено. Более того, все производственные издержки распределены на переменную и постоянную компоненты.
Как было отмечено в начале параграфа, все производственные издержки подразделяются на затраты прямых материалов, прямого труда и производственные накладные издержки. Если первые две группы, как правило, являются прямыми переменными издержками и непосредственно относятся на произведенный продукт, то производственные накладные издержки являются смешанными, т.е. включают как переменную, так и постоянные компоненты. Переменные производственные накладные издержки со всей очевидностью следует отнести на себестоимость готового продукта, так как они включают силовую энергию, непрямые материалы, упаковку, контроль качества и т.д. В то же время такой уверенности в отношении постоянных производственных издержек нет. Существует два варианта того, как распорядиться постоянными накладными издержками:
· включить их в состав производственной себестоимости, т.е. «размазать» равномерно по всей произведенной продукции, или
· подобно маркетинговым и административным издержкам отнести к затратам периода, т.е. отнести на совокупность затрат, связанных с реализацией продукции в конкретный период (чаще всего, месяц).
Другими словами, центральным вопросом оценки себестоимости продукции является следующее -- какой период выбрать для отнесения постоянных производственных издержек:
· период, в котором издержки фактически появляются,
· период, в котором продукция реализуется.
В классической литературе по учету издержек описываются два метода калькуляции себестоимости:
· метод поглощенных затрат (Absorption Costing), при котором все производственные издержки (переменные и постоянные) относятся на себестоимость произведенной продукции и, следовательно, пропорционально распределяются между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе;
· метод прямых затрат (Direct Costing), при котором все затраты подразделяются на переменные и постоянные, при этом переменные затраты относятся на произведенную продукцию, а постоянные затраты относятся на реализованную продукцию.
Метод прямых затрат часто называют методом переменных затрат (Variable Costing), причем это название в большей степени отражает сущность метода, так как в стоимость товарно-материальных запасов готовой продукции включаются не только прямые затраты труда и материалов, но и переменные производственные издержки.
Приведем вкратце основные особенности этих подходов и их отношение к реальной практике на украинских предприятиях.
Основные особенности метода поглощенных затрат:
· наиболее часто применяется на украинских предприятиях;
· в основном используется для внешней отчетности;
· основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции;
· предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные;
· запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости;
· так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции.
В результате и цены на эти виды продукции, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции. Данный метод учета хорошо использовать в тех случаях, когда:
· на предприятии производится только один продукт или несколько продуктов, но в небольшом объеме;
· сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;
· имеются долгосрочные контракты на выполнение определенного объема работ.
Основные особенности метода переменных издержек состоят в следующем:
· независимо от учетной политики, принятой на предприятии, этот метод необходим в управленческом учете.
· метод основывается на учете конкретных производственных затрат.
· постоянные издержки всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.
· предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные и, следовательно, дает возможность проводить анализ безубыточности.
2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ
2.1 Экономическая сущность прибыли
Прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.
Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы полагали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительских стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Риккардо обосновали свою идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли.
В экономической литературе ХХ столетия можно выделить следующие основные теории прибыли, в которых она характеризуется как результат:
· производства капитала (прибыль есть результат капитала как обязательного фактора любого производства);
· воздержания (прибыль выступает как вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);
· трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех видах;
· существования монополии.
Общим признаком указанных теорий является признание источником прибыли творческой деятельности предпринимателя.
Эволюция теоретических подходов к выяснению сущности прибыли показывает ее сложность и многомерность. Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Она является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложения.
Прибыль - основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.
Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений, осуществляется материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.
В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденными в законодательном порядке.
Особенностью прибыли является то, что ее накопление зачастую происходит не в денежной форме, а в форме расходов на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующие воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.