Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:01, реферат

Краткое описание

Современное состояние экономики, возрастающая роль государственного регулирования, динамичность протекающих процессов требуют быстрой и адекватной реакции на происходящие изменения. В этих условиях возрастает роль исследований природы изъянов государства. Изъян государства – это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. А изъян рынка - неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве. В связи с этим мы проанализируем изъяны государства и изъяны рынка в отдельности и в сравнительной форме. Так как данная тема очень актуальна и интересна.

Содержание

1. Введение
2. Изъяны государства
3. Изъяны рынка
4. Анализ изъянов государства и изъянов рынка в сравнительной форме
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

изъяны государства в соответствии с изъянами рынка.docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

Ярким примером следующего провала рынка — неполного рынка — являются рынки капиталов и рынок страховых услуг. На рынках капиталов частные компании не хотят вкладывать денежные средства в кредитование малого бизнеса, внешней торговли, в ипотеку, а также в обучение в вузах. На рынке страховых услуг существует проблема отказа от страхования против наводнений, болезней пожилых людей, против колебаний рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. В изменение ситуации государство пытается вмешаться путём принудительных законодательных инструментов. Здесь же следует упомянуть и проблему дополняющих рынков, которую в некоторых случаях решает опять же государство. Следовательно, в данном примере государство вновь является гарантом смягчения и нейтрализации рыночного провала.

Поговорим о макроэкономической нестабильности — колебаниях экономической активности (экономических циклах), которая проявляется в нестабильности уровня безработицы, инфляции, недозагрузки производственных мощностей, дефиците государственного бюджета, внешнеторгового платёжного баланса и т. д. Сама рыночная экономика основывается на частной собственности средств производства, игроки, владеющие средствами производства действуют обособленно друг от друга, на свой страх и риск определяя объёмы производства, закупа материалов и т. д. В результате происходит несовпадение спроса и предложения на рынке, что влечёт его макроэкономическую нестабильность. Всё вышеперечисленное вызывает необходимость во вмешательстве государства, что называется макроэкономической государственной политикой. Вновь получаем, что негативное явление рынка нейтрализуется государством.

Следующий провал рынка — неравенство в распределении доходов и ресурсов. Распределение доходов и ресурсов, обеспечиваемое рынком, не отвечает нравственным законам и является крайне несправедливым и неравномерным. Рыночная система обеспечивает игроков, владеющих ресурсами. Ресурсы же распределены неоднородно по причине различий в трудовом вкладе и нестабильности рыночной конъюнктуры, что снижает стимулы к эффективной работе. Для нашей страны это особенно актуально, так как более 50 % людей находится за гранью нищеты (в основном пенсионеры, студенты и работники государственной сферы). Сложившаяся ситуация, впрочем, может быть отнесена к провалу как рынка, так и государства.

Ведь только государство  обладает рычагами, которые могут сгладить имущественное неравенство граждан, например, путём введения прогрессивного налога, социальных дотаций нуждающимся, увеличения пенсий и т. д. На примере России и многих других стран мы можем сказать, что государства зачастую не в силах побороть данную проблему на должном уровне в силу изъянов своего устройства и недостатков законодательной базы. Но, чисто теоретически, только государство обладает рычагами для нейтрализации данного рыночного провала.

К изъянам рынка относится  также естественная монополия. Конкуренция — основное и неотъемлемое условие существования рыночной экономики. В результате конкуренции сильные фирмы побеждают слабые, неэффективные вынуждены покидать рынок, а наиболее сильные остаются и расширяют своё производство и поле действия в целом. С течением времени может остаться одна сильная фирма и занять положение монополиста. Это грозит потребителям завышением цен, а, следовательно, обществу в целом — потерями. Данную проблему решает антимонопольное законодательство во главе с государством, как и в ранее приведённых примерах.

Подводя итог части о провалах рынка, нужно сказать, что именно государственное регулирование позволяет рынку сохранять некоторую стабильность и сглаживает рыночные провалы, а в некоторых случаях и вовсе их нейтрализует. Следовательно, государственное вмешательство в экономик}' необходимо, а вот в какой степени — покажет анализ провалов государства. которые нейтрализует как раз рынок. Судя по уже сделанному анализу, стоит отметить, что рыночные изъяны являются достоинствами государства, его плюсами вмешательства в экономику.

Теперь обратимся к  провалам государства. Недостатки государства  вытекают из двух основных особенностей данного института:

  1. механизма демократического аппарата, который собственно и ведёт к Парето-неэффективности;
  2. посреднического характера деятельности государства — государственной бюрократии.

Большим недостатком государственного института является проблема выявления общественных предпочтений. Все индивиды проявляют разный интерес к тому или иному общественному продукту. Действуя, исходя из собственных предпочтений, индивиды склонны завышать или занижать потребность в общественных благах. Завышают в случае, когда благо очень важно, полезность данного блага для общества в данном случае может быть даже переоценена. Занижают, когда хотят заплатить меньше за данное благо, вследствие чего происходит недооценка данного блага для общества. За недостоверную информацию никто не несёт наказания, и поэтому государству достаточно трудно оценить значение того или иного блага для общества и принять решение об объёмах его производства. Решение данной проблемы было предоставлено с помощью налога Кларка, предложившего для выявления истинных предпочтений дать людям возможность сказать, какую полезность им принесёт данное благо, т. е. сколько они готовы за него заплатить, и тем самым путём подсчётов принять решение о производстве наиболее полезного для большинства блага в нужном объёме. Но эту модель невозможно применить на практике, так как она, главным образом, противоречит критерию сбалансированности расходов на общественное благо с уровнем налоговых изъятий и имеет ряд других практических недостатков, связанных с индивидами (они могут образовывать коалиции, не иметь возможности заплатить за благо и т. д.).

Рассмотрим следующий  провал государства, который вызван так называемыми агентскими отношениями. Они существуют тогда, когда организация или индивндум (агент) действуют от лица другой организации или индивидума (принципал). Из-за асимметричности информации между ними, подчас дорогостоящего контроля принципала за действиями агента и разности их целей агентские отношения неэффективны. Правительственная демократия сама создаёт агентские отношения в рамках государственного сектора, вследствие того, что государственными ресурсами располагает небольшая группа людей, действующих от имени государства, именуемая бюрократией. Бюрократия касается сразу двух провалов государства. Зачастую бюрократы обладают большим количеством информации благодаря своему положению (ещё один провал государства — асимметричная информация в общественном секторе). Бюрократы могут использовать эту информацию в своих личных интересах, а общество может понести потери из-за нехватки, неполноты, а порой и отсутствия информации. Проблема бюрократии в том, что они имеют привилегированное место в обществе (ведь кто-то должен исполнять государственную волю), но, как и все индивиды, бюрократы ставят своё благополучие намного выше, чем общественное, а часто и вообще забывают, что обязаны служить для обеспечения общества необходимым общественным продуктом и создания его благополучного существования. В России, да и вообще в большинстве стран, это довольно распространённая проблема, решение которой ещё не придумано, ведь бюрократия — неотъемлемая часть государственной власти, искажающая реальное распределение ресурсов и информации и заставляющая общество нести огромные потери. Действия бюрократов могут и не отражать их общий интерес, они просто могут завышать количество продукта, производимого их бюро. Общество и политики могут не обладать знаниями в сфере бюро и не знать, какой объём общественного продукта требуется. Это даёт возможность завышения, что ведёт к удалению от точки Парето-эффективности, перепроизводству и потерям общества. Тут уже стоит упомянуть другой провал государства — бюрократическую монополию. Это свойство бюрократии, означающее, что бюрократ является единственным экономическим субъектом, способным определить масштабы производства тех или иных благ (несение тех или иных государственных расходов). Бюрократическая монополия схожа с естественной, для снижения монопольной власти бюро государство создает дублирующие, оппозиционные органы, но тогда общество несёт потери на содержание дублирующего аппарата, а также за счёт принятия неверных решений этими бюро. Тут стоит упомянуть модель максимизации бюджета Нисканена. Это концепция, которая доказывает возможность существования избыточного финансирования бюро в связи с асимметричной информацией, существующей между бюро и органом, выделяющим денежные средства. Это утрированная модель, так как бюро не всегда обладает монопольной информацией и не все государственные служащие ставят перед собой цель завысить бюджет.

Для решения противоречий между принципалом и агентом и снижения потерь общества государство может предпринять ряд мер по усовершенствованию агентских отношений. К ним относятся: совершенствование стимулов в деятельности государственных служащих; повышение уровня информированности принципала; изменение предпочтений государственных служащих.

Следующий недочёт государства  — погоня за рентой. Это вложение средств с целью получения привилегий, которые, в свою очередь, принесут с собой получение ренты. Погоня за рентой является причиной бюрократической монополии, она возникает вследствие асимметричности информации и агентских отношений в общественном секторе. Погоня за рентой вызывает следующие издержки: потери при получении привилегий, а также потери общества от предоставленной бюрократами заинтересованным группам и фирмам монополии. Погоня за рентой осуществляется так называемой группой специальных интересов — это индивиды, для которых некоторые мероприятия вызывают неадекватные однонаправленные приращения полезности за счёт потерь общества. Инструментом влияния таких групп является лоббирование — это попытка навязывания обществу своей позиции, желание представить её в наиболее выгодном свете и привлечь политиков, государственных чиновников. Так же имеет место логроллинг, который является процедурой обмена голосами за пакет решений несколькими политическими группировками.

Итак, обобщим и перечислим, какие провалы несут за собой  те или иные особенности государственного института, а именно несовершенство механизма общественного выбора является причиной:

  1. парадокса Кондорсе;
  2. неэффективности выбора при пропорциональном налогообложении;
  3. искажении общественных предпочтений;
  4. логроллинга.

Агентские отношения, в свою очередь, вызывают:

  1. асимметричность информации;
  2. бюрократическую монополию;
  3. погоню за рентой.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что и рынок, и  государство не являются совершенными институтами и имеют свои изъяны. Некоторые из этих изъянов данные институты научились хотя бы частично сглаживать, взаимодействуя, а панацею от некоторых ещё не нашли. Резюмируя, можно сказать, что государство и рынок должны взаимодействовать, повышая свою эффективность и снижая потери общества, но вопрос о размерах их взаимодействия в каждом конкретном случае и проекте должен решаться путём тщательного экономического анализа потерь и убытков данного взаимодействия.

Сравнение изъянов рынка и государства

Институт

Достоинство

Провал

Государство

Решение проблемы фрирайдерства

Естественная монополия

Жизненно важные блага

Проблема выявления общественных предпочтений

Проблема агентских отношений  Асимметричная информация Бюрократическая  монополия Погоня за рентой

Рынок

Ограничение проблемы агентских  отношений

Выявление общественных предпочтений

Общественные блага

Внешние эффекты

Асимметричная информация Естественная монополия Жизненно важные блага


 

 

 

Заключение

Изъян государства – это  его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. А изъян рынка - неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще либо произвести их в желательном или оптимальном количестве. Можно сделать вывод о том, что и рынок, и государство не являются совершенными институтами и имеют свои изъяны. Некоторые из этих изъянов данные институты научились хотя бы частично сглаживать, взаимодействуя, а панацею от некоторых ещё не нашли. Резюмируя, можно сказать, что государство и рынок должны взаимодействовать, повышая свою эффективность и снижая потери общества, но вопрос о размерах их взаимодействия в каждом конкретном случае и проекте должен решаться путём тщательного экономического анализа потерь и убытков данного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Экономика государственного сектора. Дж. Ю. Стиглиц; Московский университет, 1997 г.
  2. Экономика общественного сектора. Г.А. Ахинов. Научная библиотека МГУ, 2008 г.
  3. Экономика общественного сектора. Л. И. Якобсон http://emsu.ru/um/default.asp?c=713&p=3
  4. Визуальный словарь. Понятие изъяна рынка. http://jur.vslovar.org.ru/5489.html

 


Информация о работе Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка