Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной науке инвестиции рассматриваются одним из основных источников экономического роста. Инвестиции – это долгосрочные вложения, направленные на воспроизводство капитала, его поддержание и расширение.
В российском обществе и экономике в последнее время установилась стабильность, которая позитивно сказывается на развитии ситуации в стране в целом. Российская экономика на сегодняшний день интегрирована в мировую, за последние 6 лет экономический рост составил около 45%.

Содержание

Введение
1. Экономическая природа инвестиций
1.1. Понятие и виды инвестиций
1.2. Процент и действительная стоимость капитальных актов
1.3. Принципы принятия инвестиционных решений
2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Понятия и принципы инвестиционной политики государства
2.2. Виды инвестиционной политики государства
2.3. Эффективность инвестиционной политики
3. Инвестиционная политика государства в экономике России
3.1. Анализ инвестиционной политики
3.2. Эффективность инвестиционной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика государства.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Эи = П/К или Ток = К/П,

(2.2)

 

где,     Эи  абсолютная эффективность инвестиций в основной капитал;

П  прибыль (бухгалтерская, чистая), полученная в результате вложения инвестиций в основной капитал;

К  инвестиции в основной капитал (капитальные вложения);

Ток  срок окупаемости капитальных вложений.

Эффективность инвестиций в основной капитал на макроу­ровне определяется из выражения (2.3):

Эн/х = ΔНД/К,

(2.3)

 

где, Эн/х  эффективность инвестиций в основной капитал;

ΔНД  прирост национального дохода за счет вложения инвестиций в основной капитал;

К  инвестиции в основной капитал.

Необходимо отметить, что в научной литературе недостаточ­но изучены и освещены факторы, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций. Кроме того, среди авторов нет единого взгляда при исследовании данного вопроса.


3. Инвестиционная политика государства в экономике России

3.1. Анализ инвестиционной политики

 

В экономику России в 2009г. вложено 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. В 2008 году 8781,6 трлн. руб. по сравнению 2009 с 2008г. инвестиции в сопоставимых ценах сократились на 16,2%., объем инвестиций в 2010 году составил 9348,2 при этом показатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2009г. За весь 2009 год сокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (в 2008 году был рост на 9,8%), что лучше прогноза аналитиков (17,3%) и Минэкономразвития(17,6%). В номинальном выражении объем инвестиций в 2009 году составил 7 трлн 539,9 млрд руб.

В 2010 году организациями всех форм собственности использовано 39741.1 миллиона рублей инвестиций в основной капитал, или 100.5% к 2009 году.

Предприятиями и организациями области (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) инвестировано в основной капитал 27667.5 миллиона рублей, или 89.9% к уровню 2009 года.

Введено в действие 229,6 тыс. зданий (в 2008г. – 224,6 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 380,5 млн. м3(446,2 млн. м3), общая площадь – 89,8 млн. м2 (102,5 млн. м2). В 2010гВ общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий (кроме жилых) и сооружений – 16203,2 млн. рублей. В 2009 году 233. тыс. зданий

Построено 701,3 тыс. квартир общей площадью 59,8 млн. кв. метров, что на 6,7% ниже уровня 2008 года. Доля жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, в общем вводе жилья составила 47,8% (в 2008г. – 42,7%). В 2010г общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий (кроме жилых) и сооружений – 16203,2 млн. рублей.

В 2009г. по сравнению с 2008г. увеличился ввод в действие учреждений начального профессионального образования в 21,3 раза, театров – в 2,2 раза, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) – на 34,9%, гостиниц – на 16,8%; уменьшился ввод учреждений среднего профессионального образования – в 5,1 раза, домов отдыха – в 2,1 раза, высших учебных заведений – на 38,9%, дошкольных образовательных учреждений – на 36,2%, больничных учреждений – на 34,9%, амбулаторно-поликлинических учреждений и концертных и киноконцертных залов – на 29,4%, общеобразовательных учреждений – на 12,6%. Ввод коммунальных сетей, в зависимости от вида, сократился в диапазоне от 23,0% до 55,3%.

В 2010 году увеличился ввод в действие образовательных учреждений среднего профессионального образования в 13,4р., театров – в 4,3р., торгово-развлекательных центров – в 3,3р., общеобразовательных учреждений – в 1,8р, домов отдыха, амбулаторно-поликлинических учреждений, домов-интернатов для престарелых, инвалидов (взрослых и детей) –в 1,5р.; уменьшился ввод гостиниц в 2,1р., дошкольных образовательных учреждений – на 20,8%, учреждений культуры клубного типа – на 18,0%, больничных учреждений – на 9,6%. Ввод коммунальных сетей, в зависимости от вида, увеличился в диапазоне от 1,1 до 2,7 раза, кроме газовых сетей, ввод которых уменьшился на 30,4%.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2009г. составил 3869,1 млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 16,0% ниже уровня 2008 года. В 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличился объем производства плитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелких из ячеистого бетона на 32,0%, извести технологической – на 17,5%, извести строительной – на 16,5%, цемента – на 11,3%, плитки керамической для полов – на 9,9%, гипса – на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 8,2%; сократился объем производства кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня – на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 2,0%.

Затраты на приобретение в собственность земельных участков, объектов природопользования и других нефинансовых активов. В январе – декабре 2010 года на развитие экономики и социальной сферы области (с учетом параметров неформальной экономики) использовано 40148,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет 141,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.

В 2010 году в общем объеме инвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий и сооружений – 16203,2 млн. рублей, на приобретение машин, оборудования, инструмента и инвентаря – 16061,1 млн. рублей, прочие – 591,6. В 2009г. использовано 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 83,8% к уровню 2008г. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств в 2009г. составили 371,8 млрд.рублей, или 20,7% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в 2008г. – 20,0%).

 

3.2. Эффективность инвестиционной политики

 

Эффективная инвестиционная политика должна строиться на основе следующих принципов:

                   формирование привлекательного инвестиционного климата;

                   определение приоритетных направлений развития науки и техники;

                   концентрация инвестиций на стратегических направлениях развития науки и техники;

                   отбор эффективных инвестиционных проектов с учетом рисков;

                   объективная оценка инвестиционного потенциала предприятий.

Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов.

Поэтому проблема конкурентоспособности российской экономики является многофакторной и должна решаться по многим направлениям одновременно. В ряду этих факторов центральное место занимают инновации, являющиеся основой экономического развития, с помощью которых только  и может быть осуществлена глубокая реструктуризация российской экономики.

Причем задача заключается не в том, чтобы дать возможность инновациями следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с помощью активной инвестиционной политики превратить инновации в один из основных факторов роста российской экономики, обеспечить ее перевод на инновационный путь развития и освоение достижений современного технологического прогресса.

Исходя из изложенного выше, при выборе приоритетных направлений инвестиционной политики необходимо учитывать следующие требования:

                   многоуровневый характер приоритетных направлений (федерального, регионального, отраслевого по видам экономической деятельности и микроуровня);

                   учет межрегиональных и межотраслевых связей;

                   возможность выполнения коллективных НИОКР  с участием нескольких научно-исследовательских организаций;

                   организацию выполнения НИОКР на конкурсной основе;

                   образование кластерных структур, стимулирующих взаимодействие науки, образования и высокоэффективного производства.

Основными  критериями отбора должны быть прогнозируемый вклад в ускорение роста ВВП, обеспечение национальной безопасности России, повышение конкурентоспособности экономики, а также снижение риска техногенных катастроф.

Для оценки инвестиционного потенциала следует выбрать такой круг индикаторов, которые позволят систематизировать факторы, определяющие инвестиционную ситуацию, и в силу своей специфики будут отличаться либо достаточной консервативностью, либо постоянной тенденцией к изменению. Подобный подход реален при достижении определённой стабильности общеэкономического положения как по стране в целом, так и на уровне отдельных территорий региона.

Оценка и выбор высокоэффективных инвестиционных проектов является главным условием осуществления современной инвестиционной политики. В конечном счете, эффективность инвестиционной политики и темпы роста экономики в значительной мере определяются совершенством системы отбора инвестиционных проектов к реализации, адаптацией ее к существующим и сменяющимся во времени условиям функционирования экономики.

Руководствуясь изложенными выше требованиями, предлагается использовать следующую процедуру оценки экономической эффективности инвестиций, которая, обеспечит единство методики, используемой для получения исходной информации и интерпретации полученных результатов расчета.

В системе управления реальными инвестициями отбор эффективных инвестиционных проектов представляет собой один из наиболее ответственных этапов. От того, насколько качественно проведён этот отбор, зависят сроки возврата вложенного капитала, варианты альтернативного его использования, дополнительно генерируемый поток прибыли предприятия в предстоящем периоде.

Решения о выборе проектов и структуре распределения средств принимаются на основании приоритетов, установленных инвестиционной политикой на текущий период.

Инвестиционная политика и ее цели не являются самодостаточными, они подчинены требованиям экономической политики в целом.

Приоритеты инвестиционной политики, направленной на формирование и поддержку в длительной перспективе конкурентных преимуществ национальной экономики, устанавливаются на основе анализа баланса положительных и отрицательных последствий реализации того или иного направления совершенствования детерминант конкурентных преимуществ.

Выигрыши и потери оцениваются качественно и количественно. Качественная оценка осуществляется экспертным путем с помощью приведенных выше переменных, например переход от критического состояния в базовом периоде к удовлетворительному состоянию в перспективе или переход от критического состояния к кризисному и т. п.

Систематизированные и обобщенные в ходе исследования основные методические подходы к инвестиционному анализу были применены для оценки экономической эффективности пяти инвестиционных проектов, что позволило апробировать на практике предложенные подходы, и обеспечило достаточно представительную базу для обобщения полученных результатов.

Тем не менее, следует признать, что выбор инвестиционных проектов не может быть осуществлен на основе одного формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам. Однако, проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных, зачастую противоречивых характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, виде экономической деятельности (отрасли).

Меры по улучшению инвестиционного климата России:

1.Улучшение административных процедур:

                   строительство производственных объектов, включая вопросы техрегулирования,  в том числе строительство по европейским стандартам;

                   таможенное администрирование при экспорте и импорте высокотехнологической продукции;

                   сокращение отраслевых административных барьеров;

                   страхование ответственности вместо получения разрешений и лицензирования.

2.Оптимизация миграционного режима.

3.Снижение роли государства: приватизация, реорганизация государственных корпораций, реорганизация государственных корпораций.

4.Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре.

5.Селективные налоговые льготы и оптимизация возмещения НДС.

6.Совершенствование правоохранительной деятельности и судебной практики.

7.Системная работа по улучшению инвестиционного имиджа.

Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов:

Передача функций по формированию земельных участков, организации и проведению торгов по их продаже, а также представлению земли без проведения торгов в аренду специальным агентам в форме учреждений с зачислением части средств от продажи или аренды земельных участков в доход таких организаций.

Информация о работе Инвестиционная политика государства