Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Современное состояние экономики, возрастающая роль государственного регулирования, динамичность протекающих процессов требуют быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения. В этих условиях возрастает роль исследований природы изъянов государства. Изъян государства – это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. А изъян рынка - неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве. В связи с этим мы проанализируем изъяны государства и изъяны рынка в отдельности и в сравнительной форме. Так как данная тема очень актуальна и интересна.

Содержание

1. Введение
2. Изъяны государства
3. Изъяны рынка
4. Анализ изъянов государства и изъянов рынка в сравнительной форме
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

изъяны государства в соответствии с изъянами рынка.docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт экономики

 

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Экономика общественного сектора»

на тему: «Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ДФЭБ-11б

Васильева А.А.

 

Проверила:

ст. преп. Иглина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань – 2012

 

Содержание

  1. Введение
  2. Изъяны государства
  3. Изъяны рынка
  4. Анализ изъянов государства и изъянов рынка в сравнительной форме
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное состояние экономики, возрастающая роль государственного регулирования, динамичность протекающих процессов требуют быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения. В этих условиях возрастает роль исследований природы изъянов государства. Изъян государства – это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. А изъян рынка - неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве. В связи с этим мы проанализируем изъяны государства и изъяны рынка в отдельности и в сравнительной форме. Так как данная тема очень актуальна и интересна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изъяны государства

Изъян государства – это  его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

Концепция изъянов государства  менее развита, чем теория изъянов  рынка. Однако выделяются четыре группы факторов, негативно сказывающихся  на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой относится ограниченность доступной информации. Здесь имеется  прямая аналогия с информационными  проблемами, возникающими в условиях рынка. Само по себе участие государства  далеко не всегда позволяет решить эти проблемы. В ряде случаев общественный сектор лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с увеличением  ее объема.

Между тем каждое конкретное решение, прежде чем быть принятым, нуждается в анализе с точки  зрения возможных потерь. Там, где  не хватает объективных данных, позволяющих  с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует, как правило, воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности  государства и экспансии общественного  сектора.

Вторая группа факторов –  это неспособность государства  полностью контролировать реакцию  контрагентов на его действия. Общественный сектор – лишь одна из составных  частей рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные  с принуждением, вплетаются в сложную  структуру взаимодействий между  другими субъектами экономики. Государство  не может и не стремится нейтрализовать их активность, оно лишь в некоторой  мере ее модифицирует. Но, следовательно, конечные результаты начинаний, которые  предпринимает государство, зависят  не только от него самого.

Помня, что государство  в рыночной экономике заведомо не является всесильным, удается избежать иллюзии, будто для любого изъяна рынка существует такая форма  государственного вмешательства, которая  позволяет его полностью преодолеть, не вызвав побочных негативных последствий.

Третья группа связана  с несовершенствами политического  процесса. Под воздействием обстоятельств, рассмотренных в данной главе, в частности рационального неведения избирателей, принятия произвольных и манипулируемых решений, влияния групп специальных интересов и погони за рентой, политика государства отнюдь не всегда обеспечивает даже ту меру эффективности и справедливости, которая в принципе достижима на основе доступной информации и фактического влияния на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов касается ограниченности контроля над  государственным аппаратом. Особенности  положения и поведения бюрократии способны, как было показано, усиливать  неэффективность функционирования общественного сектора, в частности, вести к его чрезмерному разрастанию  и неоправданному увеличению затрат.

В силу изъянов государства  на практике не удается обеспечивать равновесия Линдаля, а значит, при производстве общественных благ возникают потери эффективности. Очевидно, например, что ограниченность информации, обусловленная, в частности, сокрытием предпочтений, препятствует достижению точного соответствия между налогом и индивидуальной готовностью платить за общественное благо.

Сталкиваясь с конкретным изъяном рынка, экономист имеет  основание поставить вопрос о  целесообразности государственного вмешательства  и использовании общественного  сектора. Однако, поскольку существуют изъяны государства, целесообразность вмешательства не столь очевидна, а выбор его оптимальных форм и методов не столь прост, как  могло бы показаться на первый взгляд. В то же время не оправдана и  противоположная крайность: наличие изъяна государства само по себе не предопределяет однозначный выбор в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка.

Для реальной экономики, не укладывающейся в рамки элементарных моделей, характерны ситуации, когда  одновременно дают о себе знать и  изъяны рынка, и изъяны государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается, лишь усиливая влияние других. На практике редко встречаются идеальные  решения. Однако в любой ситуации важно выявлять все имеющиеся  варианты действий. Варианты, предполагающие активное государственное вмешательство, помогают преодолевать изъяны рынка, но часто связаны с изъянами государства. Принимая политическое решение, следует  сопоставить экономические последствия  тех и других, чтобы определить оптимальную форму и меру вмешательства.

Даже если количественные сопоставления сделать не удается, самое общее представление о  тех изъянах рынка и изъянах  государства, которые имеют отношение  к рассматриваемой конкретной ситуации, позволяет многое прояснить и  в ней, и в намечаемых способах использования общественного сектора. Прежде всего отпадают заведомо неприемлемые варианты, базирующиеся на чрезмерно оптимистичной оценке возможностей либо рынка, либо государства. Обычно именно эти варианты внешне наиболее привлекательны. Остальные варианты предстают в более реалистическом свете, и расширяется информационная основа для их сравнения.

Экономика общественного  сектора помогает, насколько это возможно, избегать как изъянов рынка, так и изъянов государства.

 

 

 

 

Изъяны рынка

Изъян рынка - неспособность  рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в  желательном или оптимальном  количестве.  Несостоятельность  рынка проявляется в результате неисключительного и (или) неконкурентного  потребления благ. Неисключительность означает, что индивидам, не оплатившим благо, нельзя воспрепятствовать им воспользоваться. Например, все используют преимущества чистого воздуха независимо от того, сделали они вклад в борьбу с его загрязнением или нет. В этом случае индивиды не станут платить за благо, которое они могут получить даром, и, следовательно, рыночная система обмена не работает. Потребление блага является неконкурентным, если его потребление одним индивидом не препятствует потреблению его любыми другими индивидами. Опять-таки, удовольствие от вдыхания чистого воздуха является неконкурентным. В этом случае взимание платы, препятствующее потреблению товара, невозможно, так как товар является доступным и бесплатным для любого желающего. В этом случае рыночная система не может обеспечить оптимального уровня потребления. В реальной жизни мы часто сталкиваемся с благами, потребление которых частично является конкурентным, а частично неконкурентным. Например, если я сделал себе профилактическую прививку, то получил чистую личную пользу, но, кроме того, я принес пользу всем окружающим, так как снизил риск заражения каждого из них. В этом случае имеет место положительный внешний эффект от моего потребления. При наличии внешних эффектов рынок может оказаться неспособным обеспечить оптимальный уровень производства, хотя некоторые экономисты считают, что эта проблема может быть преодолена через торг всех заинтересованных сторон.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное  действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.

Изъяны рынка возникают  вследствие:

  1. ограниченной конкуренции;
  2. внешних эффектов;
  3. неполноты информации.

Ограниченность  конкуренции:

Поскольку монополия  ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Сложнее дело обстоит  в ситуации естественной монополии. В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства. Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентрация экономически эффективна. Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его, искусственно поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства.

Следует напомнить, что ограниченная конкуренция, не обеспечивающая оптимального использования ресурсов, имеет место не только, когда рынок  полностью контролируется единственным производителем, но и в более общем случае, когда крупный производитель или посредник способен эффективно воздействовать на цену.

На практике контроль над ограниченным рынком обычно сохраняет тот поставщик услуг, который первым сумел в приемлемой степени удовлетворить весь предъявляемый спрос: компания, первой построившая водопровод, врач, успевший завоевать репутацию, и т.п. Чтобы завладеть рынком, предполагающим естественную монополию, как правило, требуются значительно большие затраты, чем чтобы удержать его.

Естественная  монополия чаще всего характерна для рынков услуг, поскольку они  не поддаются транспортировке и  в большинстве случаев могут реализовываться лишь тем потребителям, которые находятся в непосредственном контакте с производителем. Поставщики услуг вынуждены работать на ограниченный рынок, нередко более узкий, чем оптимальные масштабы концентрации производства (из этого правила имеются исключения, например, телевешание, авиационный и автомобильный транспорт и др.).

Не имея возможности  преодолеть естественную монополию  без потери эффективности, государству  приходится выбирать один из двух основных подходов: использовать меры регулирования  не для устранения монополии, а для  прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста либо заполнять зоны естественной монополии предприятиями, организациями и программами общественного сектора. Регулирование может выражаться, в частности, в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств.

Предоставление  государственными и муниципальными органами различного рода услуг в ситуациях естественной монополии — обычная практика в большинстве стран мира. Это касается многих видов коммунальных услуг, метрополитенов, почтовой службы и др. Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов.

Внешние эффекты:

Выделяют следующие типы внешних эффектов:

  1. временные (между поколениями);
  2. глобальные (между странами);
  3. межсекториальные;
  4. межрегиональные;
  5. локальные.

В условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может использовать ресурсы, не неся издержек в размере их альтернативной стоимости, а потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость каждого товара. Только в этом случае обеспечивается оптимальная аллокация ресурсов, цены соответствуют предельным полезностям, а доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики. Напомним, что альтернативная стоимость — это потенциальная отдача от лучшего из всех тех вариантов использования данного ресурса (блага), которые были принципиально возможны, но остались нереализованными.

Если кто-то эксплуатирует  ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект. Вместе с тем нередки позитивные переливы полезного эффекта.

Там, где имеют  место негативные внешние эффекты, возникает тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов. Позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством, поскольку для тех, кто обусловливает их своей деятельностью, результаты оказываются неадекватными затратам.

Проблемы, связанные  с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.

Информация о работе Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка